ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музейное дело и охрана

Учебная программа для специальности

ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКИХ СТРАН

УТВЕРЖДАЮ

Учреждение образования

“Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины”

 

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

 

______________И.В. Семченко

 

“______”____________2010 г.

Регистрационный № УД __________ /р

 

 

(ИСТОРИЯ РОССИИ И УКРАИНЫ)

историко-культурного наследия (история и музеология)»

Факультет исторический

 

Кафедра истории славян и специальных исторических дисциплин

 

Курс 1

Семестр 1, 2

 

Лекции 66 час.

(количество часов)

Практические Экзамен 1 Зачёт 2

занятия 52 час. (семестр)

(количество часов)

 

 

Всего аудиторных часов Форма получения

по дисциплине 118 час. высшего образования

 

Всего часов дневная

по дисциплине 556 час.

Составили С.Б. Жихарев, кандидат исторических наук, доцент,

А.И. Зеленкова, кандидат исторических наук, доцент

 

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, утверждённой 13марта 2009 г.

регистрационный номер ТД- Е108 /тип.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры истории славян и специальных исторических дисциплин

____ ____________ 2010 г., протокол №

 

 

Заведующий кафедрой

 

_______________ Г.А. Алексейченко

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению

методическим советом исторического факультета

 

____ ____________ 2010 г., протокол №

 

 

Председатель

 

_______________ Г.А. Алексейченко

 

 

Учебная программа курса для специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Типовая учебная программа специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия». Утверждена Министерством образования Республики Беларусь 13.03.2009 г. Регистрационный номер ТД- Е 108/тип.

Основными отличительными особенностями программы является реализация компетентностного подхода к подготовке специалистов, с учётом современной концепции организации учебной деятельности студентов.

История – специальность гуманитарного направленияпедагогического профиля, предметной областью которой является система знаний о жизнедеятельности человеческого общества в его прошлом и настоящем. История восточных славян представляет собой часть истории славянских народов и всемирной истории. Она занимает важное место в системе высшего исторического образования. Курс «История России и Украины» охватывает историю России и Украины с древнейших времён до начала XXI в. Продуктивным выглядит подход к историческим этапам не как разрозненным и малосвязанным между собой событиям, а как к соподчиненному процессу.

Студенты в данном курсе познакомятся с проблемой славянской прародины и генезиса славянских народов, норманнской проблемой и образованием Древнерусского государства, политическим развитием Древней Руси, причинами и сущностью средневековой раздробленности на Руси, монголо-татарским фактором в исторических судьбах восточных славян, образованием Российского единого государства и его централизации, сословно-представительной и абсолютной монархиями, политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, историческими судьбами украинского народа, национально-освободительной борьбой украинского народа и образованием гетманского государства, казацким фактором в истории Украины.

В процессе исторического развития восточнославянских народов были созданы такие произведения зодчества, литературы, живописи, которые навеки вошли в круг немеркнущих сокровищ мировой культуры. Были сделаны великие географические открытия, освоены громадные, поистине бескрайние пространства от Балтики до Тихого океана, от Алтая и Амура до Северного Ледовитого океана. Долгой и трудной дорогой шли восточнославянские народы. История запечатлела многочисленные яростные, драматические битвы и войны, народные восстания и национальную революцию украинского народа в середине XVII в., в процессе которых выдвигались яркие фигуры национальных лидеров и народных вожаков.

Для истории России XVIII–XIX вв. оказалось характерным такое явление, как циклические повторения тех или иных этапов с постоянным возобновлением действия сложившихся в прошлом закономерностей и событий. Одна из существенных причин такой повторяемости лежит в неспособности сделать содержательные и продуктивные выводы из истории, нежелании по-настоящему учиться на старых ошибках и просчетах. Мы приблизительно и поверхностно судим о прошлом, поэтому становимся обреченными на повторение одних и тех же ошибок, блуждаем вокруг исторически схожих проблем, возникающих развилок и тупиков. Вот почему данный курс предполагает изучение такого характерного феномена российской истории, как устойчивое чередование реформ и контрреформ в общественно-экономическом развитии.

