Вопрос № 13

Дискуссии о наследии Петра I. Результаты его реформ

Вопрос № 12

(реформы или революция «сверху»?)

 

1) Вопрос о результатах реформ Петра и его наследии является дискуссионным:

1. С одной стороны несомненна модернизация экономики при Пет-ре, построение им самостоятельной промышленной базы России. Однако из-за мощного давления и контроля государства утверждение рынка, конкуренции, становление частного предпринимательства шло медленно. Крепостничество также тормозило развитие капиталистических отношений.

2. В России при Петре появилось светское специальное образование. Но была подорвана зарождавшаяся народная, национальная высшая и средняя школа, а Академия наук, университет и гимназия при ней, основанные императором, в значительной мере выполняли сугубо «престижные» функции.

3. Церковь подверглась секуляризации, стала частью государственного аппарата. Однако этот шаг одновременно означал моральную абсолютизацию всех деяний государственной, императорской власти, её освобождение от всех нравственных норм.

4. Были преобразованы (на европейский манер) быт и культура, но этот шаг положил начало национальной трагедии – расколу общества на «почву» и «цивилизацию».

2) В целом, материалистическое направление историографии, отдающее приоритет развитию общества (советские историки Б.А. Рыбаков, Н.И. Павленко, В.И. Буганов, Е.В. Анисимов и др.), оценивает результаты реформ Петра как однозначно способствовавшие прогрессу России в западноевропейском понимании. Либеральное же направление (И.Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), отдающее приоритет развитию личности, считает, что преобразования максимально сузили в пользу государства свободу личности и способствовали движению России не в сторону Западного, а в сторону Восточного цивилизационного пути развития.

3) Не меньшие споры в научном мире вызывает сущность преобразований Петра: что они представляли собой – реформы или революцию? Сторонники первой точки зрения аргументируют своё мнение тем, что:

1. преобразования проводились «сверху» самим монархом и ничего радикально не изменили в феодально-крепостническом характере социально-экономического строя и абсолютистской форме государственного правления; преобразования только укрепили их;

2. кроме того, реформы, по их мнению, не поддерживались подавляющим большинством общества и даже вызвали несколько мощ-ных социальных взрывов; в этих восстаниях участвовали слои населения, наиболее пострадавшие от преобразований:

а) казачество и крестьянство – восстание Кондратия Булавина 1707-1708 гг.;

б) посадские – астраханское восстание 1705-1706 гг.;

в) «инородцы» – башкирские восстания 1705 и 1711 гг.

Этой точки зрении придерживалось большинство советских историков. Сторонники второй точки зрения обращают большее внимание на:

1. Сравнительно сжатые темпы преобразований.

2. Их радикальный характер.

3. Насильственные методы проведения преобразований.

4. Хозяйственное разорение государства, колоссальный рост налогов (увеличившихся в 7 раз), убыль населения в результате смерт-ности и бегства (от 20 до 40 %) и в целом – на резкое опережение внешнеполитических успехов страны, её политического развития по сравнению с экономическим «базисом». Это, по их мнению, и отличает революцию от реформ (П.Н. Милюков, Н.Я. Эйдельман).

Раскол российского общества на два уклада – «почву»

и «цивилизацию» – как результат петровской вестернизации России

Преобразования Петра I (появление светского государства, светской культуры и образования, предпринимательства и элементов рыночных отношений) породили раскол российского общества на 2 цивилизационных уклада: «почву» и «цивилизацию».

 

Цивилизационные элементы «Почва» «Цивилизация»
1. Социальные группы Общинное крестьянство, рабочие и ряд других категорий населения, ориентированные на уклад жизни, характерный для Московского царства (подавляющее большинство населения). Общинно-корпора-тивное устройство Собственники, интеллиген-ция и ряд других категорий населения, ориентированные на европейский (прозападный) уклад жизни (крайне малочисленны). Классовое устройство

 

Цивилизационные элементы «Почва» «Цивилизация»
2. Экономический уклад Патриархально-общинный и феодальный Рыночный, капиталистический. Однако в России он носил деформированный характер (чрезмерное воздействие государства на экономику, отсутствие достаточно развитого частного предпринимательства, рынка рабочей силы и потребления и т.д.)
3. Духовные ценности Православные идеалы. Православное образование (духовные школы, семинарии). Православная и патриархальная культура (жития и сказы, икона и лубок, скоморохи). Использование в разговорной речи русского языка Духовные поиски в области масонства, протестантизма и атеизма. Светское, специальное образование. Наука. Светская и прозападная культура (повесть и роман, жанровая живопись и портрет, театр). Использование в разговорной речи иностранных языков
4. Черты менталитета Коллективизм («соборность»), стремление к социальной справедливости, «нестяжательство», «духовность» Индивидуализм, уважение к частной собственности, конкуренции, рационализм
5. Отношение к политическому устройству Сакрализация власти, вертикальные связи Рационализация власти, горизонтальные связи

 

Цивилизационный раскол российского общества сохранялся на протяжении двух веков и стал причиной глубоких социальных потрясений и катаклизмов. Все остальные противоречия русской жизни (социальные, классовые, религиозные и др.) накладывались на этот глубинный раскол, усложняя коллизии российской жизни.