Основная тема современного куплета — злоба дня.
Куплеты
Частушки и куплеты
Частушки — русские народные песни, основанные на многократном повторении небольшого куплета. Частушкой завершается русское народное музыкальное творчество как живой жанр.
По содержанию частушки довольно различны, в них можно встретить острую, хлесткую сатиру, озорной юмор, лирические раздумья (так называемые страдания) и пр.
Ритм в частушках четкий—танцевальный: их исполнение сопровождается обычно игрой на гармошке или балалайке.
Частушки имеют вполне определенное временное деление:
· частушки эпохи революции и гражданской войны,
· частушка 20-х и 30-х годов,
· частушка наших дней и т. д.
По манере исполнения, особенностям музыкального сопровождения, оригинальнымм мелодиям можно отличить частушки, поющиеся в разных областях нашей страны: саратовские, курские, ярославские, вологодские и т. д. Это обстоятельство обязывает режиссера выбирать частушки к данному эпизоду, согласуясь с обстоятельствами места и времени сценического действия.
Частушки часто исполняются на злобу дня, и именно эта особенность жанра дает возможность постановщику передать в ней как свое, так и отношение действующих лиц к происходящему в процессе развития сценического действия.
Только что на сцене произошло какое-то событие, а герой спектакля уже поет об этом частушки и через них выражает свое отношение к этому событию. Такое «оперативное» отражение действительности свойственно именно этому жанру.
Но частушка в спектакле — это не только внешняя примета времени, это и проникновение в характер действующих лиц. В частушечных попевках можно нередко выразить и мечты людей и их надежды, протесты и конфликты.
В наши дни почти ни один спектакль, рассказывающий о людях русского села, не обходится без частушек, которые стали своеобразной характеристикой сельского народного быта.
Частушка может найти свое место в спектаклях иного плана. Громко, с упоением поет Елена — квартирантка в доме старика Бессменова (спектакль «Мещане» в БДТ им. Горького) — залихватские, ухарские частушки, ей подпевают все домочадцы. Здесь частушки — яркий контраст с обшей гнетущей атмосферой жизни обитателей дома, они создают своеобразную разрядку их напряженного настроения.
Это сатирические и комические песенки, которые преимущественно исполняются на эстраде, в оперетте, в водевилях и комедиях.
Куплеты чаще всего сопровождаются несложной музыкой, исполняемой на гитаре, концертино или оркестром.
Очень органично звучали куплеты в популярном спектакле Театра Сатиры («Гурий Львович Синичкин»), где их исполнял один из персонажей пьесы — полотер. С легкостью и блеском произносил он монолог, естественно переходящий в куплеты о графе Льве Николаевиче Толстом, «который писал гениально, а плохо писать не умел». Сопровождал его куплеты театральный оркестр. Именно куплеты позволили создать яркий, запоминающийся образ.
Существует мнение, что куплеты — жанр ограниченных возможностей и что в драматическом театре их место лишь в водевилях и комедиях.
Тем не менее опытные режиссеры, обращаясь к куплетам, используют их в спектаклях других жанров. Звучат куплеты в спектакле «Дни Турбиных» (МХАТ), «Память сердца» (Театр им. Евг. Вахтангова) и др.
Вот, например, как с помощью куплетов режиссер спектакля «Беспокойная старость» (БДТ им. Горького) подчеркнул настроение одиночества, отрешенности от мира главных его героев. В комнате двое старых людей, он и она, кипучая жизнь идет где-то далеко за стенами их дома. Дмитрий Илларионович (прообраз русского ученого Тимирязева) садится к роялю и как сорок лет назад изящно, с редкой музыкальностью начинает куплеты из «Мадмуазель Нитуш», и это становится самой трагической нотой одиночества, а вся сцена — особенно драматической.