АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
ломки собственной природы. На это способны только молодые народы с большой творческой энергией.
Во второй половине III тысячелетия до н.э. с запада двигались племена трипольской культуры, вытесняя с Днепра местное население и захватывая их пастбища и земли для посева. Первичное распространение культурных растений (вместе с земледелием) происходило главным образом в результате расселения на территории леса племен, уже знавших земледелие и скотоводство, и последующих процессов слияния пришельцев с местными племенами.
Рисунок 25 - Основные типы каменных сверленных топоров (Бадер, 1987) |
В коллекции каменных орудий из бывших Казанской (преимущественно) и Вятской губерний; оказались шаровидные булавы, каменные песты и ступки, более 60 сверленых боевых топоров. На неолитических стоянках Мичуринского района в раскопках обнаружены кости лошади, крупного, мелкого рогатого скота и свиньи. Этот район правобережья Волги, между современными Нижним Новгородом и Казанью, представляют с правобережьем низовьев Вятки степь и открытые пространства.
Z. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Современные данные свидетельствуют о существовании у фатьянов-ских племен комплексного хозяйства (скотоводства, земледелия, охоты, рыболовства и собирательства). Их скотоводство резко отличается от встречаемого у степных племен. У последних свиноводство играет ничтожную роль, тогда как у фатьяновцев - очень большую. Земледелие, скорее всего, было подсечно-огневым. Об этом свидетельствует наличие большого количества клиновидных кремневых топоров, основное назначение которых он видел в расчистке лесных участков (рис.25).
Фатъяновцы характеризовались высокой культурой. Они в совершенстве владели техникой расщепления кремния на пластинки и отщепы, косторезным делом. Орнаментальные узоры их оригинальны и свидетельствуют о высоких художественных вкусах, чувстве ритма и гармонии. Они умели добывать древесную смолу и делать вар. Была собственная металлургия.
В. А. Городцов связывал распространение каменных сверленых и бронзовых висло-обушных топоров с Месопотамией. Одним из возможных путей проникновения этих топоров в Восточную Европу он считал Кавказ. По его мнению, элементы общности культур фатьяновцев и кавказских племен проявляются также в сходстве керамических изделий.
Исследования свидетельствуют, что до конца бронзового века земледелие развивалось в пределах распространения широколиственных лесов. Очевидно, густые хвойные леса с их сильнооподзоленной почвой были непригодны для земледелия при тогдашних примитивных орудиях. Кроме того, земледелие в лесной полосе обычно связано со скотоводством, а хвойные леса, почти совершенно лишенные травяного покрова, были непригодны в качестве пастбищ для скота.
В раннем железном веке земледелие проникает далеко на север от границ широколиственных лесов, сильно отступивших к югу, захватывая значительную часть зоны смешанных лесов. Но и в это время в пределах собственно темнохвойных лесов никаких следов земледелия не видно. Только с самого конца I тысячелетия до н. э. произошло увеличение роли земледелия в хозяйстве и прогресс в технике земледелия - сначала на западе, затем на востоке.
Распространение земледельческой культуры у местных племен представлял длительный и постепенный процесс, в котором простое заимствование переплеталось с распространением новых видов хозяйственной деятельности путем расселения на территории зон пришлых племен, имевших уже определенный опыт по ведению земледелия, сложившееся вне пределов рассматриваемой территории, и последующей ассимиляции местного и пришлого населения. Одновременно происходила адаптация земледельческой культуры в новых физико-географических и экологических условиях.
Возникновение культурных связей с экономически более развитыми племенами, расселение на территории междуречья Волги и Оки пришлого земледельческо-животноводческого населения явилось побудительным мотивом к возникновению земледелия в зоне. Главная заслуга пришлых племен заключалась в инициировании новых форм ведения хозяйства не свойствен-