АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА



ных данной территории и на этой основе развитию культуры и производи­тельных сил района.

К середине I тысячелетия до н. э. относятся первые находки археоло­гов, свидетельствующие о земледелии на территории Северо-Восточной Ру­си. Ранние поселения относятся к VI-IV вв. до н. э., а наиболее поздние - к VI в. н. э. При раскопках их поселений (городищ) найдены железные серпы, жернова, ножи, топоры и другие вещи. Находки этих предметов свидетельст­вуют о том, что во 2-й половине I тысячелетия нашей эры на этой территории имелось развитое земледелие. Во Владимирской области, например, было от­крыто поселение, относящееся ко временам языческой Руси. Это - Якиман­ское городище на высоком берегу Нерли, недалеко от Суздаля. Находки при его раскопках свидетельствуют, что в середине I тысячелетия племена в опо­лье уже занимались плужным земледелием. До этого обработка земли велась здесь заступом (лопатой), топором, мотыгой.

В 70-х годах XIX в. в Бронницком уезде Московской губернии произ­вели раскопки 10 курганов, принадлежащие к языческому периоду Руси. В одном из них нашли женский остов с железным серпом в правой руке, в дру­гой - наральники. «Замечательно, - писал по этому поводу профессор Мос­ковского университета И. Д. Беляев (цит. по Кичигину, Иванову, 1992),

- что древнейшие указания о земледелии на Руси относятся именно к тем краям нашего отечества, в которых всего менее можно было предполагать столь древнее существование земледельческой промышленности, - по лето­писям Древлянская земля, а особенно Московская сторона, у нас обыкновен­но считались лесной глушью, в которой изредка могли попадаться звероло­вы, почти столь же дикие, как и самые звери, за которыми они гонялись. Мо­сковский край даже в X-XI вв. и земледелие считались несовместимыми, но эта важная находка подтверждает догадку, что и здешняя земля, быть может, за 1000 лет до нашего времени, познакомилась с сохой или плугом. А отсюда

- и вся Русская земля не могла оставаться в стороне от этого промысла».

В. О. Ключевский в своих лекциях отмечал: «Вообще говоря, встреча русских пере­селенцев с финскими туземцами имела мирный характер. Ни в письменных памятниках, ни в народных преданиях нет воспоминаний о какой-либо борьбе. Самый характер финнов содействовал такому мирному сближению обеих сторон. Финны при первом своем появ­лении в европейской историографии отмечены были одной характерной чертой-миролюбием, даже робостью, забитостью. То же впечатление мирного и уступчивого племени финны произвели и на русских. Древняя Русь объединила все мелкие финские пле­мена под одним общим названием — чудь. Русские, встретившись с ними, сразу почувст­вовали свое превосходство. На это указывает и ирония, которая звучит в производных от корня чудь, — чудить, чудно, чудак и т. п.

И сами колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большин­стве к мирному сельскому населению, уходившему из юго-западной Руси и искавшему не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Происходило заселение, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев».

Появление славян с их высокой культурой земледелия на территории нынешнего ополья позволило расчистить значительные площади лесолуго­вой растительности и распахать целинные земли, Этому способствовали принесенные ими с собой орудия труда - железные топоры, такие же засту-




пы, пахотные орудия с железными зубьями и ральниками. В VI веке у славян уже использовалась лошадь в качестве основной тягловой силы. Все это в значительной мере определило дальнейшее развитие хозяйственной и обще­ственной жизни края. Во-первых, освоение больших площадей способство­вало переходу от огородного земледелия к полевому, а во-вторых, полевое земледелие отделилось от домашнего хозяйства. Тогда же на территории Владимирского ополья стали появляться сельские общины, то есть объеди­нения патриархальных семей в одном селении. Земля в них составляла кол­лективную собственность, а каждой семье выделялись чересполосные наделы в соответствии с ее размерами и потребностями. Дома же, хозяйственные по­стройки, орудия труда и скот были собственностью отдельных семей. Для России с ее громадными просторами, где легко было затеряться и не легко выжить, эти крестьянские объединения оказались наиболее жизнеспособны­ми и просуществовали вплоть до начала XX века.

В основе движения племен лежат изменения физико-географических условий, глобальные геологические катаклизмы и давление соседних племен на исходную территорию. Увеличение населения вынуждало совершать пол­ные опасностей великие переселения. Вторжение балановских племен в цен­тральные районы Среднего Поволжья произошло не раньше рубежа Ш-П тыс. до н.э. и не позже первой четверти IIтыс. до н.э.