АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА
АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА
для рабовладельцев, ибо только они были свободными. Поэтому из науки изгонялось все то, что служило практике. Труд - удел раба.
Свободный человек должен заниматься лишь такими вещами, которые возвышают его духовно, сближают с божеством, вещами, которые выше чувственного мира, т. е. философией и математикой. И это наложило определенный отпечаток на формирование и развитие математических понятий и математики в целом, на направление математической мысли.
Построение систематической науки предполагает твердо выработанную систему взглядов на ее задачи, принципы, положенные в основание ее, требуют уменья сознательно пользоваться логическим аппаратом, т. е. развития философского мышления.
В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит по этому поводу следующее: «Но, занявшись этим (т. е. систематизацией накопленного эмпирического материала), естествознание попадает в теоретическую область, а здесь эмпирические методы оказываются бессильными, здесь может оказать помощь только теоретическое мышление. Но теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии».
Это есть фактически утверждение того, что теоретическое мышление неотделимо от философии: «...в области теории, в области того, что называлось до сих пор философией». И действительно, ведь именно в Греции, где впервые достигла подлинного расцвета теоретическая философская мысль, возникла и первая геометрическая система.
В античной Греции естествознание, математика и философия были теснейшим образом связаны между собой. Математические доказательства служили для философии тем оселком, о который философы оттачивали свои логические философские положения, а математика брала у философии основные ее принципы, на которых она строила свое научное здание. Недаром первым греческим математиком считают Фалеса, главу и основателя ионийской философской школы. Легенда, гласящая, что над входом в платоновскую Академию была надпись: «Не знающий геометрии не должен сюда входить», имеет под собой весьма реальную почву.
Одним из весьма трудных вопросов, который встает при изучении античной греческой математики, является вопрос о её возникновении и развитии: когда и как зародилась она, какие стадии она прошла, какие формы пережила к тому времени, когда она явилась перед нами уже в зрелом возрасте в трудах Евклида, Архимеда.
Перенаселенность и нехватка плодородной земли, с одной стороны, и бурное развитие ремесел и торговли - с другой, привели в VIII-VI вв. до н. э. к Великой колонизации - массовому расселению элинов по берегам Средиземного и Черного морей.
Древние люди не владели методами исследования природы, не умели экспериментировать. Из-за отсутствия сведений по естествознанию не было базы для развития агрономии, хотя в отдельных отраслях земледелия греки достигли значительного успеха.
Несмотря на высочайший уровень культуры, они были, к сожалению, не столь рачительными земледельцами и скотоводами*. В древней Греции лишь небольшая часть земель была пригодна для обработки и возделывания
* Прекрасные строевые леса пошли на сооружение кораблей для греческих мореходов. Гомер в «Илиаде» приводит список названий судов, на которых греки отправились воевать с Троей - всего 1186 кораблей.
сельскохозяйственных культур. Для того чтобы получить новые территории под пашню и сады, они вырубили и выжгли великолепные дубравы, стали вырубать леса, покрывающие склоны гор. Расширяя площади посевов и поголовье скота, греки мало заботились о защите легких каменистых почв от эрозии и истощения. В результате сельскохозяйственные земли давали все меньший и меньший урожай. На месте истощенных полей и пастбищ, растительность которых была буквально под корень срезана многочисленными стадами овец и коз, они же вытаптывали молодые побеги деревьев. Говорят, что «Грецию съели козы». На месте пастбищ возникли разреженные заросли невысокого шипастого дуба кермеса и ксерофитные кустарники. Эти растения очень устойчивы к пожарам, но при частом их повторении заросли сменялись сухими лугами. Попытка выпасать на них овец и коз приводит к последней стадии вырождения ландшафта - появлению пустошей, где между редкими куртинами невысоких трав лежит обнаженная почва или голые породы.
Так в результате бесхозяйственной человеческой деятельности на месте некогда бескрайных дубрав возник современный ландшафт - кустарниковые заросли, вперемежку с сухими лугами и пустошами.