АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Состояние агрономии
АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
А. С. Пушкин, 1819
Неумолимого владельца
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичом,
И труд, и собственность, и время земледельца.
Присвоило себе насильственной лозой
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Истинное знание есть знание, восходящее
К. А. Тимирязев
Возбуждают живой интерес, на которые не
И.В. Гете
Und was sie deinen Geist nicht offenbaren mag,
Lasst sich Natur des Schleiers nicht beruben,
Geheimnissvoll am lichten Tag
АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА
ционеры древности несколько тысячелетий назад создали прекрасные сорта плодовых растений, винограда, бахчевых культур. Сотни и тысячи лет существуют многие виды и сорта пшеницы.
Дошедшие сведения свидетельствуют, что людям в древности были известны некоторые селекционные приемы. Так, искусственное опыление финиковой пальмы применяли в Египте и Месопотамии за несколько веков до н.э. В Индии, Китае, Египте, Римской империи несколько тысячелетий назад знали простейшие приемы селекции растений. В сочинениях Колумеллы, Варрона, Вергилия, Теофраста за 2000 лет до н.э. даются указания, как следует вести селекцию.
При подготовке главы 3 использовали следующую литературу:
Алексеев В. П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.462 с.
ВейлеК. Первобытное общество и его хозяйство. М. Пг.: Гос. изд-во, 1923.167 с.
Возникновение и развитие земледелия. М.: Наука, 1967. 232 с.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис Ди-Дик, 1994. 640 с.
Масон В. М. Первобытное земледелие. Земледелие раннеклассовых обществ/ Возникновение и развитие земледелия. М., 1967. С.5 - 66.
Степин В. С. Наука и образование в эпоху цивилизационных перемен // Устойчивое развитие: Наука и практика. 2002. № 1. С. 143-152.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Соч. 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1961. Т. 20. С. 343-627.
Bruins E.N. Square roots in Babylonian and Greek mathematics, Pros, Amet, 57, 332 1948.
Neugebauer O. Mathematische Keilschrifttexte. t.1-3. Berlin, 1934-1937.
Neugebauer O. - Sachs A. Mathematical cuneiform texts. Vol. 1-3. New-Haven, 1945.
Thurean-Dangin F. Textes mathematiques Babylonies. Leiden. 1938.
Das zwingst du ihr nicht abmit Hebeln und mit Schrauben *
«...существуют вопросы, которые всегда
существует моды. Таков вопрос о насущном хлебе»
к причинам. Р. Бэкон
Работы Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Аристотеля, и александрийской школы были расцветом греческой культуры, за которым последовал ее упадок.
Античный мир знал двуполье - ежегодное деление пахотной земли на две половины: посевную и пар. Разгромившие Рим германские племена использовали сначала подсечно-огневую и переложную системы земледелия. Такое расточительное земледелие, требовало большого пространства, и никак не было связано со скотоводством. Положение изменилось при переходе к трехполью: поле в этом случае делилось на три участка - пар - озимые и
* При свете дня полна таинственными снами,
Не даст тебе природа покров с себя сорвать,
Того, что в откровенье разуму, сама не сможет передать,
Не выпытать тебе у ней ни рычагами, ни тисками.
Ж
яровые зерновые. Предпосылками перехода к трехполью явилось создание двухколесного плуга, которым можно было глубоко обрабатывать тяжелые почвы, и удобный хомут, позволяющий использовать в земледелии лошадей в качестве тягловых животных, вдвое более сильных, чем волы. Выращенный овес служил в качестве корма для лошадей, но содержать их было под силу лишь группе селян, составляющих соседскую общину.
Возделыванию земли предшествовала расчистка земли под пашню: вырубка и корчевание леса. Инициатива здесь принадлежала монахам-бенедиктинцам. Устав святого Бенедикта Нурсийского (480-549) предполагал многочасовую ежедневную работу ради хлеба насущного, молитвенное служение, посты и изучение Священного Писания. Богатство и роскошь осуждались: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому попасть в Царствие Божие», «Если хочешь быть совершенным - пойди, продай имение свое и раздай нищим». В основу своего учения Бенедикт Нурсийский взял положения Нового Завета. Основополагающим было изречение из Евангелия «Царство Мое не от мира сего». Проповедовались и наставления апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь», «Каждый получит награду по труду своему», labor omnia vicit*. И монастыри подавали пример в сельскохозяйственной колонизации дремучих пространств Западной Европы, расчистке лесов под пашню и возделывании ее.
Но уже в 1321 г. Папа Римский запретил споры о том, как относится церковь к нищете и частной собственности, и приравнял к ереси все идеализирующие бедность ссылки на Евангелие. Папство к этому времени стало наиболее крупным землевладельцем и собственником земли.
В недрах средневековья возникли все же предпосылки развития естествознания и земледелия. Для их развития появились несколько факторов -внутреннего экономического и внешнего порядка. Внутренний экономический фактор состоял в том, что с ростом населения в Европе стала развиваться жизнь в городах. При феодально-крепостном строе города населялись ремесленниками и торговым классом, более свободными, чем остальной феодальный мир. При борьбе с феодалами королевская власть искала опоры в городах, городам давались привилегии, в городах искали спасения от крепостничества выходцы из деревни; в городах стала зарождаться торговая буржуазия.
Другим фактором, способствовавшим обновлению культуры, являлись крестовые походы, которые начались в XI столетии, и длились в течение следующего. В общем, крестовые походы были неудачны, рыцари терпели чаще поражения, чем одерживали победы, но имели большие последствия и в области экономики, и в области культуры благодаря соприкосновению с арабами.
Католическая церковь, отрицавшая науку, призывала изгнать неверных из святой земли. Это было не просто: на деле, на Востоке крестоносцы встретили сильный магометанский мир, который не поддался их натиску, встретили иной быт, иные сельскохозяйственные культуры. Так известным стало растение, «дающее мед» (сахарный трост-
' Труд побеждает все.