АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ва, занимают промышленность и торговля. Но он подошел к этому вопросу во всей его широте и признавал большое значение также за сельским хозяйством в деле экономического развития и укрепления политической независимости отечества. Татищев уделял значительное внимание и сельскому хозяйству. В 1742 Г. он разработал подробную записку о ведении помещичьего и крестьянского хозяйств. Так, идеолог образованного дворянства, Татищев в вопросе о развитии производительных сил страны шел по пути императора-преобразователя и старался сочетать развитие всех отраслей народного хозяйства с выгодой для дворянского государства за счет крестьянства, как и Петр I.
Для ведения сельскохозяйственного производства и планирования народного хозяйства были необходимы статистические данные о его состоянии в стране. Автором первой в России научно разработанной статистической анкеты был также В. Н. Татищев (1686-1750). Петр I обратил внимание на образованного офицера и несколько раз (с 1713 по 1719 гг.) направлял его за границу с дипломатическими и другими поручениями. В 1734 г. В. Н. Татищев составил статистико-географическую анкету, содержащую 92 вопроса. Анкета была разослана по сибирским и Казанской губернии провинциальным канцеляриям. Но на нее не поступило сколько-нибудь удовлетворительных ответов.
В 1737 г. он же представил в Академию наук «Предложение о сочинении истории и географии Российской», являвшееся новой анкетой, содержавшей уже 198 вопросов. В новой анкете было не только больше вопросов, -они были разработаны подробнее, чем в предыдущей. Новый вопросник был разослан по городам Сибири. Эти анкеты послужили прообразом последующих анкет и в том числе известной анкеты М. В. Ломоносова. Начались мелиоративные работы.
Известный публицист-экономист первой четверти XVIII столетия И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), решая проблему об источниках богатства в государстве, отмечает важное значение в этом вопросе сельского хозяйства: «крестьянское богатство - богатство царственное, а нищета крестьянская оскудение царственное». В своей «Книге о скудости и богатстве», предназначенной им для Петра в виде проекта «О собрании царских сокровищ», он посвятил две главы сельскому хозяйству. Но его в данном случае интересует не агротехническое состояние земледелия, а экономическое положение крепостного крестьянства, так как «крестьянское житие скудостно ни от чего иного, токмо от своея их лености, а потом от неразсмотрения правителей и от помещичья насилия и от небрежения их». Он предлагал провести ряд прогрессивных для того времени мероприятий, которые должны были оздоровить сельское хозяйство как источник богатства страны. Для Посошкова вообще немыслимо существование любого государства без торговли.
Представитель нарождающейся буржуазии впал в другую крайность: господствующую роль в народном хозяйстве он признавал за торговлей. Посошков не возражал, как это делал Волынский, против ухода крестьян и убавления рабочей силы в сельском хозяйстве.
4. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ______________________________ 143
Сохранились краткие «Памяти» и «Наказы» владельцев вотчин того времени своим приказчикам (например, А. И. Безобразова, Б. И. Морозова и др.), относящиеся к XVII в. В XVIII в. эти «Наказы» принимают форму развернутых инструкций о правилах управления имением. В этих документах содержались точные и обширные данные о технике сельскохозяйственного производства, уровне сельскохозяйственных знаний того времени.
4.2.4. Роль монастырского землевладения в эволюцииземледелия Руси
В эволюции земледелия на Руси огромную роль сыграли монастыри. Формирование церковного землевладения берет свое начало с 966 г., когда Владимир святой назначил на содержание построенной им в Киеве соборной Десятинной церкви десятую часть своих доходов. «И положи написав клятву в церкви сей», - утверждает Лаврентьевская летопись. Эту клятву мы встречаем в сохранившемся церковном уставе Владимира, где этот князь заклинает своих преемников блюсти нерушимо постановления, составленные им на основании правил вселенских соборов и законов греческих царей.
Жертва эта не была напрасной. Церковь на Руси ведала тогда многими вопросами. Церкви была предоставлена широкая юрисдикция (права) над всеми христианами, то есть дела семейные, дела по нарушению святости и неприкосновенности христианских храмов и символов, дела о вероотступничестве, об оскорблении нравственного чувства, о противоестественных грехах, о покушениях на женскую честь, об обидах словом. Так церкви было предоставлено право устраивать и блюсти порядок семейный и нравственный.
В ведомстве церкви состояли духовные и благотворительные учреждения, в которых находили убежище церковные люди: монастыри, больницы, странноприимные дома, богадельни и пр. Все они кормилось и жили за счет доходов, получаемых с церковных земель. В конце XIX века церковные земли делились на усадебные и полевые. Первые состояли под домами духовенства, гумнами, садами и пр. Вторые - составляли пашни и посевы, доход с которых шел на содержание прихода. По закону, прихожане обязаны были отводить приходу пропорционально своим доходам количество земель не меньше 33 и не больше 99 десятин. На архиерейский дом полагалось 60 дес, монастырю от 100 до 150 дес, в зависимости от класса. После всех реформ приходские церкви.
Владимиро-Суздальские епархии, например, в конце XIX века имели в среднем каждая 30-35 десятин земли, в том числе 30 десятин пахотной и 3-5 десятин сенокосной и пастбищной земли. Это не много, если учесть, что причет состоял иногда из 2-3 священников, дьякона, пономаря, псаломщика, чтеца и т. п. Правда, и монастыри к этому времени имели земли ненамного больше. Монастырь Суздаля-Спасский имел лишь несколько десятков десятин полевой и огородной земли, да и ту сдавал в аренду местным жителям. Так что образ «попа-мироеда», мягко говоря, сильно преувеличен. К тому