Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 гг.

К какому времени относится создание школ фабрично-заводского ученичества?

Какие типы общеобразовательной школы были установлены в соответствии с документом "О структуре начальной и средней школы в СССР" (1934)?

Когда в стране появляется система опытно-показательных учебных заведений?

Кто из советских педагогов разработал концепцию политехнической школы и изложил ее в работе «Трудовая школа»?

Кто из педагогов был теоретиком клубной работы и эстетического воспитания?

Кто из педагогов организовал Академию Социального воспитания?

Когда был создан Народный Комиссариат Просвещения?

Какой принцип не характеризует новую, созданную в 1918 году?

Какой из документов относится к первым декретам Советской власти в области обучения и воспитания?

А)"Концепция начальной школы"

б)"Манифест об образовании"

в) Положение о единой трудовой школе"

г)"Декларация о всеобщем образовании"

А)Совместное обучение

б)Платное обучение

в)Всеобщность и обязательность

г)Светский характер обучения

А)1922 год

б)1918 год

в)1925 год

г) 1930 год

А) Н.К.Крупская

б)А.В.Луначарский

в) П.П. Блонский

г) М.Н.Покровский

А) В.Н.Сорока-Росинский

б) А.С.Макаренко

в) А.П.Пинкевич

г) С.Т.Шацкий

А)П.П.Блонский

б) М.В.Крупенина

в)Н.Н.Иорданский

г) М.М.Пистрак

А) 30-е гг.

б) 20-е гг.

в) 50-е гг.

г) 60-е гг.

А) Школа фабрично-заводская, школа колхозной молодежи, средняя полная школа

б) Дневные средние школы, вечерние и заочные школы

в) Начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа

г) Школа первой ступени, школа второй ступени

А)1921 год б)1918 год в)1958 год г)1930 год

Информационный блок:

В 1958 году вышел «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», ознаменовавший начало новой реформы образования, которая осуществлялась на путях интеграции общего и профессионального образования. Параллельно решалась задача структурной перестройки школы. Срок обязательного обучения увеличивался с семи до восьми лет. Средняя школа становилась одиннадцатилетней и получила новое название «общеобразовательная политехническая трудовая средняя школа с производственной деятельностью». Основной акцент в подготовке учащихся делался на трудовое обучение, объем которого увеличивался до 15,3 % времени в восьмилетней школе. В старших классах (9-11) треть учебного времени отводилась на общетехнические учебные дисциплины и участие в производительном труде. Планировалось, что учащиеся дважды в неделю будут трудиться в учебных мастерских, на заводах, фабриках, сельскохозяйственных производствах и вместе с аттестатом зрелости получат свидетельства о рабочей квалификации .

Помимо структурной реорганизации и введения в школе первичной профессиональной подготовки предусматривалось расширение сети дошкольного образования и воспитания, создание в сельской местности школ-интернатов, преодоление второгодничества.

К 1961/62 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние была завершена. Однако структурная трансформация не решила школьных проблем. В начале 60-х гг. стало очевидно, что задачи реформы не реальны и в тогдашних условиях не выполнимы: школа и общества не готовы к первичной профессиональной подготовке учащихся. Результаты вступительных экзаменов фиксировали резкое снижение уровня общеобразовательной, в первую очередь, гуманитарной подготовки учащихся, престиж образованности в обществе неуклонно падал. Летом 1964 года было принято решение о возвращении с 1966/67 учебного года к школе-десятилетке. Вскоре было отменено профессиональное обучение в школе, а в школьном расписании вновь появилась учебная дисциплина «Труд» В 70-е гг. начинается упадок советской школы, основной причиной которого является отход от прагматизма к прожектерству, постановка нереальных задач и невозможность их решения. Стремясь решать задачи, поставленные партией и правительством, школа пыталась работать в прежнем режиме. Открывались специализированные школы, отдельные педагогические коллективы и учителя разрабатывали и внедряли авторские системы работы. Но, как справедливо указывают ученые-исследователи советского периода реформирования (Э.Д.Днепров, В.А.Кованов, В.И.Стражев и др.) эти оазисы передового педагогического опыта не могли существенно повлиять на общую ситуацию в советском образовании. Создавалась ситуация, при которой страна знала имена педагогов-новаторов, была знакома с их наработками, но передовой опыт существовал сам по себе в отрыве от массовой практики.

