АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА

АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА



для рабовладельцев, ибо только они были свободными. Поэтому из науки изгонялось все то, что служило практике. Труд - удел раба.

Свободный человек должен заниматься лишь такими вещами, которые возвыша­ют его духовно, сближают с божеством, вещами, которые выше чувственного мира, т. е. философией и математикой. И это наложило определенный отпечаток на формиро­вание и развитие математических понятий и математики в целом, на направление ма­тематической мысли.

Построение систематической науки предполагает твердо выработанную систе­му взглядов на ее задачи, принципы, положенные в основание ее, требуют уменья созна­тельно пользоваться логическим аппаратом, т. е. развития философского мышления.

В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит по этому поводу следующее: «Но, занявшись этим (т. е. систематизацией накопленного эмпирического материала), есте­ствознание попадает в теоретическую область, а здесь эмпирические методы оказыва­ются бессильными, здесь может оказать помощь только теоретическое мышление. Но теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способно­сти. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не суще­ствует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей фило­софии».

Это есть фактически утверждение того, что теоретическое мышление неотде­лимо от философии: «...в области теории, в области того, что называлось до сих пор философией». И действительно, ведь именно в Греции, где впервые достигла подлинного расцвета теоретическая философская мысль, возникла и первая геометрическая систе­ма.

В античной Греции естествознание, математика и философия были теснейшим образом связаны между собой. Математические доказательства служили для филосо­фии тем оселком, о который философы оттачивали свои логические философские поло­жения, а математика брала у философии основные ее принципы, на которых она строи­ла свое научное здание. Недаром первым греческим математиком считают Фалеса, главу и основателя ионийской философской школы. Легенда, гласящая, что над входом в пла­тоновскую Академию была надпись: «Не знающий геометрии не должен сюда входить», имеет под собой весьма реальную почву.

Одним из весьма трудных вопросов, который встает при изучении античной гре­ческой математики, является вопрос о её возникновении и развитии: когда и как зароди­лась она, какие стадии она прошла, какие формы пережила к тому времени, когда она явилась перед нами уже в зрелом возрасте в трудах Евклида, Архимеда.

Перенаселенность и нехватка плодородной земли, с одной стороны, и бурное развитие ремесел и торговли - с другой, привели в VIII-VI вв. до н. э. к Великой колонизации - массовому расселению элинов по берегам Среди­земного и Черного морей.

Древние люди не владели методами исследования природы, не умели экспериментировать. Из-за отсутствия сведений по естествознанию не было базы для развития агрономии, хотя в отдельных отраслях земледелия греки достигли значительного успеха.

Несмотря на высочайший уровень культуры, они были, к сожалению, не столь рачительными земледельцами и скотоводами*. В древней Греции лишь небольшая часть земель была пригодна для обработки и возделывания

* Прекрасные строевые леса пошли на сооружение кораблей для греческих мореходов. Гомер в «Илиаде» приводит список названий судов, на которых греки отправились вое­вать с Троей - всего 1186 кораблей.




сельскохозяйственных культур. Для того чтобы получить новые территории под пашню и сады, они вырубили и выжгли великолепные дубравы, стали вырубать леса, покрывающие склоны гор. Расширяя площади посевов и по­головье скота, греки мало заботились о защите легких каменистых почв от эрозии и истощения. В результате сельскохозяйственные земли давали все меньший и меньший урожай. На месте истощенных полей и пастбищ, расти­тельность которых была буквально под корень срезана многочисленными стадами овец и коз, они же вытаптывали молодые побеги деревьев. Говорят, что «Грецию съели козы». На месте пастбищ возникли разреженные заросли невысокого шипастого дуба кермеса и ксерофитные кустарники. Эти расте­ния очень устойчивы к пожарам, но при частом их повторении заросли сме­нялись сухими лугами. Попытка выпасать на них овец и коз приводит к по­следней стадии вырождения ландшафта - появлению пустошей, где между редкими куртинами невысоких трав лежит обнаженная почва или голые по­роды.

Так в результате бесхозяйственной человеческой деятельности на мес­те некогда бескрайных дубрав возник современный ландшафт - кустарнико­вые заросли, вперемежку с сухими лугами и пустошами.