ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.
На этой же гумусовой теории строилось учение об истощении и обогащении почвы, причем растения делились на обогащающие почву и истощающие. К истощающим почву относятся хлеба и корнеплоды, к обогащающим - клевер и люцерна, что совершенно правильно, но только объяснение А. Тэера было неправильным. На этом основании он строил севооборот так, чтобы иметь чередование тех и других культур в должном соотношении, для того чтобы поддерживать в почве постоянно на высоком уровне углерод.
Гумусовая теория господствовала до 1840 г., когда появилось учение Ю. Либиха (1803-1873), который, впрочем, был уже известен как крупный химик. К агрономическим изысканиям он пришел довольно поздно, после того, как, по сути, реформировал органическую химию.
Юстус Либих - выдающийся немецкий ученый, стоявший у истоков агрономической химии. Он родился в немецком городе Дармштадте 12 мая 1803 г. Его отец имел аптекарский магазин. Он сам готовил разные пластыри, мази, лаки, краски и мыла, и Либих с детства был знаком с содержимым ряда склянок и знал разные процессы. Он был живым и наблюдательным мальчиком; бегал по разного рода мастерским (кожевенным, мыловаренным, красильным) и подмечал особенности этих производств.
Будучи десятилетним школьником, он наблюдал однажды по дороге в гимназию, как на ярмарке бродячий фокусник, «доктор магии», показывал жителям Дармштадта разные «чудеса», готовил, между прочим, взрывчатые вещества для фейерверка. Маленький Ю. Либих понял, какие вещества брал «доктор магии», и, придя, домой после уроков, в лаборатории отца сам приготовил гремучую ртуть. Изучение древних языков в гимназии у него шло плохо, зато с жадностью читал книги по химии.
Гимназию пришлось оставить, отец поместил его учеником в аптеку (близ Дармштадта), где юноша быстро освоился и за 10 месяцев ознакомился с большим числом новых для него фактов из области химии, но, работая на чердаке тайком от хозяина аптеки с гремучей ртутью, устроил однажды такой взрыв, что была снесена часть крыши. Ю. Либих был вынужден бросить службу в аптеке и вернулся к отцу заявив «Я хочу быть химиком, а не аптекарем». Отец согласился, наконец, отдать 16-летнего юношу учиться в университет.
В 1819—1822 гг. он изучал химию сначала в Боннском, затем в Эрлангенском университетах. Учился также в Сорбонне у Гей-Люссака. С 1824 г. преподавал в Гессенском университете, где вел практические занятия для студентов и докторантов. С этой целью, он в 1825 г. организовал специальную лабораторию, которая явилась родоначальницей научно-учебных химических лабораторий в Германии.
Впоследствии этот прием Ю. Либиха окружать себя докторантами сыграл большую роль в развитии химии в Германии. В то время как во Франции были талантливые одиночки, в Германии пример Ю. Либиха вызвал позднее организацию лабораторий, где, помимо студенческого обучения, шла подготовка будущих исследователей. Благодаря этой массовой подготовке докторов химии в многочисленных университетах в Германии к концу XIX столетия химия (и химическая промышленность) оказалась сильнее развита, чем во Франции, прежней колыбели современной химии.
Когда Ю. Либих начинал свою научную деятельность, органической химии почти не существовало, в то время как по минеральной химии имелся ряд важных открытий. Он, прежде всего, разрабатывает методикуорганического анализа, улучшает приемы сожжения органических соединений, совершенствует и настойчиво упрощает аппаратуру, замечая, что «самое простое решение приходит последним».
Кроме анализа, Ю.Либих перешел и к синтезу органических соединений. Раньше считали, что химику недоступно то, что делает жизненная сила в организме животных («природа создает, химик разрушает»). Однако, после работ Ю.Либиха эта грань оказа-
6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.___________________ 221
лась перейденной, число синтетических продуктов в области органической химии стало быстро возрастать, и впоследствии синтетически получено было большое количество соединений, в природе не встречающихся.
