Сущность ситуационного подхода

На рубеже 70-х годов ХХ века широкую популярность завоевали идеи «ситуационного подхода» Его суть состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута, т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход затронул почти все основные школы американской теории управления и проявился при изучении всех элементов управления:

- организационной структуры,

- категорирования различных типов и ситуаций,

- группового поведения людей в организации,

- стилей руководства,

- влияния различных методов руководства на поведение групп и индивидуумов и др.

В этом проявился отход от традиционного стремления формировать универсальные принципы руководства людьми в организации. Ситуационный подход к проблемам управления является в настоящее время доминирующим в американской теории управления.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные теории и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей органи­зации наиболее эффективно.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Ситуационный подход стремится понять и рационально организовать взаимосвязи внутри предприятия и между предприятием и внешней средой.

Ситуационный подход сфокусирован на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные), не существуют единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом управления в конкретной ситуации будет являться тот, который более всего способствует решению данной ситуации.

Главной задачей ситуационного управления является создание запаса представлений о сходных управленческих ситуациях, характерных для определенного уровня развития предприятия и разработка алгоритмов принятия решений в конкретных ситуациях.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набо­ром предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуаци­онный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достиже­ния целей организации, могут значительно варьировать.

Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением.

Недостаткамиявляются сложность проработки всех вариантов ситуаций, необходимость создания расширенных информационных баз, слабая аргументированность для построения организационных структур управления.

К сожалению, невозможно опреде­лить все переменные, влияющие на организации. На практике менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наибо­лее значимы дляорганизации, и те, которые, скорее всего, могут повлиять на успех. Большинство ученых считают, что существует не более десятка важнейших факторов, которые можно сгруппиро­вать в два основных класса - внутренние и внешние переменные.

Методами ситуационно­го управления выступают: системный анализ, методы исследования операций, методы моделирования, информационные об­зоры, обобщения, проекты, разнообраз­ные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки.