АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Состояние агрономии

АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

А. С. Пушкин, 1819

Неумолимого владельца

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичом,

И труд, и собственность, и время земледельца.

Присвоило себе насильственной лозой

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Истинное знание есть знание, восходящее

К. А. Тимирязев

Возбуждают живой интерес, на которые не

И.В. Гете

Und was sie deinen Geist nicht offenbaren mag,

Lasst sich Natur des Schleiers nicht beruben,

Geheimnissvoll am lichten Tag

АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА



ционеры древности несколько тысячелетий назад создали прекрасные сорта плодовых растений, винограда, бахчевых культур. Сотни и тысячи лет суще­ствуют многие виды и сорта пшеницы.

Дошедшие сведения свидетельствуют, что людям в древности были известны некоторые селекционные приемы. Так, искусственное опыление финиковой пальмы применяли в Египте и Месопотамии за несколько веков до н.э. В Индии, Китае, Египте, Римской империи несколько тысячелетий на­зад знали простейшие приемы селекции растений. В сочинениях Колумеллы, Варрона, Вергилия, Теофраста за 2000 лет до н.э. даются указания, как следу­ет вести селекцию.

При подготовке главы 3 использовали следующую литературу:

Алексеев В. П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.462 с.

ВейлеК. Первобытное общество и его хозяйство. М. Пг.: Гос. изд-во, 1923.167 с.

Возникновение и развитие земледелия. М.: Наука, 1967. 232 с.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис Ди-Дик, 1994. 640 с.

Масон В. М. Первобытное земледелие. Земледелие раннеклассовых обществ/ Возникновение и развитие земледелия. М., 1967. С.5 - 66.

Степин В. С. Наука и образование в эпоху цивилизационных перемен // Ус­тойчивое развитие: Наука и практика. 2002. № 1. С. 143-152.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Соч. 2-е изд. / К. Маркс, Ф. Эн­гельс. М., 1961. Т. 20. С. 343-627.

Bruins E.N. Square roots in Babylonian and Greek mathematics, Pros, Amet, 57, 332 1948.

Neugebauer O. Mathematische Keilschrifttexte. t.1-3. Berlin, 1934-1937.

Neugebauer O. - Sachs A. Mathematical cuneiform texts. Vol. 1-3. New-Haven, 1945.

Thurean-Dangin F. Textes mathematiques Babylonies. Leiden. 1938.


Das zwingst du ihr nicht abmit Hebeln und mit Schrauben *

«...существуют вопросы, которые всегда

существует моды. Таков вопрос о насущном хлебе»

к причинам. Р. Бэкон

Работы Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Аристотеля, и александрий­ской школы были расцветом греческой культуры, за которым последовал ее упадок.

Античный мир знал двуполье - ежегодное деление пахотной земли на две половины: посевную и пар. Разгромившие Рим германские племена ис­пользовали сначала подсечно-огневую и переложную системы земледелия. Такое расточительное земледелие, требовало большого пространства, и ни­как не было связано со скотоводством. Положение изменилось при переходе к трехполью: поле в этом случае делилось на три участка - пар - озимые и

* При свете дня полна таинственными снами,

Не даст тебе природа покров с себя сорвать,

Того, что в откровенье разуму, сама не сможет передать,

Не выпытать тебе у ней ни рычагами, ни тисками.



Ж


яровые зерновые. Предпосылками перехода к трехполью явилось создание двухколесного плуга, которым можно было глубоко обрабатывать тяжелые почвы, и удобный хомут, позволяющий использовать в земледелии лошадей в качестве тягловых животных, вдвое более сильных, чем волы. Выращенный овес служил в качестве корма для лошадей, но содержать их было под силу лишь группе селян, составляющих соседскую общину.

Возделыванию земли предшествовала расчистка земли под пашню: вы­рубка и корчевание леса. Инициатива здесь принадлежала монахам-бенедиктинцам. Устав святого Бенедикта Нурсийского (480-549) предполагал многочасовую ежедневную работу ради хлеба насущного, молитвенное слу­жение, посты и изучение Священного Писания. Богатство и роскошь осужда­лись: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому по­пасть в Царствие Божие», «Если хочешь быть совершенным - пойди, продай имение свое и раздай нищим». В основу своего учения Бенедикт Нурсийский взял положения Нового Завета. Основополагающим было изречение из Еван­гелия «Царство Мое не от мира сего». Проповедовались и наставления апо­стола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь», «Каждый получит награду по труду своему», labor omnia vicit*. И монастыри подавали пример в сельскохозяйственной колонизации дремучих пространств Западной Евро­пы, расчистке лесов под пашню и возделывании ее.

Но уже в 1321 г. Папа Римский запретил споры о том, как относится церковь к нищете и частной собственности, и приравнял к ереси все идеализирующие бедность ссылки на Евангелие. Папство к этому времени стало наиболее крупным землевладельцем и собственником земли.

В недрах средневековья возникли все же предпосылки развития естест­вознания и земледелия. Для их развития появились несколько факторов -внутреннего экономического и внешнего порядка. Внутренний экономиче­ский фактор состоял в том, что с ростом населения в Европе стала развивать­ся жизнь в городах. При феодально-крепостном строе города населялись ре­месленниками и торговым классом, более свободными, чем остальной фео­дальный мир. При борьбе с феодалами королевская власть искала опоры в го­родах, городам давались привилегии, в городах искали спасения от крепост­ничества выходцы из деревни; в городах стала зарождаться торговая буржуа­зия.

Другим фактором, способствовавшим обновлению культуры, являлись крестовые походы, которые начались в XI столетии, и длились в течение сле­дующего. В общем, крестовые походы были неудачны, рыцари терпели чаще поражения, чем одерживали победы, но имели большие последствия и в об­ласти экономики, и в области культуры благодаря соприкосновению с араба­ми.

Католическая церковь, отрицавшая науку, призывала изгнать неверных из святой земли. Это было не просто: на деле, на Востоке крестоносцы встретили сильный маго­метанский мир, который не поддался их натиску, встретили иной быт, иные сельскохо­зяйственные культуры. Так известным стало растение, «дающее мед» (сахарный трост-

' Труд побеждает все.