С 1839 г., изучая химизм физиологических процессов, он выдвинул гипотезы и обосновал теорию брожения и гниения, белкового обмена. Особенно много сделал Ю.Либих для использования достижений химии в сельском хозяйстве. Эти исследования дали сильнейший толчок развитию суперфосфатной промышленности. Он обратил внимание, что кости содержат высокий процент фосфорной кислоты, которые можно использовать для возвращения почве взятого из нее фосфора.
В 1840 г. им был сделан знаменитый доклад перед Британской ассоциацией о положении в органической химии. Доклад был опубликован впоследствии под названием «Химия в ее применении к земледелию и физиологии». В форме утонченной сатиры и с тонким сарказмом высмеивает он физиологов своего времени, которые вопреки накопившимся очевидным данным продолжают придерживаться взгляда, будто растения берут углерод из почвы. Эта работа сыграла огромную роль в агрономии. В ней были обобщены все накопленные к тому времени химические знания о закономерностях питания растений. В работе сформулирована принципиально новая теория минерального питания растений, которая способствовала широкому внедрению минеральных удобрений в земледелие.
Критикуя гумусовую теорию, Ю.Либих говорил, что если растения заимствуют углерод из перегноя, то ведь последний предварительно должен бы быть растворен в воде. Но перегной чрезвычайно мало растворим, особенно если он соединен с известью (а именно это соединение преобладает во всех почвах, кроме кислых болотных). Ю.Либих приводит такой подсчет: допустим, что все осадки, выпадающие на землю в виде снега и дождя, идут на растворение перегноя, ничего не просачивается через почву, не испаряется, не стекает с полей, то все равно всей этой воды не хватит для того, чтобы растворить количество перегноя, достаточное для снабжения растения углеродом в размере, отвечающем среднему урожаю на гектар. Следовательно, как источник углерода перегной не годится.
Основное положение Ю.Либиха - только минеральные вещества доставляют пищу растениям. Отсюда ряд следствий для практики применений удобрения и учения о севооборотах.
А. Тэер делил растения на улучшающие почву и истощающие. Но если растения берут углерод из углекислоты воздуха, а из почвы берут только зольные вещества, необходимые для их развития, то, по Либиху, не может быть улучшающих почву растений, так как в отношении зольных веществ они могут только ее истощать. Тем самым, по мнению Ю.Либиха, рушилась основа теории севооборота, построенная А.Тэером.
Ю.Либих полагал, что севооборот может быть полезен только как временная отсрочка неизбежного истощения почвы. На основе анализов доказывал, что зола растений содержит отдельные элементы в разных количествах:
222______________________ 6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.
в одних из видов золы преобладает калий, в других - преобладает кальций, в третьих - кремнекислота.
По его мнению, вся польза севооборота состоит в том, что разные растения берут разные количества того или другого вещества, и при той же сумме их в почве можно отсрочить истощение почвы при смене культур. Все растения истощают почву и потому необходимо возвращать минеральные вещества почве с удобрениями, чтобы поддержать почвенное плодородие. Таков неизбежный закон возвращения почве питательных веществ, взятых из нее.
Э. Рассел отмечает, что в 1830-1840 гг. агрономическая химия не привлекала большого внимания. Однако в 1840 г. знаменитый отчет Ю.Либиха о состоянии органической химии под названием «Химия в приложении к земледелию и физиологии» произвел в мире науки впечатление подобное грому при ясном небе, опроверг гумусовую теорию питания растений. Либих утверждал, что растения имеют неисчерпаемый запас углекислоты в воздухе. Если углекислота содержится в почве, то на ранней стадии роста растения экономится время, так как углекислота поступает в корни растения и служит дополнительным источником лишь тому, что не вполне сформирован фотосинтетический аппарат. Перегной считали постоянным источником углекислоты, которая активно воздействует на щелочные соединения почвы и растворяет их, увеличивая запас минеральной пищи.
