Основные этапы становления абсолютизма в России
Генезис абсолютизма в Западной Европе и России.
Вопрос № 9
И странах Западной Европы
Представление о миссии государства в России
Государство, политика, нравственность в России в XVI в.
1) Государство в России представляло собой самодержавие, не ограниченное ни законом, ни обществом, опирающееся в основном на служилых людей (бюрократию).
2) Политика по отношению к обществу и личности свелась по существу к жёсткому регулированию посредством насилия, непризнанию властью индивидуализма и частных прав и интересов.
3) Нравственность общества базировалась на православных ценностях и оказывала влияние на все стороны жизни общества. Она провозглашала:
1. верность традиции;
2. необходимость духовного преображения личности в духе христианских идеалов («духовность»);
3. терпение, страдание и отрицание, в связи с этим, необходимости прогресса;
4. «соборность» как форму коллективизма, противостоящую инди-видуализму;
5. идею социального равенства.
4) В тесной связи с этическими взглядами общества стояла и трактовка им миссии государства, разнящаяся с западноевропейскими воззрениями на этот вопрос.
1. В России фактически отсутствовала частная собственность (собственником важнейших экономических ресурсов выступал глава государства) и правовая автономия личности или общественных групп.
2. Благодаря государству нация обрела независимость от Орды и смогла отстоять её перед враждебным окружением в условиях протяжённых и открытых границ.
3. Русский народ стал в XVI в. во главе православного мира, следовательно, государству выпала мессианская функция единственного светоча «истинной веры».
4. Православная доктрина ориентировала на верховенство светской власти над властью духовной (точнее на их слияние в личности государя). согласно ей спасение народа могло быть лишь коллективным, государственным, во главе с православным государем.
Как следствие всего вышеизложенного – этатизм. Это приоритет государства и государственности. Интересы государства, личности, общества были слиты в России нераздельно, воспринимались каждым членом общества как свои. На Западе же государство существовало, в том числе, и как инструмент для реализации общественных и личных интересов. Если на Западе «сословия» (группы людей, различающиеся по своему наследственному правовому статусу) формировались «снизу» в результате потребности отстаивания своих корпоративных интересов (в том числе и через воздействие на государственную власть), то в России в основном «сверху» – государством, с целью выполнения ими возложенных на них государственной властью задач.
1) Абсолютизм (четвёртая, последняя стадия развития средневекового государства) – это форма правления, при которой вся полнота власти всецело и неограниченно принадлежит монарху. Он, приобретя самостоятельную финансовую базу, опирается уже не на сословно-представи-тельные органы, а на многочисленный, централизованный, иерархизированный, специализированный бюрократический аппарат, регулярную армию, церковь, полицию. Процветает жесткая регламентация монархом всех сторон жизни поданных.
2) Генезис абсолютизма. В Западной Европе абсолютизм появляется в период разложения феодализма и формирования капиталистических отношений, когда сложилось своеобразное «равновесие» между дворянством и буржуазией, в условиях которой монархическая власть приобрела характерную для арбитра независимость и силу. В России абсолютная монархия рождается в период полного господства феодальных отношений. Она появляется в силу необходимости:
1. быстро «модернизировать» (ускорить развитие «в направлении» Западной Европы) Россию;
2. подавить социальную борьбу крестьян и горожан и упрочить привилегированное положение («диктатуру») дворянства;
3. решить важнейшие геополитические задачи, стоящие перед Россией:
а) защитить протяжённые и открытые границы;
б) получить выход к берегам Чёрного и Балтийского морей для установления контактов с Европой;
в) воссоединить с Россией территории бывшего Древнерусского государства, отторгнутые в XIV-XVI вв. Литвой и Польшей.
Решение всех этих задач требовало мобилизации ресурсов общества, а следовательно, предельной централизации управления Россией.
3) Абсолютизм сформировался в России в 2 этапа:
1. Первый этап (середина – конец XVII в., эпоха первых Романовых) – начало оформления абсолютной монархии:
а) Земский собор уже перестаёт собираться, но Боярская дума, ограниченная в своих правах, ещё сохраняется.
б) Бюрократический аппарат увеличивается, совершенствуется, но функции многочисленных приказов и других органов управления ещё чётко не определены, а назначения осуществляются на основе родовитости («местничества»).
в) Появляются «полки нового строя» – зачатки регулярной армии, но в основном сохраняется старый принцип её комплектования.
г) Церковь подавила (в период раскола) сопротивление инакомыслящих. Её претензии на верховенство в государстве были отвергнуты. Однако окончательно она подчинена государству не была.
д) Полиции ещё не было.
2. Второй этап (конец XVII - первая четверть XVIII вв., эпоха Петра I) – окончательное оформление абсолютизма:
а) Боярская дума упраздняется;
б) государственный аппарат окончательно приобретает черты, свойственные абсолютизму;
в) армия становится регулярной;
г) церковь эволюционирует в часть государственного аппарата;
д) появляется полиция.