Романсы, баллады, зонги
Песня
Литература
Основные положения
В психологической науке отношение к воображению не раз кардинально менялось от признания за ним роли самостоятельного познавательного процесса до его «растворения» в других когнитивных процессах: в восприятии, памяти и мышлении. Воображение – это психический познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых или образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти.
Виды воображения принято выделять по степени активности сознания, виду деятельности и его результату. Оно может быть непроизвольным и произвольным, активным и пассивным, воссоздающим и творческим в разных сферах человеческой деятельности.
Неоднозначность определения предмета воображения не мешает теоретическим исследованиям и практическим разработкам в области механизмов воображения или способов создания его образов. Среди них значительное место занимают агглютинация, акцентирование, гиперболизация, типизация и метод сдвига.
Воображение – полифункциональное психическое образование. Оно имеет эвристическую, когнитивную, регулятивную, прогностическую, прагматическую и психотерапевтическую функции.
Воображение, как ни какой другой когнитивный процесс, выделяет человека из окружающего мира, составляет его сущность и характеризует его индивидуальность. В научной литературе оно, как правило, положительно эмоционально окрашено, в житейской практике – может настораживать своею виртуальностью и оторванностью от реальности, граничащей с обманом. При этом наиболее устойчив в сознании обывателей миф о том, что у детей воображение лучше развито, чем у взрослых.
1. Веккер, Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М., 2000.
2. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
3. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. М., 1999.
4. Еникеев, М.И. Общая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. М., 2000.
5. Козубовский, В.М. Общая психология: Познавательные процессы. В 3 ч. Ч. 2 / В.М. Козубовский. Мн., 2004.
6. Коломинский, Я.Л. Человек-психология / Я.Л. Коломинский. Мн., 1998.
7. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 / Р.С. Немов. М., 1999.
8. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. М., 1995.
9. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока: Психологический механизм формирования / Н.Н. Палагина. М., 1997.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. М., 1989.
11. Сапогова, Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. № 3. 1993. С. 24–31.
12. Спенсер, М.М. Что еще сказать о воображении? / М.М. Спенсер // Перемена. № 4. 2003. С. 8–14.
13. Флэйк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. М., 1993.
К вокальным жанрам относятся: песня, романс, баллада, частушка и куплеты сложенные народом (народная песня), и сочиненные профессиональными композиторами.
Песня является самым распространенным музыкальным жанром.
Песне доступна любая функция, выполняемая музыкой в драматическом спектакле вообще. В песне могут быть отражены самые разнообразные эмоции и мысли человека. Песня – это характеристика или само характеристика действующего лица.
Песенные бытовые жанры всегда точно указывают зрителю на историческое время, когда происходит сценическое действие.
ПОВТОР ТЕМЫ
Народные песни являются источником национального своеобразия. Среди русских песен есть песни, отражающие круг крестьянских работ и древние обряды, песни эпические и исторические, связанные с реальными событиями прошлого, песни лирические, выражающие глубину и красоту человеческих чувств, песни бытовые, солдатские и многие другие. Особо следует отметить среди жанров русского песенного творчества протяжную песню, как наиболее ярко отражающую национальный характер русского народа.
Иногда песню используют в качестве музыкального вступления, антрактовой и финальной музыки.
Еще не погашен свет в зале, а издалека тихо льется нежная мелодия русской песни «Молодая пряха». Она звучит все громче и громче, и вдруг в нее врывается гул самолетов, артиллерийские залпы и звуки губной гармошки. Так начинается спектакль «Они сражались за Родину». Сочетание лирической мелодичной русской народной песни в контрасте с резким машинным ритмом и батальными шумами создает грозную атмосферу первых дней Великой Отечественной войны.
Не менее часто в спектаклях используют песни, созданные профессиональными композиторами. Все многообразие подобных песен можно условно разделить на:
· массовые песни — новый жанр, родившийся в советскую эпоху: песни-марши или гимны, рассчитанные на исполнение во время демонстраций, физкультурных парадов, воинских походов, массовых народных гуляний и пр.;
· бытовые, предназначенные для исполнения небольшой группой людей дома, на прогулке;
· эстрадные, исполняемые на концертах отдельными исполнителями для массового слушателя.
