Сущность, последствия, социальная цена

Вопрос № 47

Новой государственности

Суверенная Россия на путях формирования

Август 1991 г. Распад СССР.

Вопрос № 46

1) Сопротивление «старой», консервативной партийно-государственной элиты процессу перехода к рыночным отношениям и либеральной демократии Западного типа был стимулирован угрозой полной потери ею власти в результате подписания нового союзного договора («новоогарёвский процесс»), намеченного на 20 августа 1991 г. Он должен был в интересах республиканских элит трансформировать федеративный союз в конфедеративный. Поэтому 19-21 августа 1991 г. произошёл захват власти самопровозглашённым ГКЧП, куда вошла правящая бюрократическая верхушка СССР. Комитет упразднил демократические свободы, признал незаконным существование неконституционных органов власти в союзных республиках, ввёл в Москве чрезвычайное положение. В ответ на это руководство РСФСР квалифицировало действия ГКЧП как государственный переворот и призвало к сопротивлению ему, запретило КПСС, объявило о переходе всей полноты власти на территории РСФСР в свои руки. Путч был подавлен.

2) Однако он катализировал процесс распада СССР (вызванный потерей общей экономической (государственная собственность), идеологической (марксизм), политической (тоталитаризм и полновластие КПСС) базы.

1. Напуганные путчем республиканские элиты, поддержанные обществом, отказались от подписания нового союзного договора и объявили о полном суверенитете своих республик.

2. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о денонсации союзного договора 1922 г. и образовании СНГ (прежде всего для обеспечения мирного «развода» бывших союзных республик).

3. Вскоре в Алма-Ате к ним присоединились лидеры ещё 8 республик.

4. Через несколько дней СССР прекратил своё существование.

3) Суверенная Россия сразу же столкнулась с необходимостью реформирования своей политической системы. Она приняла форму борьбы Президента, опирающегося на выборную населением администрацию и «силовые структуры», и Советов, опирающихся на своё полновластие и единовластие на всей территории страны. Если проект новой Конституции, предложенный Президентом, представлял будущее государственное устройство страны как «ультрапрезидентскую республику», то проект представительного органа сводился к лозунгу «вся власть Советам». Конфликт усугублялся тем, что большинство в Советах были сторонниками «регулируемой рыночной экономики», а защитники радикальных рыночных реформ занимали места в структурах президентской власти. Противостояние пытались разрешить резолюциями, обращениями к населению и даже референдумом. Однако безрезультатно. Тогда Президент Б.Н. Ельцин решил разрешить «конституционный кризис» силовым путём. В сентябре 1993 г. он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о проведении референдума по принятию президентского проекта Конституции. Попытки верховных Советских органов к насильственному сопротивлению были подавлены. 12 декабря проект новой Конституции был одобрен на референдуме и вступил в действие. Россия провозглашалась в ней демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления; было предусмотрено разделение властей (а. Правительство, б. Федеральное Собрание, в. система судов и Конституционный Суд). Однако «президентская» власть получила реальные рычаги воздействия на все три основные ветви власти.

 

Экономические реформы в современной России:

1) После обретения Россией независимости самой актуальной задачей стало построение основ рыночной экономики. На это были направлены следующие реформы:

1. Либерализация цен и торговли (январь 1992 г.). Это мероприятие позволило наполнить рынок товарами. Однако полное устранение государства от контроля над ценами и сохранение монополизма привели к колоссальному росту цен и падению жизненного уровня населения.

2. Осуществление приватизации и перехода к смешанной экономике для обеспечения возможностей здоровой конкуренции и заинтересованности производителя. Она прошла ряд этапов:

а) «Малая приватизация» предприятий торговли, услуг, общепита (1992-1993 гг.). Она (в целях формирования «среднего класса») была проведена практически безвозмездно.

б) «Большая приватизация» крупных предприятий путём их акционирования (1993-1994 гг.). Она проходила путём распространения акций среди работников предприятий (оказавшихся фактически в руках их администрации) и вручения каждому гражданину приватизационного чека, удостоверяющего его долю в общественном богатстве, который гражданин мог продать или вложить в любое приватизированное предприятие. Неконтролируемая скупка чеков «фон-дами-однодневками» привела к устранению подавляющего большинства населения от реальной приватизации. Этот этап привел к тому, что к 1994 г. большая часть ВНП стала производиться в приватизированном секторе.

в) Приватизация путём проведения инвестиционных конкурсов и аукционов. Однако криминализация экономики и тесная спайка её «теневого сектора» с бюрократией привели к тому, что казна не получила значительных финансовых средств. Новые собственники не были зачастую заинтересованы в развитии производства, а коррупция приобрела благоприятную почву для процветания.

3. Реформы в аграрном секторе:

а) Перерегистрация колхозов, в ходе которой большая их часть была преобразована в АО и ТОО, и появление фермерских хозяйств (1992-1993 гг.).

б) Попытка реализации конституционных прав граждан на землю – выделение крестьянам земельных паёв (1996 г.).

в) Решение вопроса о введении частной собственности на землю (2003 г.). Однако «ножницы цен», отсутствие финансовой помощи со стороны государства, бюрократические препоны к реальной приватизации земли, монополизм в сфере переработки сельхозпродукции привели к значительному сокращению сельхозпроизводства и сохранению зависимости России от импорта сельхозпродукции.

2) Реформы привели к формированию основ рыночной экономики в России, но наряду с этим и к катастрофическому падению производства; криминализации экономики; колоссальному снижению жизненного уровня населения (в 3,5 раза, 72 место в мире); гигантскому увеличению социальной дифференциации населения (коэффициент расслоения – 14).