О праве и традициях в древнем земледелии
АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Завершая главу, отметим, что на всех этапах развития земледелия взаимоотношения человека и природы фиксировались в обычном праве, основанном на традиции.
Издревле в земледельческих государствах существовали неписаные правила, запрещавшие вести военные действия в страду. Первые законодательные акты, связанные с природопользованием относятся к I тыс. до н. э. Согласно выбитым на каменной стеле законам вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), строгое наказание полагалось за разрушение плотин или арыков, а штраф за рубку фруктового дерева был равен штрафу за нанесение тяжелых телесных повреждений, приведших к смерти.
Уже в 1 тыс. до н.э. в Китае правовые установления по природоохранной деятельности были оформлены в сборнике «Гуань-цзы» (VI—III) и «Сюнь-цзы» (III в. до н. э.). В них запрещалось весной убивать молодых оленят и срывать побеги растений, а охотиться разрешалось только в определенное время года. Сборник «Гуань-цзы» регламентировал и всю жизнь общества в соответствии с сезонными изменениями.
Своеобразные «заповедные места» появились еще на заре человеческой цивилизации. Священные рощи, леса, горы и другие природные объекты существовали в Древнем Риме и Греции, в странах Древнего Востока, у славянских и германских племен.
Древнеримские Законы двенадцати таблиц (V в. до н. э.) предусматривали штраф в 25 медных монет за незаконно срубленное дерево. В индийских законах Ману действовавших в течение 400 лет (со II в до. н. э. до II в. н. э.) порицалась торговля природными дарами, зверями, птицами, а также загрязнение воды и причинение иного вреда природе. Убийство любых живых существ рассматривалось как «преступление, вызывающее нечистоту», «несовместимое с пребыванием на небесах». Эфиопский законодательный сборник «Фытх Ныгест» запрещал продавать речную рыбу, птицу, диких животных; призывал не препятствовать стоку вод, орошавших поля.
В Средневековой Европе Салическая правда, записанная еще в начале VI в., призывала обеспечивать охрану леса, объявляя рубку опасным для общества деянием. В Англии в XII в. особое лесное законодательство учредило статус «заповедных лесов». В том же столетии законы германских княжеств взяли под защиту охотников, «кроме тех, которые ставят сети и закладывают капканы: эти нигде и никогда не должны иметь мира».
В Монголии первые законы об охране природы были приняты в XIII в., они были призваны беречь ханские угодья; запрещали загрязнять реки и водоемы, вскапывать или разрыхлять почву, разрушать горы, ломать ветви деревьев и побеги, оставлять неубранными стойбища. Известный путешественник XIII в. венецианец Марко Поло, проживший 17 лет в Китае при дворе монгольского императора Хубилая, так описывал в книге «О разнообразии мира» местные порядки: «... никакой царь, никакой князь и ни один человек
4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ______________________________ L5f
не смеет охотиться на зайцев, оленей, ланей и антилоп, на всех зверей, что плодятся с марта по октябрь. Кто противное учинит - жестоко раскается».
Подобные уложения существовали и в России. Русская правда (XI-XII вв.) предусматривала штрафы за уничтожение или повреждение борти (гнезд диких пчел). В XVII столетии было принято около 20 законов, связанных с охраной природы. В 1635 г., после присоединения к России обширных таежных областей (северо-восточные районы, Приуралье и Зауралье), царским указом вводился запрет на ловлю капканами бобров и выдр. Нарушившие его наказывались штрафами, битьем батогами и тюрьмой.
Уже в XVII в. для охраны охотничьих угодий царя Алексея Михайловича выделялись специальные «заказы», как Лосиный остров, Измайлово. Ради сохранения гнездовий ловчих птиц кречетов царь приказал считать «Государевой заповедью» семь островов, вытянувшихся вдоль Мурмана (восточная часть побережья Баренцева моря). Известен царский указ от 1649 г. «О сбережении заповедного леса в Рязанском уезде». В 1676 г. указом государя была выделена запретная для охоты зона вокруг Москвы. «Царскими охотами» были также Кубанские плавни в дельте реки Кубани и Беловежская пуща.
Соборное уложение 1649 г. включало и нормы охраны природы. Оно закрепляло деление угодий на общие, царские и государственные (казенные), на которых запрещалось свободная охота. Строго определялись породы, размер и количество рыбы для царского стола, годовой объем добычи. Оговаривались и орудия лова, что обеспечивало щадящие виды промысла. Частые неводы, железные капканы, пищали для охоты на птиц запрещались. За нарушение этих правил следовали наказания: штрафы, битье батогами и кнутами, а в особых случаях - даже смертная казнь.
Первым государственным указом Петра I стал Указ от 1 февраля 1703 г., предписывающий произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза, лиственницы и других ценных пород деревьев каралась денежным штрафом и каторгой, запрещалось уничтожение лесов вдоль рек.
При подготовке главы 4 использовали следующую литературу:
Алексеев В. 77. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. 462 с.
Алефиренко 77. К.. Русская общественная мысль первой половины XVIII столетия о сельском хозяйстве/Материалы по истории земледелия СССР. М.: Изд. АН СССР, 1952. С. 511-552
Андрианов Б. В. Земледелие наших предков. М.: Наука, 1978.167с.
Бобровский М. В. Лесные почвы: биотические и антропогенные факторы формирования // Восточноевропейские леса: история в голоцене и современность. Кн. 1. М.: Наука, 2004. С. 381-427.