В 80-е гг. о кризисе советской школе стали говорить открыто. Никогда еще престиж школы в обществе не падал так катастрофически низко. Ее критиковали со всех сторон и на всех уровнях. Объектом критики были некомпетентность органов управления, процентомания, бюрократизм, сверхцентрализация в управлении и финансировании, нацеленность на формирование заданного типа личности, игнорирование индивидуальности ученика, низкий профессиональный уровень учителей, недостаток государственного финансирования и материально-технического обеспечения. В 1983 году на июньском Пленуме ЦК КПСС была высказана мысль о необходимости реформы школы. В 1984 году проект реформы был опубликован и после обсуждения (3 месяца) взят за основу документа под названием «Основные направления реформы общеобразовательной школы» . В ходе реформы 1984 года предлагалось осуществить комплекс мер:

Изменение сроков обучения в школе (введение 11 летней школы) и структуры школьного образования (4+ 5 +2)

Предоставление учащимся 8-11 классов возможности специализации по таким дисциплинам как физика, математика, химия, биология, гуманитарные науки

Введение единого типа профессионального технического училища – СПТУ на базе слияния общеобразовательной и профессиональной подготовки

Упорядочение учебной нагрузки учащихся: 1 кл. –20 часов; 2 кл. – 22 ; 3-4 кл. – 24; 5-8 кл. – 31 ; 9–11 кл. – 31 час..

Снижение наполняемости классов до 30 учащихся (1-9 кл.) и до 25 (10-11 кл.)

Улучшение положения и повышение оплаты труда учителей .

Задуманная в министерских кабинетах, неподготовленная реформа начала буксовать практически сразу же. Реформа была не проработана, задумывалась и реализовывалась в спешке. У нее отсутствовала четкая концепция, стратегия, механизмы реализации. Реформа предусматривала профессионализацию средней школы, слияние общего и профессионального образования, учреждение нового учебного заведения СПТУ – среднего профессионально-технического училища. Как показало время, многие задачи реформы были просто ошибочны. Это было настолько очевидным, что признавалось с высоких трибун. В ходе Пленумов ЦК КПСС 1986-1987 гг. неоднократно раздавалась критика в адрес реформы. В 1988 году Министерство просвещения, Министерство высшего и среднего образования, государственный комитет по народному образованию были объединены в Госкомитет по народному образованию СССР (Капранова, В.А. Образовательные реформы: отечественный и зарубежный опыт: монография.- Мн: БГПУ, 2007.- С. 15-18).

Педагогическая наука в СССР. Великая Октябрьская социалистическая революция создала необходимые предпосылки для претворения в жизнь марксистско-ленинской концепции воспитания. Советская педагогическая наука, руководствуясь учением марксизма-ленинизма о человеке и обществе, главное внимание уделила разработке принципов построения единой трудовой политехнической школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации учебно-воспитательной работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н. Лепешинский, А. С. Макаренко и др.). Разработка теоретических проблем советской педагогики, связанных с выяснением взаимоотношений с другими науками, с определением её предмета, задач и методов и т. п., вызвала необходимость критического пересмотра педагогических концепций и теорий прошлого. Уже в 20-е годы Наркомпросом РСФСР были созданы в Москве научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922), методов внешкольной работы (1923), научной педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде - Институт научной педагогики (1924). В 1931 в Москве основан Институт политехнического образования (в 1937 преобразован в Институт средней школы). В 1938 все научно-исследовательские институты педагогического профиля были объединены в Институт школ Наркомпроса РСФСР. Во 2-й половине 20-х годов педагогические научно-исследовательские учреждения были открыты на Украине (1926), в Белоруссии (1928), в Грузии (1929), в Азербайджане (1931), в 40-50-е года - в др. союзных республиках. В 1943 с целью консолидации научно-исследовательские работы в области педагогики учреждена Академия педагогических наук РСФСР, преобразованная в 1966 в Академию педагогических наук СССР. Становление и развитие советской педагогики связано с именами таких известных педагогов, как П. П. Блонский, А. П. Пинкевич, Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Ш. И. Ганелин, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, И. Т. Огородников, С. Г. Шаповаленко (дидактика), В. А. Сухомлинский, И. Ф. Свадковский, И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Э. И. Моносзон, Н. И. Болдырев (теория и методика воспитания), Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, В. З. Смирнов, Ф. Ф. Королев. Д. О. Лордкипанидзе и др. За годы Советской власти подготовлены научные издания педагогических сочинений многих выдающихся мыслителей прошлого, внёсших вклад в создание фундамента педагогической науки (Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци, Гербарта, Фурье, Оуэна, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Ушинского, Лесгафта и др.). Вместе с тем критическому анализу были подвергнуты основные течения в П. эпохи империализма (новое воспитание, трудовая школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др.). Обобщению и систематизации достижений советской педагогики способствовала подготовка учебников и учебных пособий по педагогике и истории, а также подготовка справочно-энциклопедических изданий ("Педагогическая энциклопедия", т. 1-3, 1927-29; "Педагогический словарь", т. 1-2, 1960; "Педагогическая энциклопедия", т. 1-4, 1964-68).

