Тема 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине ХХ века.

Информационный блок:

Альтернативные школы(от лат. alter - другой), – неполные и полные средние школы в Западной Европе и США, обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию, формам и методам. Возникли в конце 60-х гг. ХХ века в противовес авторитарному обучению в традиционной школе. Представлены различными типами. Отличаются индивидуализацией и дифференциацией преподавания, большим числом элективных предметов и курсов обучения, специализированной учебной базой и методами.

Таблица 31.

Типология альтернативных школ

Типы школ Особенности
Открытые школы Отсутствие разделения на традиционные классы с фиксированным. составом учащихся
Школы «без стен» Ориентация на широкое использование воспитательных возможностей местной общины, обучение в музеях, театрах парках, горах, лесу и т.п.
Школы-магниты Ориентация на углублённое изучение конкретной области знания (учебного предмета, практического курса). Организуются при местных ун-тах, фабриках, больницах
Учебные центры Специализированные, своего рода учебно-производственные комбинаты, открытые для всех школьников данной местности и посещаемые ими по собств. выбору или в течение одной учебной четверти, или один раз в неделю в течение учебного года
Неградуированные школы Отказ от деления на годичные возрастные коллективы

 

Контрольный блок:

1. На основании учебного пособия А.Н.Джуринского «История педагогики» заполните таблицу 32 «Концепции западной педагогики»:

  Концепции Содержание
1. Традиционная  
2. Рационалистическая  
3. Феноменологическая  

 

2. Проиллюстрируйте на примере одной из стран Запада тенденции развития школьной системы: демократизация, диверсификация и дифференциация образования, гуманистическая направленность воспитания, модернизация классно-урочной системы, развитие опытно-экспериментальной деятельности, использование новейших технических средств, интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования и т.д.

 

3. Охарактеризуйте школьную реформу второй половины ХХ века (на примере одной из стран). Покажите, какие изменения были внесены в содержание школьного образования.

 

4. Дайте определение следующих понятий:

Тип учреждения образования Дефиниция
Грамматическая школа  
Лицей  
Гимназия  
Коллеж  
Академия  
Колледж  
Университет  

 

5. Выберите правильный ответ:

Какая из европейских программ ориентирована на повышение мобильности студентов?

а/ Лингва б/ Эразмус в/ Висби г/ Темпус

 

  1. Классическим образцом централизованной системы образования является:

а/ США б/ ФРГ в/ Канада г/ Франция д) Чехия

 

  1. Департамент образования в США был создан:

а/ в 1910 г. б/ в 1961 г. в/ в 1979 г. г) 2000 г.

 

  1. В выпускных классах школы американские школьники сдают:

а/ выпускные экзамены б/ тесты в/выпускные работы г) рефераты

 

  1. В Европе дистанционное образование развивается через:

а/ открытые университеты б/ школы заочного обучения в/ курсы г) колледжи

 

  1. В США наиболее распространенной формой обучения одаренных детей является:

а/ школа для одаренных б/ создание условий в обычной школе в/ элитарная школа г) спецшкола

 

  1. В какой стране система образования имеет следующий вид: 6+3+3?

а/ Германия б/ Россия в/ Франция г/ США

 

  1. Назовите страну, в школьном образовании которой доминирует система трехтипных школ:

а/США б/ Япония в/ ФРГ г/ Франция

 

  1. Коллеж во Франции это:

а/ старшие классы б/ неполная средняя школа в/ начальная школа

 

  1. В какой стране получили распространение репетиторские школы?

а/ Китай б/ Япония в/ Великобритания г) США.

 

11. В какой стране в школьном образовании есть учебное заведение под названием грамматическая школа ?

а/ Великобритания б/ США в/ ФРГ г/ Франция