На своем более чем полувековом пути советская песня прошла несколько этапов, связанных с различными периодами истории нашей страны. Это — первые годы Октября, 20-е годы, период предвоенных пятилеток, эпоха Великой Отечественной войны, первое десятилетие после войны, современный этап.
Это разделение носит, естественно, в какой-то мере условный характер, Песня, как ни один другой из музыкальных жанров, обладает временной чуткостью, точно вбирая в себя психологию людей и настроение тех лет, когда она создавалась.
Нельзя перепутать песню, созданную в 20-е годы, с песней времен Великой Отечественной войны и тем более с современной песней.
Драматург и режиссер, вводя песню в сценическое действие, как бы возвращают зрителя в прошлое, создают у него строй мыслей, чувств, понятий, созвучных тому времени.
1. В годы революции и гражданской войны звучали песни-гимны, вышедшие из подполья,— «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Бесснуйтесь, тираны» и такие, как «Смело мы в бой пойдем», «Яблочко». Энергичный, четкий ритм, боевая воодушевляющая музыка, несущая в себе пафос революции, суровую героику сражений — все это может существенно помочь при постановке спектакля на революционную тему.
2. Песня 20-х годов — это песня о новой жизни, о молодежи, о прошедших годах гражданской войны. Мелодии песен в основном были задорные, огневые. Популярными в то время были такие песни, как «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Наш паровоз», «Там вдали за рекой», «Конная Буденного» и др. Большой популярностью пользовалась в те времена песня В. Кручинина «Кирпичики». Сейчас эта песня в театре и в кино используется обычно в ироническом смысле, хотя в свое время она была написана на вполне для этого времени серьезную тему.
3. 30-е годы явились расцветом советского песенного искусства. Массовый и праздничный характер приобрели демонстрации, физкультурные парады, народные гулянья. Изменился музыкальный язык песен, гораздо разнообразнее стала песенная интонация. Наиболее ярко могут отразить атмосферу тех лет «Москва майская» братьев Покрасс, «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Вдоль деревни» Б. Захарова, «Катюша» М. Блантера, «Спят курганы темные» Н. Богословского и многие другие. Но особенно популярными в то время были песни И. Дунаевского «Песня о Родине», «Марш веселых ребят», «Спортивный марш», «Марш энтузиастов» и т. д. По этой причине драматурги и режиссеры, понимая отлично историческое своеобразие творчества этого композитора, часто обращаются -для воссоздания соответствующей эпохи именно к песням Дунаевского.
4. Следует сказать о цикле песен о гражданской войне, написанных различными композиторами в 30-е годы. Такие песни, как «Каховка» И. Дунаевского, «Партизан Железняк» М. Блантера, «Орленок» В. Белого, «Прощание» («Дан приказ ему на запад») Дм. Покрасса и др., живо и эмоционально передают героику гражданской войны, Но иногда по неведению эти песни звучат в спектаклях, воссоздающих эпоху гражданской войны, что явно нарушает правдоподобность сценического действия.
5. В дни Великой Отечественной войны было написано много новых песен, и среди них особо надо отметить песню-гимн «Священная война» А. Александрова. Исполнение этой песни всегда производит на слушателя огромное впечатление. Недаром именно эту песню часто используют в спектаклях как музыкальную эмблему Великой Отечественной войны. Живо передать атмосферу тех далеких военных лет помогут такие песни, как «Землянка» К. Листова, «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Соловьи», «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Синий платочек», «Огонек» и многие другие. Исполнялись эти песни обычно под гармонь, баян, гитару. Лучшие песни как военных, так и довоенных лет живут и сейчас, они звучат с эстрады, по радио, записаны на грампластинки. Но исполняют их нередко в новой инструментальной обработке, в другом ритмическом рисунке. В частности, в состав аккомпанирующего ансамбля иногда включают те или иные электромузыкальные инструменты и используют при записи различные звуковые эффекты, как, например, эффект реверберации, что совершенно не соответствует музыкальному сопровождению тех лет. К этому следует добавить, что исполнительская манера современных певцов также нередко отличается от исполнительской манеры певцов того времени.Все это необходимо учесть при включении песенного материала в тот или иной спектакль. Зачастую именно инструментовка, певческая манера создает на сцене тот неуловимый колорит времени, который порой очень трудно создать другими средствами.
