Тема 1 Введение в историю Древнего Востока

Раздел 1 История Древнего Востока

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Содержание учебной дисциплины

Список литературы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ КУРСА

Основная функция курса — формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

 

Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:

· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

· Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2009/10 учебный год.

 

Для работы по данному тематическому планированию используются следующие учебные пособия:

· Т.В.Черникова «История России XVII - XVIII века» Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений.- Дрофа, 2002

· Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории России для 7 класса к данному учебнику

· Авторские презентации

 

определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку.

1. Карты по истории России;

2. Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты, карты по истории Российского государства);

3. Дидактический материал (раздаточный материал);

4. Компьютер, проектор, экран;

5. Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;

6. Мультимедийные энциклопедии по истории России;

7. Мультимедийная энциклопедия «Войны России;

8. Мультимедийная энциклопедия «Культура России»;

9. Рабочие тетради по истории России

 

Основная литература

1.«История России с древнейших времён до конца XVII века»: под редакцией А.Н. Сахарова. М.: Просвещение. 2008.

2. «История России, конец XVII –XIX век»: под редакцией А.Н. Сахарова. М.: Просвещение. 2008.

3. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. М., 1999.

4.Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе: Практическое пособие для учителей. М., 2002.

5.Клоков В.А., Пономарёв М.В. Тренажёр для подготовки к экзамену. История России. 10-11 классы. М., 2004.

6. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: Работа с историческими документами. /авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарёва. Волгоград: Учитель, 2005.

 

 

Дополнительная литература

1.Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. – М.: Вече, 2005. -320 с.

2.Петрович В.Г. Лекция в ИПК и ПРО.-2004.

3. Быков А.В., Кузьмина О.В. Эпоха Куликовской битвы. – М.: Вече, 2005. – 320 с.

4. Валишевский К.Иван Грозный. – М.: «ИКПА»,1989.- 418 с.

5. Валишевский К. Петр Великий. – М.: «ИКПА», 1990.- 411 с.

6. Виноградов В.Н. Борьба России за выход к Чёрному морю в XVIII-XIX вв. // Преподавание истории в школе, 2005.-№ 4.- С. 2-7.

7. Гордин Я. События и люди 14 декабря. – М.: Советская Россия, 1985.- 288 с.

8. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. - М.: Центрполиграф, 1975.- 495 с.

9. Греков Б.Д. Киевская Русь.- М.: Учпедгиз, 1953. – 489 с.

10. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. Вопросы к олимпиаде. - М. ВЛАДОС – пресс, 2001.- 208 с.

11. Ежов В.В. Самые знаменитые заговоры и перевороты России. - М. :ЭКСМО, 2002.- 409 с.

12. Жукова Л.В. История. Ответы на вопросы.- М.: Экзамен, 2000.- 256 с.

13. Зарезин М.И. Последние Рюриковичи. – М.: Вече, 2005.- 320 с.

14. Кириллов В.В. Курс истории России XVI – XX веков. - М.: Аквариум, 1998.- 256 с.

15. Коняев Н.М. Первые Романовы. – М.: Вече, 2006.- 320 с.

16. Коняев Н.М. Романовы. Расцвет и гибель династии. – М.: Вече, 2006.- 320 с.

17. Королёв А.С. Загадки первых русских князей. – Вече, 2003.- 320 с.

18. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. – М.: Вече, 2005.- 320 с.

19. Кучин В.А. Дмитрий Донской: биография и оценка деятельности //Преподавание истории в школе, 1991.-№ 2.- С. 51-59.

20. Лимонов Ю.А. Россия XVIII в. Глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1989.- 544 с.

21. Павленко Н.И. Тайны Петровской эпохи. – М.: Вече, 2006. – 320 с.

22. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Итоговый экзамен по истории в средней и старшей школе. Рекомендации по подготовке и проведению, варианты тестов.- М.: АРКТИ, 2004. – 224 с.

23. Троицкий Н.А. Курс лекций по истории России XIX века.- Саратов: Слово, 1994.- 272 с.

24. Ушаков А.В. Демократическая интеллигенция периода трёх революций в России.- М.: Просвещение, 1985.- 216 с.

