АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Емледелие на берегах Инда и Хуанхе

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


Центр городских цивилизаций Древнего Востока расположен в доли­не Инда, где во второй половине III - начале II тысячилетии до н. э. сущест­вовала городская культура - Хараппы.

Первые поселки оседлых земледельцев появляются в горных долинах Белуджистана в IV тысячелетии до н. э. Частично это были потомки местных охотников и собирателей, перешедших к новым формам хозяйства, а также земледельческие племена из более западных областей. В первой половине III тысячелетия до н. э. белуджистанские земледельцы спускаются с гор в доли­ну Инда и основывают здесь свои поселки. Как и в Месопотамии и Египте, аллювиальные отложения долины Инда явились великолепной почвой для древнего земледелия. Успешно развивалось ирригационное земледелие. Климатические условия, позволяли получать два урожая в год.

Значительная часть памятников хараппской культуры, в том числе и «южная столица» - Мохенджо-Даро располагались на территории, где без искусственного орошения невозможно земледелие. Вероятно, в это время уже строились каналы паводкового заполнения (Масон, 1964). Наличие большого количества моделей повозок позволяет предполагать, что в пору Хараппы тягловая сила животных использовалась на полях. Серпы в это вре­мя уже были бронзовыми. Судя по растительным остаткам, жители древне­индийского государства выращивали пшеницу, ячмень, горох, кунжут, ды­ню и финиковую пальму. Земледельцы Центральной Индии в середине II тыс. до н. э. уже возделывали рис. В древнеиндийских городах раскопаны ос­татки крупных зернохранилищ, расположенных около цитадели. Важней­шим достижением древнеиндийской цивилизации явилось возделывание хлопка. Остатки хлопчатобумажной ткани найдены при раскопках одного из городов долины Инда.

Развитие древнекитайской цивилизации протекало в более позднее время по сравнению с обществами Египта, Месопотамии и Инда. В III тыс. до н. э. по среднему течению р. Хуанхэ уже существуют достаточно много­численные поселки оседлых земледельцев и скотоводов, собирающих на своих, полях просо и рис и пользующихся исключительно каменными ору­диями (культура Яншао). Во второй половине II тыс. до н. э. здесь уже суще­ствовало общество с крупными населенными центрами, обнесенными стена­ми, развитым ремеслом, и иероглифической письменностью

В Иньском Китае (согласно предположению царство Шан-Инь отно­сится к 1751 - 1111 гг. до н.э.) дважды получали урожай на полях - сначала проса, а затем пшеницы. Иньский календарь носит ярко выраженный сель­ский характер. Весна изображалась вышедшим из земли ростком, лето - за­колосившимся просом, осень - пшеницей, зима - собранными колосьями, вывешенными на просушку. Некоторые иньские иероглифы трактуются в связи с орошением. Например, знак поля с каналами. («Всемирная история», т. 1). На территории иньских поселений обнаружены остатки канав, а сами поселения окружались рвом, заполненным водой. Выращивали рис - культу-




ру влаголюбивую. Возделывание его без искусственного орошения невоз­можно. Некоторые исследователи полагают, что первые попытки использо­вания воды для искусственного орошения полей в бассейне Хуанхэ относятся еще к III тыс. до н. э. С конца II тыс. до н. э. практиковалась подсечно-огневая система земледелия, когда поля засевались после расчистки целины и выжигания.

В качестве тягловой силы использовали скот. Имелись различные виды сохи - трехзубая, более ранняя, и однозубая, предназначенная для обработки более твердых почв. Упряжными животными, скорее всего, были быки и во­лы, хотя, возможно, использовалась также и лошадь. Были известны серпы, изготовленные из одного куска камня, вставляемые в деревянную рукоятку. В состав иероглифов, обозначающих мотыгу и серп, в текстах конца II - пер­вой половины I тыс. до н. э. уже входит знак металла. Известны бронзовые мотыги, а некоторые авторы предполагают, что использовались и железные сошники (Васильев, 1962). Поля древнего Китая тщательно обрабатывали. При прополке уничтожали сорняки и растения, зараженные вредителями. Весьма разнообразен был и состав возделываемых культур. На первом месте стояло просо нескольких сортов, в том числе соответствующее современно­му гаоляну.

К плодородным поймам вплотную примыкали девственные леса, зани­мавшие обширное пространство Лессового плато, где водились разнообраз­ные дикие животные. Помимо земледелия жители охотились и рыбачили, а также занимались собирательством. При огромных природных богатствах население региона было малочисленным, а его рост в значительной степени ограничивался частыми войнами с соседями. Деятельность человека еще не изменила флору и фауну, а глобальное похолодание еще не началось.

Для освоения новых земель китайцы пользовались сухопутными мар­шрутами. На Лессовом плато удобных для судоходства рек было мало. Сухо­путный транспорт обходился дороже и позволял поддерживать экономиче­ские связи только с ближайшими соседями. Поэтому колонизация Китая тре­бовала высокой плотности расселения. В то же время бедность поселений, слабые связи между ними тормозили развитие торговли.

В I тысячелетии до н. э. стало суше и значительно холоднее. Из лесов постепенно исчезли влаго- и теплолюбивые растения и многие виды живот­ных. Когда природа находится в «ослабленном» состоянии, даже небольшой толчок может вызвать спонтанные перемены. Этим толчком стала хозяйст­венная деятельность людей, они вырубали леса и распахивали землю, что по­влекло за собой серьезные последствия. Все, что не дорубил топор и не спа­лил огонь, довершили изменения климата. Таким образом, в Китае освоение целины сопровождалось более сильным похолоданием и большей уязвимо­стью природы.

В начале 1 тысячелетия до н. э. помимо лесов, там были и открытые пространства - болота. Как их осушать, предки древних китайцев знали, уже не одно столетие. Они строили дамбы и дренажные (водоотводные) каналы в поймах рек. Первые попытки использовать воду для искусственного ороше-