Ю. Либиху пришла в голову фантастическая для тех времен мысль, что нужно удобрять поля с внесением в них разных солей калия, азота, фосфора.. Эта идея была встречена с недоверием специалистами-аграрниками 40-50-х годов XIX в. Его попытка использовать чилийскую селитру не увенчалась успехом, а привезенный на парусных судах из Южной Америки груз этой соли, в силу своей дороговизны, не нашел покупателей и был выброшен в море. Источники фосфора тогда не были известны, а предлагавшийся Ю.Либихом размол костей давал также слишком дорогие удобрения. В то время не знали, как использовать и калий, и только изредка, собирая золу растений, рассеивали ее по полям. Ю. Либих считал, что способность растений извлекать из соответствующих растворов аммиак, калий, фосфорную кислоту и кремниевую кислоту имеет свой предел, зависящий от свойств, присущих каждому виду почвы. Когда растворы эти приходят в соприкосновение с почвой, то последняя насыщается растворенным веществом, а не поглощенный почвой избыток остается в растворе и может быть обнаружен с помощью обыкновенных реактивов. Песчаная почва поглощает меньше, чем мергелистая, а эта последняя меньше, чем глинистая.
В этом тезисе мы имеем гениальное предвидение того, что через 60 лет дала агрохимии теория К.К. Гедройца о почвенном поглощающем комплексе.
Всякая почва по Либиху является плодородной для того или иного вида растения, если каждая из частиц ее, соприкасающихся с корнями, содержит все необходимые для нее питательные вещества и в надлежащем их взаимном соотношении. В этих словах предвосхищение идеи о разных соедине-
6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.___________________ 223.
ниях элементов питания в почве, о значении условий питания и соотношения между элементами питания, что было доказано лишь спустя много лет.
В трудах Ю. Либиха содержатся довольно полные и достоверные сведения о роли ассимиляционного аппарата растения, сидерации, соотношения элементов питания, «интенсивной культуре» и определение понятия «удобрение». Юстус Либих стоял у истоков открытия основных законов земледелия, в первую очередь «закона минимума» и «закона возврата веществ в почву».
Закон минимума (закон ограничивающих факторов) был установлен в 1840 г. Он обратил внимание на возможность одностороннего истощения почвы. Если, например, не хватает какого-нибудь одного минерального вещества, то, как бы много не было остальных, урожай все равно будет низким. Минеральные вещества, а также иные факторы урожайности: вода, свет, тепло и т. д., одинаково необходимы растениям и не могут заменять друг друга. При уменьшении их количеств ниже оптимальных происходит снижение продуктивности растений. При отсутствии или недостатке одного из них резко снижается урожай. Поэтому необходимо обеспечить растения всеми условиями для роста и развития с учетом их взаимодействия.
Закон возврата веществ в почву - научная основа воспроизводства почвенного плодородия, и является частным случаем проявления всеобщего закона сохранения веществ и энергии. Нарушение данного закона должно приводить к утрате почвой плодородия.
Возвращение в почву питательных веществ - обязательное условие земледелия. Он видел в этом причину очень крупных исторических катастроф и объяснял падение древних цивилизаций (Греции и Рима).
По его мнению, причина возникновения и падения наций лежит в расхищении плодородия почвы. Падение его обусловливает их гибель, а поддержание этого плодородия - их жизнь, богатство и могущество. Он объяснял падение Рима следующим образом: из провинций (Северной Африки, Испании, Сицилии) в Рим привозили много хлеба. Вывозя зерно, римляне почве ничего не возвращали, минеральных веществ в ней становилось меньше, и это вызвало падение урожаев и подорвало благосостояние древнего Рима.
При этом он указывал, что истощение идет неравномерно, что в зерновом хозяйстве должно проявляться истощение, прежде всего, по отношению к фосфору. В большинстве случаев зерно вывозится из хозяйства, а солома вместе с навозом возвращается обратно в почву. Но так как в составе зерна и соломы есть разница - большая часть фосфора содержится в зерне, а большая часть калия - в соломе, то не всеми питательными веществами почва будет обедняться в равной степени: истощение фосфором пойдет быстрее. Значит, больше всего следует заботиться о возвращении фосфора, так как калий возвращается вместе с соломой.
Он пошел и дальше, сделал практический вывод, указав путь возвращения фосфора. Так как, кроме зерна, в город увозят и животных, кости ко-