25.Шефов Н.А. Хроника российской истории (в 2-х т.) – М.: Вече, 2006.- 320 с.

26. Шильник Лев. Чёрные дыры российской истории.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.- 192 с.

27. Широкорад А.Б. Русь и Орда. – М.: Вече, 2005. ЭНАС, 2007. -320 с.

28. Шишов А.В. Тайны эпохи Екатерины II. – М.: Вече, 2006.- 320 с.

29. Щавелева Н.И. Верования древних славян // Преподавание истории в школе, 1990.-№ 2.- С. 12-16.

Мультимедийные пособия

1. Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;

2. Мультимедийные энциклопедии по истории России;

3. Мультимедийная энциклопедия «Войны России;

4. Мультимедийная энциклопедия «Культура России»

 

(34 урока)

 

Календарно – тематическое планирование.

Номер урока Название разделов, тем, уроков. Кол–во час
Введение
Глава 1. Смутное время. (5ч.)  
Царствование Федора Иоанновича и Бориса Годунова
Правление Лжедмитрия 1 и Василия Шуйского.
Начало иностранной интервенции.
Первое и второе ополчение.
Конец смуты. Выборы царя.
  Глава 2. «Бунташный» 17 век.(10ч).  
Царствование Михаила Романова.
Царствование Алексея Михайловича.
Воссоединение Украины с Россией.
Раскол.
Народные восстания в 17 веке.
Восстание под предводительством Степана Разина.
Внешняя политика России.
Наследники Алексея Тишайшего.
Хозяйство России в 17 веке.
Просвещение, наука, литература, искусство.
  Глава 3.Эпоха Петра 1.(6ч).  
Начало царствования Петра 1.
Начало Северной войны.
Народные восстания.
Реформы Петра 1.
Внешняя политика России в 1705-1725 гг.
Просвещение, наука, литература, искусство.
  Глава 4. Российская империя в 1725-1796 гг. (11ч)  
Эпоха дворцовых переворотов 1725-1730 гг.
Царствование Анны Иоанновны и Ивана Антоновича.
Царствование Елизаветы Петровны.
Внешняя политика России в 1730-1761 гг.
Царствование Петра 3 и его свержение.
Начало царствования Екатерины II.
Пугачевщина.
Внутренняя политика Екатерины II после пугачевщины.
Внешняя политика России в 1762-1796 гг.
Царствование Павла 1.
Просвещение, наука, литература, искусство.
Обобщающее повторение

 

 

 

Страны Востока – родина древнейших цивилизаций в мире и колыбель мировой цивилизации. Развитие интеллектуальных достижений первобытного человечества цивилизациями Древнего Востока. Географический ареал и природные условия стран Древнего Востока. Общее и особенное в истории древневосточных цивилизаций. Экологический базис. Специфика хозяйства и производственных отношений на Древнем Востоке. «Азиатский способ производства». Закономерности формирования государства на Востоке. Характерные черты государственно-политического и социального строя: восточная деспотия и традиционное общество. Община и рабство. Народы и языковые семьи Древнего Востока. Развитие материальной культуры. Появление древнейших городов, изобретение письменности, начало наук и совершенных форм искусства. Ценности древневосточной духовной культуры. Понимание роли человека в мире. Представления о пространстве и времени. Ментальность, мир чувств и образ жизни древневосточного человека. Религии и философско-этические учения Древнего Востока как системы мировосприятия, духовных ценностей и принципов жизни. Влияние древневосточных религий на историю возникновения и развития мировых религий. Вопросы хронологии древневосточных цивилизаций. Особенности источников по их истории. Проблемы историографии. Жизнеспособность культурных достижений цивилизаций Древнего Востока, их влияние на античность и культуры средневековья. Интеллектуальные достижения цивилизаций Древнего Востока в современной культуре человечества. Всемирно-историческое значение древних восточных цивилизаций. Место истории Древнего Востока в курсе всеобщей истории. Становление истории Древнего Востока как науки в Беларуси. О.И. Сенковский, К. Тышкевич, К.А.Коссович, Н.М.Никольский, Б.А.Тураев, Г.И. Довгяло.