АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА
АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА
лись достойным подношением возлюбленной, льстецы посылали их в подарок влиятельным лицам. Они служили также для защиты садов от вредных насекомых.
Варрон дал советы и по подготовке семян. Для посева следует отбирать самые крупные и хорошие колосья, которые необходимо хранить отдельно.
К этому времени земледельческое хозяйство Рима уже сильно перестроилось, большое количество зерна стало поступать из Сицилии, Сардинии, Испании и Северной Африки; в самой Италии сократились посевы зерновых, стало развиваться животноводство и виноградарство.
Варрон был гораздо более образованным писателем, чем Катон, Он был знаком с греческими авторами (Аристотелем, Теофрастом и др.), он понимал значение научного подхода к разрешению вопросов земледелия. Отвечая на вопрос, наука ли земледелие, он отмечает, что «...это не только наука, но важная и необходимая наука». Земледелие как наука, по его мнению, дает знание о том, как надо сеять и что делать на любом поле, чтобы почва давала наибольший урожай. В основу он клал отказ от общего шаблона и тщательное изучение своего района, имеющее громадное значение, особенно для Италии, с ее пестрым рельефом и разнообразными почвами; отсюда необходимость опытной работы, создание местной агротехники отказа от общеобязательных рецептов. Предварительное изучение почв являлось для Варрона условием целесообразного выбора приемов обработки, и он дает довольно подробную классификацию итальянских почв, но, конечно, чисто описательного свойства.
Он старается увязывать особенности культурных растений, даже их отдельных сортов, со свойствами почвы; например, он говорит о маслине Ли-циния: "Если ты ее посадишь на тучном и горячем поле, то масла не получить». Варрон советовал лен и пшеницу размещать по земле "жирной", т. е. плодородной, а более тощие земли занимать бобовыми. Далее он говорит о зеленом удобрении: некоторые растения следует сеять не ради повышения урожая данного года, а ради ожидаемого в будущем году; для этой цели рекомендуется люпин, который следует скосить и запахать, пока бобы на нем еще маленькие - это улучшит землю. Так постепенно нащупывались правильные приемы удобрения почвы для случаев, когда не хватает навоза. Некоторые высказывания Варрона значительно опережали его время; так, он утверждал, что в воздухе малярийных местностей носятся целые полчища невидимых «мельчайших животных», которые и вызывают характерные заболевания.
Немало внимания вопросам земледелия уделил выдающийся римский поэт Вергилий (70-19 г. до н.э.). В первом его крупном произведении «Буколики» он описывает мирную жизнь пастуха. Второе его произведение «Геор-гики» (около 29 г. до н.э.) - посвящено общению человека с природой, но в ней в красивой стихотворной форме даются практические советы по ряду агротехнических вопросов (севообороты, удобрения), даже указывает простейший способ механического анализа почвы, поэтически рисует идилличе-
скую картину жизни в деревне, в них показана природа Италии, с особенностями ее ландшафта и климата: Здесь неизменно весна и лето
во время любое Дважды приплод у отар
и дважды плоды на деревьях. Хищных тигров тут нет,
ни львиного злого потомства...
Здравствуй, Сатурна земля,
великая мать урожаев! Мать и мужей1. Для тебя
в искусство славных древних Ныне вхожу, приоткрывать
святые пытаясь истоки.
Свойства земли изложу, -
какое, в какой плодородье, Цвет опишу, и к чему
различные почвы пригодней.
Felix qui patuit rerum cognoscere causas,* характерно автору «Георги-ки». Оно означает «Земледельческие стихи». Вариант перевода - «Земледельческая поэма». Его практические советы были направлены к крестьянину-земледельцу, самостоятельно обрабатывающему свой трудовой надел; поэтому у него нет ни одной строки, посвященной организации и эксплуатации рабского труда. Но лозунг Вергилия «назад к земле» не имел того успеха, какой имела его поэзия: «Горожане читали Вергилия, декламировали, восхищались, соглашались, но оставались в городе».
Римский философ следующего века Сенека скажет, что Вергилий «не хотел поучать пахарей». Но для современников было очевидно, что «поучать пахарей» также входило в задачу Вергилия, поскольку возрождение земледелия стало делом государственным.
Экономика сельского хозяйства в Италии того времени перестраивалась как раз в обратном направлении по сравнению с тем, о чем мечтал Вергилий.
В следующем столетии (I век нашей эры) крупное землевладение, основанное на рабском труде, окончательно упрочилось, оттеснив среднее и мелкое крестьянское земледелие на задний план. Затем благодаря ввозу дешевого хлеба из колоний (Сицилия, Испания, Африка) пространства, которые раньше возделывались мелкими земледельцами, запускаются под пастбище. Количество обезземеленных крестьян продолжает возрастать, и они беспокойными толпами заполняют римский Форум, и даже значительное развитие ремесел в городе все же не может дать всем им работу; в итоге они
* Счастлив, кто может понимать причины вещей.