Во второй половине XIX века наблюдались кардинальные изменения в социально-экономической, общественной и культурной жизни России: проведение буржуазных реформ, утверждение капитализма, начало монополизации промышленности, торговли, банковского дела, формирование новых социальных слоев населения. В начале XX века произошла Первая российская революция, состоялось учреждение законодательной Государственной думы (крупнейшее нововведение в системе государственного механизма России), наблюдалось становление многопартийной системы, дальнейшее развитие капитализма, монополизация промышленности, торговли, банковского дела, формирование новых социальных слоев населения. Ранее отсталая Российская империя перед Первой мировой войной превратилась в сильную аграрно-индустриальную державу, занявшую достойное место на мировой арене. Значительно возросли её связи с другими странами.

Октябрь 1917 года сформулировал свое понимание общественного развития. Это было чрезвычайно насыщенное время, сложное и противоречивое в жизни восточных славян. Русская революция, тоталитарный сталинский режим, войны, неоднократный голод уничтожили миллионы людей. Однако, несмотря на эти испытания, народы России и Украины не просто выживали, но и воздвигали новые города, осваивали космос, побивали мировые рекорды. В XX в. творили выдающиеся писатели, художники, совершали открытия ученые, действовали полководцы, политические руководители.

Цельпреподавания истории России и Украины заключается в том, чтобы дать систематизированную, обобщенную характеристику основных явлений и процессов истории России и Украины с древнейших времён и до современного этапа их истории, выработать целостную систему знаний по истории России и Украины в контексте мирового исторического процесса и в тесной связи с курсом отечественной истории. Перемены в жизни современных восточнославянских государств вызывают повышенный интерес к прошлому России и Украины, заставляют переосмыслить многие исторические факты, события, процессы, толкование которых до последнего времени было зачастую односторонним, неполным, тенденциозным. Уходят в прошлое догмы и стереотипы, господствовавшие в советской исторической науке. На смену трафаретному описанию приходят оригинальные исторические концепции. Возникают споры, разворачиваются дискуссии. В конце XX века в научный оборот вводится большое количество ранее не востребованных или недоступных для исследователей архивных материалов. В ряде работ учеными поднимаются сложные вопросы индустриальной модернизации СССР, углубленно изучается опыт проведения реформ в России и Украине. Прослеживаются как количественные, так и качественные изменения.

Задачамиизучения данной дисциплины являются: формирование и развитие исторического мышления студента, формирование профессиональных компетенций историка, понимание общих тенденций и специфики развития России и Украины, формирование у студентов умения анализировать закономерности и особенности государственно-политического, социально-экономического, внутриполитического, культурного и духовного развития России и Украины с древнейших времён до начала ХХ1 вв., ориентирование студентов в дискуссионных проблемах, в современном состоянии науки, истории России и Украины, формирование умений на практическое использование знаний для анализа современности и прогнозирования будущего.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к компетенциям студента по дисциплине «История России и Украины» студент должен знать:

– главные этапы становления и развития форм государственности на территории России и Украины;

– основные модели модернизационных процессов, становления доиндустриального, индустриального общества на территории России и Украины;

– главные этапы и тенденции развития России и Украины в ХХ в.;

– место и роль России и Украины в геополитических процессах ХХ в., вклад народов в победу над фашизмом;

– место и роль Российской Федерации и Украины в современном мире в условиях глобализационных процессов;

– главные этапы и достижения в развитии материальной и духовной культуры и культурно-историческое наследие России и Украины.

уметь:

– применять общеисторические принципы объективности и историзма при изучении истории и характеристике особенностей исторического развития России и Украины;

– проводить сравнительный анализ реформ и революций в процессе развития России и Украины, оценивать их результаты;

– оценивать место и роль России и Украины в мировом историческом процессе.

Учебная дисциплина обобщает результаты научных исследований по истории России и Украины. Опирается на методологические положения гуманитарных наук (политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, этнологии, этнографии, истории мировых религий, археологии). Использует материалы и результаты научных исследований специальных исторических дисциплин (источниковедения, нумизматики, исторической географии, хронологии, метрологии, антропонимики, топонимики и пр.). В разработку проблем истории славянских народов внесли свой существенный вклад советские и зарубежные историки. Дисциплина «История славянских стран (История России и Украины)» изучается студентами 1 курса специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия».

Общее количество часов 278, аудиторное количество часов – 118, из них лекции – 66, практические занятия – 52. Форма отчётности экзамен (1 семестр), зачёт (2 семестр).