В чем заключается суть модернизации системы оценки знаний в белорусской школе?

Какой новый тип учебного заведения появился в Республике Беларусь в 90-х годах XX века?

Переход на какой срок обучения в средней школе предусматривала реформа общеобразовательной средней школы 1998 года в Республике Беларусь?

Какой из принципов не лежит в основе реформы системы образования Республики Беларусь 1996 года?

Тема 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в конце ХХ – начале XXI века.

Информационный блок:

Таблица 33.

Инновации в системе образования Республики Беларусь

( конце ХХ - нач. ХХ1 в.)

Высшее образование Среднее образование
Обновление нормативно-законодательной базы
Появление частного сектора в образовании
Коммерциализация системы образования
Модернизация учебных планов и программ
Создание нового поколения учебной литературы
Создание новых типов вузов (академия, высший колледж) Создание новых типов школ (гимназия, лицей)
Внедрение многоступенчатой системы подготовки специалистов Попытки пересмотра структуры школы (11-12-11 лет обучения)
Изменение правил поступление в вузы (замена вступительных экзаменов централизованным тестированием) Попытки внедрения профильного обучения
Экспериментальное внедрение модульно-рейтинговой системы Обучение с 6 лет
Внедрение систем менеджмента качества в вузы Постепенный переход на пятидневную рабочую неделю
Развитие дистанционного обучения Развитие инновационной деятельности
Широкое использование информационных технологий Отход от традиционной парадигмы обучения в средней школе
Акцент на повышение роли и объема самостоятельной работы обучаемых
Внедрение стандартизации и разработка образовательных стандартов
Изменение системы оценивания учебных достижений обучаемых

 

В отечественной школьной практике долгое время была принята пятибалльная система отметок. Однако, уже начиная с середины ХХ века пятибалльная система оценок фактически превратилась в 3-х бальную, а для учащихся, которые не в состоянии были учиться на 4 и 5, в двухбалльную (2 и 3). Очевидно, что такая система слабо стимулировала учебный труд школьников. Многие учителя использовали в качестве дополнения знаки «плюс» и «минус», что приводило к тому, что оценка имела три градации 5+, 5, 5-. В постсоветский период в ряде стран СНГ предпринимаются попытки внедрения новой шкалы оценок, более объективно отражающей степень овладения школьниками учебного материала. Так, в Республике Беларусь с 1 сентября 2002 года была введена 10-балльная система оценки знаний. Характерно, что шкалы оценок, используемых в мировой школьной практике, достаточно разнообразны (от 3-бальной до 100-балльной). Так, в Австрии принята 5-балльная система оценок, в Италии и Нидерландах – 10-балльная, во Франции – 20-балльная, на Украине и в Литве – 12-балльная. Во многих странах (Германия, Италия, Греция) для каждой ступени (начальная, базовая, старшая школа) существует своя система оценок. В начальной школе ряда стран Европы оценки вообще не ставятся.

 

Контрольный блок:

1. С помощью педагогических словарей и энциклопедий расшифруйте принципы образовательной системы:

Принцип Трактовка
Гуманизация образования  
Гуманитаризация образования  
Доступность образования  
Диверсификация образования  
Демократизация образования  
Децентрализация образования  
Информатизация образования  

2. Составьте схему современной системы образования в Республике Беларусь:

Ступень /уровень образования Возраст обучаемых Типы учреждений Сроки обучения
Дошкольное      
Начальное      
Неполное среднее      
Полное среднее      
Среднее специальное      
Высшее      

3. В начале 90-х гг. в Республике Беларусь появляются учебные заведения нового типа (гимназия, лицей, школа-колледж и др.). Назовите их отличительные черты. Проиллюстрируйте их на примере деятельности конкретного учебного заведения.

 

4. Заполните таблицу 34 «Ученые степени и ученые звания»:

Ученая/академическая степень Определение понятия Ученое/академическое звание Определение понятия
Бакалавр   Доцент  
Лиценциат   Профессор  
Магистр   Член-корреспондент  
Кандидат наук   Академик  
Доктор наук      

 

5. Выберите правильный ответ:

А) Совмещение национально-культурной и региональной основы образования с ориентацией на усвоение высших достижений национальной и мировой

культуры

б) Гуманизация, гуманитаризация и демократизация обра­зования

в) Вариативность путей получения образования

г) Платная основа получения образования

д) Непрерывность образования и преемственность его ступеней

А) 9 лет б)10 лет в)11 лет г)12 лет

А) Академия б)ПТУ в) лицей г) специализированная школа с углубленным изучением предметов

4.Какое из утверждений не является одной из основных задач общеобразовательной школы 90-х годов XX века?

А) Подготовка молодого поколения к полноценной жизни

Б) Воспитание человека в традициях утилитаризма

В) Подготовка молодого поколения к деятельности в обществе

Г) Передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры

Д) Содействие гармоническому развитию личности

5.Обязательный минимум содержания образовательных программ в Республике Беларусь устанавливается:

А) Министерством образования

б) педагогическим советом

в) образовательным учреждением

г) государственным образовательным стандартом

6.Какая отметка по новой системе оценки знаний в РБ соответствует «очень хорошо»:

а) 8 б) 7 в) 6 г) 5

А) переход на 100-бальную систему оценки

Б) переход на 10-бальную систему оценки

В) переход на 20-бальную систему оценки

Г)переход на 50-бальную систему оценки