АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
ных данной территории и на этой основе развитию культуры и производительных сил района.
К середине I тысячелетия до н. э. относятся первые находки археологов, свидетельствующие о земледелии на территории Северо-Восточной Руси. Ранние поселения относятся к VI-IV вв. до н. э., а наиболее поздние - к VI в. н. э. При раскопках их поселений (городищ) найдены железные серпы, жернова, ножи, топоры и другие вещи. Находки этих предметов свидетельствуют о том, что во 2-й половине I тысячелетия нашей эры на этой территории имелось развитое земледелие. Во Владимирской области, например, было открыто поселение, относящееся ко временам языческой Руси. Это - Якиманское городище на высоком берегу Нерли, недалеко от Суздаля. Находки при его раскопках свидетельствуют, что в середине I тысячелетия племена в ополье уже занимались плужным земледелием. До этого обработка земли велась здесь заступом (лопатой), топором, мотыгой.
В 70-х годах XIX в. в Бронницком уезде Московской губернии произвели раскопки 10 курганов, принадлежащие к языческому периоду Руси. В одном из них нашли женский остов с железным серпом в правой руке, в другой - наральники. «Замечательно, - писал по этому поводу профессор Московского университета И. Д. Беляев (цит. по Кичигину, Иванову, 1992),
- что древнейшие указания о земледелии на Руси относятся именно к тем краям нашего отечества, в которых всего менее можно было предполагать столь древнее существование земледельческой промышленности, - по летописям Древлянская земля, а особенно Московская сторона, у нас обыкновенно считались лесной глушью, в которой изредка могли попадаться звероловы, почти столь же дикие, как и самые звери, за которыми они гонялись. Московский край даже в X-XI вв. и земледелие считались несовместимыми, но эта важная находка подтверждает догадку, что и здешняя земля, быть может, за 1000 лет до нашего времени, познакомилась с сохой или плугом. А отсюда
- и вся Русская земля не могла оставаться в стороне от этого промысла».
В. О. Ключевский в своих лекциях отмечал: «Вообще говоря, встреча русских переселенцев с финскими туземцами имела мирный характер. Ни в письменных памятниках, ни в народных преданиях нет воспоминаний о какой-либо борьбе. Самый характер финнов содействовал такому мирному сближению обеих сторон. Финны при первом своем появлении в европейской историографии отмечены были одной характерной чертой-миролюбием, даже робостью, забитостью. То же впечатление мирного и уступчивого племени финны произвели и на русских. Древняя Русь объединила все мелкие финские племена под одним общим названием — чудь. Русские, встретившись с ними, сразу почувствовали свое превосходство. На это указывает и ирония, которая звучит в производных от корня чудь, — чудить, чудно, чудак и т. п.
И сами колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго-западной Руси и искавшему не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Происходило заселение, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев».
Появление славян с их высокой культурой земледелия на территории нынешнего ополья позволило расчистить значительные площади лесолуговой растительности и распахать целинные земли, Этому способствовали принесенные ими с собой орудия труда - железные топоры, такие же засту-
пы, пахотные орудия с железными зубьями и ральниками. В VI веке у славян уже использовалась лошадь в качестве основной тягловой силы. Все это в значительной мере определило дальнейшее развитие хозяйственной и общественной жизни края. Во-первых, освоение больших площадей способствовало переходу от огородного земледелия к полевому, а во-вторых, полевое земледелие отделилось от домашнего хозяйства. Тогда же на территории Владимирского ополья стали появляться сельские общины, то есть объединения патриархальных семей в одном селении. Земля в них составляла коллективную собственность, а каждой семье выделялись чересполосные наделы в соответствии с ее размерами и потребностями. Дома же, хозяйственные постройки, орудия труда и скот были собственностью отдельных семей. Для России с ее громадными просторами, где легко было затеряться и не легко выжить, эти крестьянские объединения оказались наиболее жизнеспособными и просуществовали вплоть до начала XX века.
В основе движения племен лежат изменения физико-географических условий, глобальные геологические катаклизмы и давление соседних племен на исходную территорию. Увеличение населения вынуждало совершать полные опасностей великие переселения. Вторжение балановских племен в центральные районы Среднего Поволжья произошло не раньше рубежа Ш-П тыс. до н.э. и не позже первой четверти IIтыс. до н.э.