Контрольный блок:

1. Постройте схему системы образования в СССР, сложившуюся в 60-70-е гг.

 

2. На основании изучения материалов о системах обучения педагогов новаторов (С.Н.Лысенкова, М.П.Щетинин, В.Ф.Шаталов и др.), сформулируйте основные положения педагогики сотрудничества.

 

3. Разгадайте кроссворд:

                     
                     
             
                   
       
                 
                         
               
                 
               
             
                             
                 

1. Название школы, директором которой работал В.А.Сухомлинский. 2. Педагог, автор работы «Обучение. Оценка. Отметка» (1980). 3. Автор коммунарской методики. 4. Сухомлинский считал, что педагогика не только наука, но и … . 5. Сокращенное название типа учебного заведения, дающего профессионально-техническое образование. 6. Распространенный тип высшего учебного заведения в СССР. 7. Известный советский педагог, автор работы «Этюды о коммунистическом воспитании». 8. Советский педагог, внесший крупный вклад в развитие дидактики, разработку ее принципов. 9. Общеобразовательное учреждение для постоянного пребывания учащихся. 10. Одна из традиционных форм проверки знаний учащихся. 11. Ею награждается учащийся за отличные успехи в учебе и примерное поведение. 12. Школа без параллельных классов с малым контингентом учащихся. 13. Какую ученую степень имел В.А.Сухомлинский.

 

4.Выберите правильный ответ:

1. Новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи )стали создаваться в СССР:

а) в 70- е гг. б) в начале 90-х гг. в) на рубеже 80-90-х гг. г) в конце ХХ века

 

2. Педагог, представитель педагогики сотрудничества:

А) Е.Н.Ильин б) И.Я.Лернер в) Л.С.Выготский г) С.Т.Шацкий.

 

3. Задача перехода к 11-му сроку обучения была поставлена :

А) реформой 1958 г. б) реформой 1984 г. в) Законом о школе г) в 1990 г.

 

4. Центр развития народного образования и разработки вопросов теории в советский период:

А) Министерство народного просвещения б) Комитет по образованию в) Академия педагогических наук СССР, г) Академия наук СССР.

 

5. Советский педагог, автор книги «Рождение гражданина»:

А) Ш.А.Амонашвили б) Л.В.Занков в) В.А.Сухомлинский г) М.А.Данилов.

 

6. Педагог, который ввел новую форму воспитательной работы - «совет дела»:

А) Е.Н.Ильин б) И.П.Иванов в) И.П.Волков г) А.С.Макаренко.

 

7. Направление в педагогике, представителем которого был В.А.Сухомлинский:

А) гуманистическое б) экспериментальное в) инновационное г) традиционное

 

8. Советский педагог, автор книги «Куда и как исчезли тройки»:

А) С.Н.Лысенкова б) В.Ф.Шаталов в) Н.П.Гузик г) И.П.Иванов

 

9. Какой учебный предмет вел В.А.Сухомлинский:

А) физику б) историю в) украинский язык и литературу г) математику.

 

10. Советский историк, один из авторов учебника «История педагогики»:

А) Н.А.Константинов б) Л.И.Гордин в) И. А.Каиров г) Г.И.Щукина

 

11. В каком году в СССР была создана Академия педагогических наук ?

А) 1949 б) 1943 в) 1970 г) 1969

 

12. Кто из известных педагогов окончил Полтавский педагогический институт?

А) А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский б) Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов

в) С.Т.Шацкий, П.П.Блонский г) В.А.Караковский, М.П.Щетинин