Бобровский М.В., Гин А. Земледелие в Европе хронология с картинками./ ТРИЗ-профи: Эффективные решения в сельском хозяйстве. - М.: Кушнир, 2006.220 с.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XV/111 вв. М., 1986-1991. Т. 1-3.
Возникновение и развитие земледелия. М.: Наука, 1967. 232 с.
156_______________________ 4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Гумилев Л. 77. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис Ди-Дик, 1994. 640с.
Довженок В. И. К истории земледелия у восточных славян первого тысячелетия н.э. в эпоху Киевской Руси/Материалы по истории земледелия СССР. М.: Изд. АН СССР, 1952. С. 115 -159
Домострой Сильвестровского извода. СПб., 1902. С.44-45.
Древняя Русь. Город, замок, село. М.: Наука, 1985.431 с.
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 1. М.: Наука, 1985.569 с.
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.2. М.: Наука, 1986. 694 с.
История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.З. М.: Наука, 1985. 591 с.
История крестьянства в СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Т. 1. М.: Наука, 1987.492 с.
История крестьянства в СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Т. 2. М., 1987.615 с.
Каргин И. Ф., Земледелие в междуречье Волги и Оки: возникновение и развитие / И.Ф.Каргин, С.Н.Немцев. Научн. ред. Н.С.Немцев. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2004. - 192 с.
Кирьянов А. В. Земледелие восточного славянства. Земледелие киевской Руси. Земледелие древней Руси в период феодальной раздробленности / Возникновение и развитие земледелия. М., 1967. С.171 - 27.
Кирьянов А. В. История земледелия новгородской земли. МИА, 61,1959, С. 321.
Кичигин М. И., Иванов А. Л. Владимирское ополье. Владимир, 1993.378 с.
Краснов Ю. А. О возникновении пашенного земледелия в лесной полосе Восточной Европы // Советская археология. 1968. №2. С. 3-22.
Краснов Ю. А. Древние и средневековые пахотные орудия Восточной Европы. М.: Наука. 1987. - 237 с.
Кулишер И. М. История русского народного хозяйства. М.: Наука, 2004. 693 с.
Кульпин Э. С, Пантин В. И. Решающий опыт. Вып. 1. М.: Московский лицей, 1993.102 с.
Лидеров 77. Д. К истории земледелия у скифских племен Поднепровья эпохи раннего железа в VI - II вв. до н.э./Материалы по истории земледелия СССР. М.: Изд. АН СССР, 1952. - С. 66 -114.
Милое Л. В. Великорусский пахарь и особенности Российского исторического процесса. М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 576 с.
Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках Греко-римских и византийских писателей. ВДИ, № 1.1941. стр. 253.
Писцовые книги Московского Государства. Под редакцией Н. В. Калачева. Ч. I. Изд. императорского русского географического общ-ва, СПб., 1877.
Раик А. Е. Очерки по истории математики в древности. Саранск: Мордовское книжное издательство. 1977. - 370 с.
Семенов С. А. Происхождение земледелия. Л.: Наука, 1974.318с.
Скорняков С. М. От шумеров до наших дней (очерк истории развития земледелия). М.: Россельхозиздат, 1977. 271 с.
Средневековье. Вып. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936.364 с.
Тимирязев К. А. Избранные произведения в 4-х томах. Т. 3. М.: ОГИЗ-Сельхозгиз. Государственное издательство сельскохозяйственной литературы. 1949. 644 с.
Традиционный опыт природопользования в России. М.: Наука, 1998. 527 с.
Чуксин 77. И. Возрождение галльской жатки. М.:Интеко-ТРИЗ,2005.11с.
Чуксин 77. И. История галльской жатки //ТРИЗ-профи: эффективные решения. 2005. №1. С. 29-34.
Шпаковский Н. А. Дерево эволюции зерноуборочного комбайна. Технологическая история. Версия 1.2. М.: Интеко-ТРИЗ, 2006. 32с.
4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ______________________________ ]57
Шрамко Б. А. К вопросу о технике земледелия у племен скифского времени в Восточной Европе // Советская археология. 1961. №1. С. 73-91. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР с древнейших времен до Средневековья. М.: Наука, 1987. 471с.
Этнография: Учебник. М.: Высш. школа, 1982.320с.
Якубинцер М. М. О составе зерновых культур Старой Ладоги. КСИИМК, 58. 1954.
Noulin J. Moissonneuses et batteuses en France. E/P/A Editions, 1995.
T
Т
Жизнь живого существа - это реактив,
бесконечно более чувствительный,
чем наши наиболее совершенные
химические реактивы.
Э. Дюкло
Нигде, быть не может, ни в какой другой
деятельности не требуется взвешивать столько
разнообразных условий успеха, нигде не требуется таких
многосторонних сведений, нигде увлечение односторонней
точкой зрения, не может привести к такой
крупной неудаче, как в земледелии
К. А. Тимирязев
В области естествознания всякая действительно
плодотворная научная мысль, - мысль, раскрывающая
науке новые горизонты, представляет три момента,
три ступени развития, почти соответствующие трем
ступеням развития, чрез которые, по мнению положительной
философии, прошла человеческая мысль.
Это, во-первых, степень угадывания истины - ступень
творчества; за ней следует степень логического
развития этой творческой мысль во всех ее последствиях и,
наконец, третья ступень - проверки этих выводов путем
наблюдения или опыта - ступень собственно научного исследования
К. А. Тимирязев