Сущность ситуационного подхода
На рубеже 70-х годов ХХ века широкую популярность завоевали идеи «ситуационного подхода» Его суть состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута, т.е. пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход затронул почти все основные школы американской теории управления и проявился при изучении всех элементов управления:
- организационной структуры,
- категорирования различных типов и ситуаций,
- группового поведения людей в организации,
- стилей руководства,
- влияния различных методов руководства на поведение групп и индивидуумов и др.
В этом проявился отход от традиционного стремления формировать универсальные принципы руководства людьми в организации. Ситуационный подход к проблемам управления является в настоящее время доминирующим в американской теории управления.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные теории и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Ситуационный подход стремится понять и рационально организовать взаимосвязи внутри предприятия и между предприятием и внешней средой.
Ситуационный подход сфокусирован на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные), не существуют единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом управления в конкретной ситуации будет являться тот, который более всего способствует решению данной ситуации.
Главной задачей ситуационного управления является создание запаса представлений о сходных управленческих ситуациях, характерных для определенного уровня развития предприятия и разработка алгоритмов принятия решений в конкретных ситуациях.
Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методики и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением.
Недостаткамиявляются сложность проработки всех вариантов ситуаций, необходимость создания расширенных информационных баз, слабая аргументированность для построения организационных структур управления.
К сожалению, невозможно определить все переменные, влияющие на организации. На практике менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы дляорганизации, и те, которые, скорее всего, могут повлиять на успех. Большинство ученых считают, что существует не более десятка важнейших факторов, которые можно сгруппировать в два основных класса - внутренние и внешние переменные.
Методами ситуационного управления выступают: системный анализ, методы исследования операций, методы моделирования, информационные обзоры, обобщения, проекты, разнообразные методы сегментации, сбора данных, анализа и статистической оценки.