6. Песни первого послевоенного десятилетия — это прежде всего песни обобщающего значения — о Родине, о Ленине, о коммунистической партии, песни-гимны. Но вместе с тем много песен было написано о самоотверженном труде советского народа, о дружбе, о любви, о прошедших и отгремевших боях и походах. Назовем некоторые песни, которые могут наиболее ярко охарактеризовать то время в различных сценических ситуациях. Так, например, в сцене встречи старых фронтовых друзей уместно будет включить песню В. Соловьева-Седого «Где же вы теперь, друзья-однополчане», а в сцене отъезда молодежи на целину песню В. Мурадели «Едем мы, друзья» или песню Е. Родыгина «Едут новоселы». Поэтический настрой в спектакле из жизни первых послевоенных лет может создать очень популярная в то время песня «Летят перелетные птицы» М. Блантера. В сцене «Деревенская околица» естественно будет звучать песня, получившая большую популярность в те времена, «Уральская рябинушка». Встреча старых школьных друзей может быть окрашена лирической песней И. Дунаевского «Школьный вальс» и т. д. Не следует, однако, рассматривать приведенные примеры как единственный способ музыкального оформления подобных сцен, все будет зависеть от режиссерского замысла, от жанра произведения, от конкретных сценических условий. Возможно, что в подобных случаях окажется нужной лишь музыка к этим песням, звучащая фоном на сцене или в зрительном зале, но, может быть, достаточно будет того, чтобы кто-либо из героев напевал эту же мелодию. Необходимо заметить, что если по ходу действия решено включить лишь музыкальное сопровождение популярной песни, то следует учесть содержание поэтического текста и ясно представить себе, не вступит ли он в противоречие с исполняемой сценой.
7. Эпоха 50-х годов характеризуется песнями «Ленинские горы» Ю. Милютина, «Комсомольцы — беспокойные сердца» А. Островского, «Пора в путь-дорогу», «Марш нахимовцев» В. Соловьева-Седого, «Сормовская лирическая», «Одинокая гармонь» Б. Мокроусова и т. д.
8. Современные песни отражают разнообразные общественные и личные темы через восприятие одного человека, что дает возможность более точно выразить настроение и чувства героя на сцене.
Нередко зарубежные эстрадные песенки вводятся для характеристики отдельных действующих лиц.
Каждая зарубежная песня, введенная в спектакль, может в какой-то мере помочь охарактеризовать время действия. Несколько раз звучит в спектакле «Затейник» (Театр им. Моссовета) песенка «Ямайка» в исполнении Робертино Лоретти. Эта песня в нашей стране была очень популярна в начале 60-х годов, время, в котором протекает действие пьесы.
Нередко обращаются к зарубежным песням при постановке и таких поэтических спектаклей, как «Маленький принц» (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). На протяжении всего действия в спектакле звучат джазовая музыка и эстрадные песни на английском и французском языках.
Для каждой страны характерны свои исполнители и своя манера исполнения. Во Франции большой популярностью пользуются песни Шарля Азнавура, Адамо, Мирей Матье, Саша Дисстель, Жюльетт Греко, Жаклин Франсуа и др. Песенки в их исполнении можно найти на грампластинках, выпущенных фирмой «Мелодия».
В пьесах, характеризующих современную Америку, естественно, могут звучать вокальные произведения джазового плана в исполнении таких известных джазовых исполнителей, как Э. Фицджеральд, Ф. Синатра, Л, Армстронг и пр.
Своеобразие народного песенного творчества американских негров особенно ярко выражено в так называемых спиручиэлах — духовных песнопениях, Наиболее выразительно эти песни звучат в исполнении негритянской певицы Махелии Джексон, Поля Робсона, Э, Фицджеральд.
Нередко режиссер, ставя спектакль на молодежные темы, обращается к песням самодеятельных авторов. Их творчество, получившее сейчас широкое распространение и занявшее заметное место в быту молодежи, требует тщательного отбора.
В спектакль могут быть введены и различные церковные песнопения.
