Применение интеллектуальных технологий в экономических системах.
Системы искусственного интеллекта (ИИ) ориентированы на решение большого класса задач, называемых неформализуемыми (трудно формализуемыми), когда
- алгоритм решения задачи неизвестен или невыполним из-за ограниченности ресурсов компьютера;
- задача не может быть представлена в числовой форме;
- цели решения нельзя выразить в терминах точно определенной целевой функции;
- большая размерность задачи;
- динамически изменяющиеся данные и знания.
В исследованиях по исследованию искусственного интеллекта существует два основных направления:
Программно-прагматическое – создание программ, с помощью которых можно решать задачи, решение которых до этого считалось прерогативой человека (распознавание, решение логических задач, поиск, классификация). В этом направление используются существующие модели компьютеров.
Биологическое – исследует проблемы искусственного воспроизведения тех структур и процессов, которые характерны для человеческого мозга и которые лежат в основе процесса решения задач человеком. В рамках этого подхода сформировалась нейроинформатика, начали создаваться нейрокомпьютеры.
С точки зрения ИИ знания – формализованная информация, на которую ссылаются в процессе логического вывода.
База знаний (БЗ) – совокупность знаний, описанных с использованием выбранной формы их представления. База знаний – основа интеллектуальной системы, содержит описание абстрактных сущностей: объектов, отношений, процессов.
Знания делят на:
Процедурные. Исторически использовались первыми. Это знания, представленные в алгоритмах. Хранятся в памяти в виде описаний процедур, с помощью которых можно получить знания (способы решения задач предметной области, инструкции, методики). Составляют ядро базы знаний.
Декларативные – совокупность сведений о количественных и качественных характеристиках объектов, представленных в виде фактов и эвристик. Накапливаются в виде таблиц, баз данных, информационных массивов.
Представление знаний – формализация и структурирование знаний, с помощью которых отражаются характерные признаки знаний.
При работе со знаниями используют два основных подхода:
Логический (формальный) – основное внимание уделяют изучению и применению логических методов представления знаний, формализации.
Эвристический (когнитивный) – ориентируется на обеспечение возможности решения задач. Опора делается на принцип организации человеческой памяти и эвристические модели.