Памятка для анализа альтернатив в историческом процессе.
Памятка участнику исторической игры.
Памятка участнику ролевой игры.
Характеристика и оценка исторического деятеля.
Компонента к оценке человеческого поведения.
Характеристика исторического деятеля.
1. Представь и опиши историческую личность живой, с характерными внешними чертами (одежда, черты лица, манера говорить, держаться и т.п.)
2. Обрати внимание и подчерни в характеристике специфические внутренние признаки личности (ум, воля, отношение к окружающему миру и т.п.)
3. Запомни и изложи исторические наиболее важные факты общественной (трудовой, научной, политической, военной и т.п.) деятельности личности.
4. Уясни при изучении и подчеркни в характеристике классовый характер деятельности личности. (Какому классу была выгодна его деятельность.)
5. Подумай и скажи: какой новый по сравнению с предшественниками вклад внесла данная личность в историю? Была ли её деятельность прогрессивной, реакционной? Может быть, в ней сочетались черты прогрессивной и реакционной? В чем это выражалось, и каковы были причины этого?
1. Общественно-политические условия (общественный строй, политическая обстановка, в которых протекала интересующая нас деятельность).
2. Политическая оценка поступков, их объективные результаты независимо от вызвавших ее мотивов.
3. Моральная оценка поведения – оценка целей, побудивших человека к данным действиям, а также средств их достижения.
1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге), когда и в какой стране жил действовал этот исторический деятель; к какому социальному слою (общественной группе) принадлежал; какое воспитание получил; каковы были его жизненные цели, какие средства он использовал для их достижения.
2. Опишите его внешность, какие личные качества помогали ему идти к цели (и какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось осуществить).
4. Определите (по его делам, поступкам) значение его деятельности. Выскажите ваше отношение к данной личности.
1. Внимательно изучи рекомендованную учителем литературу и проанализируй ее, выбери необходимый материал.
2. Рассмотри иллюстрации в учебнике и иных источниках, обращая внимание на внешний облик людей, предметы обстановки и быта.
3. Представь внешний облик человека, чью роль тебе предстоит исполнять, мысленно составь его биографию, надели чертами характера.
4. Зная принадлежность данного человека к определенной общественной группе, его род занятий, время, когда он жил, попытайся понять, что могло его волновать, какие чувства он мог испытывать.
5. Сопоставив внешний облик и внутренний мир своего героя, составь небольшой рассказ от его имени.
6. Чтобы придать убедительность рассказу, включи в него общеупотребительные слова и выражения того времени, героем которого был данный человек.
7. Предположи, какие вопросы могут возникнуть у других участников игры к твоему герою, попытайся подготовить ответы на них.
1. Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.
2. Поверь в то, что происходит в данной ситуации.
3. Выбери роль, исходя из своего опыта, характера и интересов.
4. Тщательно готовься к игре, продумай свое выступление.
5. Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай их, внимательно прислушивайся к их выступлениям, реагируй на них.
6. Подчиняйся правилам игры.
7. Участвуй в подведении итогов, поставь себе оценку.
8. Оцени игровую ситуацию с точки зрения ее соответствия исторической реальности.
1. Сформулируйте сущность каждого из предложенных путей решения проблемы.
2. Выявите историческую обусловленность каждого из них.
3. Определите свое отношение к ним.
4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути решения.
5. Оцените последствия и значение осуществленного выбора.