Другой вид вокального жанра, к которому довольно часто обращаются режиссеры,— это романс.
Романсом называется сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, обычно отражающая внутренний мир, личность человека.
По сравнению с песней связь музыки и слова в романсе более тесная, детальная, что достигается более сложными выразительными средствами, более развитой музыкальной композицией. Романсу свойственна большая тонкость в выражении оттенков чувств, подчас с трудом передаваемых словами.
Разница музыкальной трактовки стиха в песне и в романсе станет ясной, если сравнить, например, романс Чайковского «Песня цыганки» на слова Я. Полонского с фольклорной песней «Мой костер в тумане светит» на тот же текст. В песенной мелодии соединяются удаль и грусть, это песня прощания. В романсе эти же настроения передаются более тонко и гибко.
В романсовом творчестве, как в любом другом жанре, существуют различные направления со своими характерными чертами и особенностями. Основными из них являются:
· жанр западноевропейского романса
· жанр русского романса. Жанр русского романса разделяется на два типа — бытовой и классический романс. В театре наиболее широкое распространение получил бытовой романс.
Бытовой романс часто вводится в спектакль для создания соответствующей атмосферы, настроений, типичный для мещан и дворян-разночинцев.
Бытовой романс часто звучит в пьесах Островского. Будучи большим знатоком песенного и романсного творчества, автор сам делал подбор романсов для своих героев.
В кульминационный момент «Бесприданницы» Лариса поет романс «Не искушай», и содержанием выбранного ею романса и самим пением она говорит Паратову о том, что, продолжая любить его, она никогда не переставала ждать его, думать о нем. Романс раскрывает здесь самое сокровенное, самое глубокое — он объясняет поступок Ларисы и оправдывает его.
Во многих спектаклях можно услышать цыганский романс или песню. В спектаклях «Живой труп» и «Два гусара» есть сцены с цыганскими хорами, составляющие едва ли не лучшие места спектаклей.
Репертуар цыганских романсов и песен очень велик, поэтому нужно знать специфику и чувствовать временное различие в этом жанре.
В эпоху А. Н. Островского в репертуаре московских цыган еще были благородные по музыке бытовые песни-романсы, пленявшие красотой русского распева и чистотой стиля («Уж как пал туман», «Ноченька», «Сарафанчик», «Обойми, поцелуй»). Их напевами пронизаны бытовые пьесы А. Н. Островского, такие, как «Гроза» и «Бесприданница».
В 80—90-е годы в репертуаре цыган появились разухабистые песни, воспевающие романтику кабацкого быта, и сложился вполне специфический жанр «цыганского романса», утвердившийся и на эстраде, и в нотных публикациях, и в музыкальном быту горожан.
Получили распространение в спектаклях вокальные баллады, произведения повествовательного склада со стихотворным текстом.
В последнее время в спектаклях драматического театра все чаще стали звучать песни типа небольших баллад, песни-раздумья, так называемые зонги. В спектаклях они обычно выполняют функцию авторских отступлений, с помощью зонгов можно дать оценку действию, происходящему в пьесе от лица автора или постановщика.
Иронические, грустные, патетические, они могут чутко следовать за интонациями пьесы, помогая актерам донести авторскую мысль, а зрителю понять подтекст содержания пьесы. Завершая отдельные эпизоды и сцены или внезапно врываясь в действие, зонги связывают все воедино, укрупняя смысл событий, придавая завершенность стилевому решений спектакля. Этот песенный жанр наиболее характерен для спектаклей Московского театра драмы и комедии на Таганке («Жизнь Галилея», «Десять дней, которые потрясли мир» и др.), который наиболее активно возрождает принципы поэтического представления на основе традиций Евг. Вахтангова, Б. Брехта, Вс. Мейерхольда.
Само название песенок говорит о восприятии западного мира персонажами пьесы и самим автором.
Поэтический стих и музыка к подобным песням довольно просты по форме и обычно создаются специально к данному спектаклю. В качестве зонгов могут быть использованы также стихи, написанные ранее, как, например, это сделано в спектакле Московского театра драмы и комедии «Добрый человек из Сезуана», где в качестве зонгов звучат стихи Марины Цветаевой. Исполняют зонги, как правило, под гитару.