ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Научно-просветительская деятельность земств
В связи с развитием многополья пришлось задуматься и над улучшением крестьянского землепользования, то есть над устранением мелкополосицы и чересполосицы. Однако это была трудная задача. При общинном землепользовании она оказалась неразрешимой, и земства до крестьянской реформы 1906 года мало успели в этом.
Для того, чтобы приложить к земледелию достижения научной агрономии, необходимо увязать их с местными условиями. Как известно, каждая местность отличается своими особенностями по климату, почве, ландшафту и т. п. Поэтому, прежде всего, необходимо было испытать, что подходит и что не подходит для данной местности. Это называлось произвести опыт. Задачи сельскохозяйственных опытов по линии земства были очень разнообразны. На первом плане здесь стояли испытания действия минеральных удобрений (туков) на крестьянских полях. Какие же удобрения применялись и рекомендовались в начале нашего века? Прежде всего, конечно, навоз: он содержит все нужные питательные вещества. Кроме того, он разрыхляет связанные и связывает рыхлые почвы, в почву вместе с навозом вносится бесчисленное множество бактерий. Они-то и являются главными деятелями спелости почвы.
Но навоза, как известно, не хватало. Поэтому в сельском хозяйстве все большую роль играли искусственные минеральные удобрения, или, как тогда называли, удобрительные туки, которые в большинстве своем содержали по одному какому-либо питательному веществу. Из первых туков была известна костяная мука. Получали он ее путем прокаливания костей и обезжиривания их соляной кислотой. Такая мука содержала в себе до 15-20% фосфорной кислоты. Ее в большом количестве покупали по 50 копеек на пуд.
Практика прогрессивных хозяев требовала исследовательской работы, испытания улучшенных технологических приемов. Первые попытки организовать опытную работу в полеводстве относятся к концу XVIII в. В указе 1797 г. об открытии близ г. Павловска практической школы земледелия говорится об отведении специального участка для постановки опытов по земледелию. В 20-х годах XIX столетия были организованы опытные фермы, хозяйства, хутора (Бутырский хутор Московского общества сельского хозяйства, Омский опытный хутор и др.).
Первое опытное поле в России было организовано Горы Горецким земледельческим училищем около г. Горок, Могилевскои губернии. Первые данные в опытах с удобрениями на этом поле получены в 1842 г. Первые полевые опыты с удобрениями, которые сопровождались анализами почв, растений и удобрений были поставлены Вольным экономическим обществом в 1842-1843 гг. Заведовал опытами член общества В. Я. Швиттау. Опыты ставились в Петербурге и носили эпизодический характер. Вторая попытка организации опытов с удобрениями была предпринята в 1864-1869 гг. под руководством Д. И. Менделеева.
Во второй половине XIX в. организуются опытные станции. В 1864 г. при Рижском политехническом институте была открыта первая сельскохозяйственная опытная станция, а с 1867 г. - опытное поле при Петровской академии. В 1881 г. было организовано Тростянецкое, а в 1885 г. - Полтавское опытное поле. Первая программа Полтавского опытного поля представляет собой коллективный труд наиболее выдающихся агрономов России (Б. П. Черепахин, А. Е. Зайкевич, А. А. Измаильский, Б. К. Квитко и др.). Все опыты ставились с повторностью. Они сопровождались метеорологическими и фенологическими наблюдениями. В 1897 г. в Харькове состоялось совещание заведующих опытными полями России для разработки положения и общей программы работ.
В 1881-1900 гг. по инициативе и на средства Вольного экономического общества и губернских обществ сельского хозяйства было создано много опытных полей в помещичьих хозяйствах. В 1901-1903 гг. было проведено три съезда ученых опытников, где подводились итоги исследовательской работы в области агротехники и селекции сельскохозяйственных культур. Начало систематической работы полевым методом с удобрениями в нечерноземной зоне связано с деятельностью А. Н. Энгельгардта.
О Владимирском опытном поле упоминает в своей книге «Из агрономического прошлого» первый заведующий кафедры опытного дела при Московской сельскохозяйственной академии А. Г. Дояренко.
Он пишет: «Перед закладкой Владимирского опытного поля было проведено предварительное изучение его площади, которое обнаружило резкое различие в плодородии отдельных ее участков, отводимых под опыты. Результаты этого изучения были очень ярко изображены на красочных планах опытного поля, но опыты на этих полях все-таки были заложены без учета их пестроты. Мои спутники, усвоившие излагаемые мною принципы закладки опытных полей, обратили внимание на такое неправильное использование предварительного изучения площади поля и резко раскритиковали всю работу опытного поля, как не имеющую никакой цены, если учесть изображенную на полях пестроту его участков. Сотрудники опытного поля не смогли доказать свою правоту, и горячий спор закончился с нашей стороны резко отрицательной оценкой всей работы опытного поля.
Все это дошло до сведения владимирских земских властей, и вскоре ко мне явились их представители за советом: не следует ли закрыть опытное поле ввиду тех ошибок, которые были допущены при его закладке?
Я их успокоил тем, что в подобном положении находится большинство наших учреждений, так как почти нигде не было проведено надлежащего изучения равноплодоро-дия будущих участков опытных полей. Однако в настоящее время уже разработаны такие методы оценки результатов, которые до известной степени смягчают влияние естественной пестроты полей».
Но земства не ограничивались только устройством опытных станций и контролем за их работой. Другим действенным средством для проведения в массу населения различных способов улучшения земледелия служило тогда устройство коллективных опытов и показательных участков. Обычно они устраивались на крестьянских полях у разных хозяев и в нескольких селениях. Цель таких опытов и участков была в том, чтобы показать населению но-
6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX в._______________________ 21_5_
вые приемы земледелия. Они стали широко распространяться после введения участковой агрономии.
Помимо всего этого оказывали свое содействие и специальным культурам: садоводству, огородничеству, льноводству, хмелеводству, картофелеводству, лесоводству, пчеловодству и т. п. Эти мероприятия, конечно, практиковались в меньшей степени и только в тех местах, где какая-либо из названных отраслей имела хозяйственное значение.
Широко велись в губерниях мероприятия и по содействию льноводству. Земские учреждения через свои склады распространяли семена лучших сортов льна (льна-долгунца), выдавали ссуды на устройство маслобойных и льнообделочных заводов, производили очистку льна и т. д.
Следующим видом деятельности стало улучшение естественных условий сельского хозяйства или, как сейчас говорят, вопросы экологии. Земства придавали большое значение устройству сельскохозяйственных школ и некоторые из них устраивали на свои средства. Чтобы облегчить доступ к школьному сельскохозяйственному образованию, оказывали помощь недостаточным крестьянским семьям и выдавали стипендии на обучение. Стали издавать книжки, материалы которых были приспособлены к данной местности.
К чисто экономическим мероприятиям относились организация мелкого кредита, содействие маслоделию, сбыту сельхозпродуктов, помощь кустарям, содействие кооперации переселенцам и т. п. Этого рода деятельность заключалась в том, чтобы сделать мелкое хозяйство более прочным, более устойчивым в его сношениях с внешним миром и приспособить его к современным условиям товарно-денежного хозяйства. Для этого организовывались ссудно-сберегательные и кредитные товарищества, земские кассы мелкого кредита, которые взяли на себя все кредитные операции.