АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Емледелие на берегах Инда и Хуанхе
АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Центр городских цивилизаций Древнего Востока расположен в долине Инда, где во второй половине III - начале II тысячилетии до н. э. существовала городская культура - Хараппы.
Первые поселки оседлых земледельцев появляются в горных долинах Белуджистана в IV тысячелетии до н. э. Частично это были потомки местных охотников и собирателей, перешедших к новым формам хозяйства, а также земледельческие племена из более западных областей. В первой половине III тысячелетия до н. э. белуджистанские земледельцы спускаются с гор в долину Инда и основывают здесь свои поселки. Как и в Месопотамии и Египте, аллювиальные отложения долины Инда явились великолепной почвой для древнего земледелия. Успешно развивалось ирригационное земледелие. Климатические условия, позволяли получать два урожая в год.
Значительная часть памятников хараппской культуры, в том числе и «южная столица» - Мохенджо-Даро располагались на территории, где без искусственного орошения невозможно земледелие. Вероятно, в это время уже строились каналы паводкового заполнения (Масон, 1964). Наличие большого количества моделей повозок позволяет предполагать, что в пору Хараппы тягловая сила животных использовалась на полях. Серпы в это время уже были бронзовыми. Судя по растительным остаткам, жители древнеиндийского государства выращивали пшеницу, ячмень, горох, кунжут, дыню и финиковую пальму. Земледельцы Центральной Индии в середине II тыс. до н. э. уже возделывали рис. В древнеиндийских городах раскопаны остатки крупных зернохранилищ, расположенных около цитадели. Важнейшим достижением древнеиндийской цивилизации явилось возделывание хлопка. Остатки хлопчатобумажной ткани найдены при раскопках одного из городов долины Инда.
Развитие древнекитайской цивилизации протекало в более позднее время по сравнению с обществами Египта, Месопотамии и Инда. В III тыс. до н. э. по среднему течению р. Хуанхэ уже существуют достаточно многочисленные поселки оседлых земледельцев и скотоводов, собирающих на своих, полях просо и рис и пользующихся исключительно каменными орудиями (культура Яншао). Во второй половине II тыс. до н. э. здесь уже существовало общество с крупными населенными центрами, обнесенными стенами, развитым ремеслом, и иероглифической письменностью
В Иньском Китае (согласно предположению царство Шан-Инь относится к 1751 - 1111 гг. до н.э.) дважды получали урожай на полях - сначала проса, а затем пшеницы. Иньский календарь носит ярко выраженный сельский характер. Весна изображалась вышедшим из земли ростком, лето - заколосившимся просом, осень - пшеницей, зима - собранными колосьями, вывешенными на просушку. Некоторые иньские иероглифы трактуются в связи с орошением. Например, знак поля с каналами. («Всемирная история», т. 1). На территории иньских поселений обнаружены остатки канав, а сами поселения окружались рвом, заполненным водой. Выращивали рис - культу-
ру влаголюбивую. Возделывание его без искусственного орошения невозможно. Некоторые исследователи полагают, что первые попытки использования воды для искусственного орошения полей в бассейне Хуанхэ относятся еще к III тыс. до н. э. С конца II тыс. до н. э. практиковалась подсечно-огневая система земледелия, когда поля засевались после расчистки целины и выжигания.
В качестве тягловой силы использовали скот. Имелись различные виды сохи - трехзубая, более ранняя, и однозубая, предназначенная для обработки более твердых почв. Упряжными животными, скорее всего, были быки и волы, хотя, возможно, использовалась также и лошадь. Были известны серпы, изготовленные из одного куска камня, вставляемые в деревянную рукоятку. В состав иероглифов, обозначающих мотыгу и серп, в текстах конца II - первой половины I тыс. до н. э. уже входит знак металла. Известны бронзовые мотыги, а некоторые авторы предполагают, что использовались и железные сошники (Васильев, 1962). Поля древнего Китая тщательно обрабатывали. При прополке уничтожали сорняки и растения, зараженные вредителями. Весьма разнообразен был и состав возделываемых культур. На первом месте стояло просо нескольких сортов, в том числе соответствующее современному гаоляну.
К плодородным поймам вплотную примыкали девственные леса, занимавшие обширное пространство Лессового плато, где водились разнообразные дикие животные. Помимо земледелия жители охотились и рыбачили, а также занимались собирательством. При огромных природных богатствах население региона было малочисленным, а его рост в значительной степени ограничивался частыми войнами с соседями. Деятельность человека еще не изменила флору и фауну, а глобальное похолодание еще не началось.
Для освоения новых земель китайцы пользовались сухопутными маршрутами. На Лессовом плато удобных для судоходства рек было мало. Сухопутный транспорт обходился дороже и позволял поддерживать экономические связи только с ближайшими соседями. Поэтому колонизация Китая требовала высокой плотности расселения. В то же время бедность поселений, слабые связи между ними тормозили развитие торговли.
В I тысячелетии до н. э. стало суше и значительно холоднее. Из лесов постепенно исчезли влаго- и теплолюбивые растения и многие виды животных. Когда природа находится в «ослабленном» состоянии, даже небольшой толчок может вызвать спонтанные перемены. Этим толчком стала хозяйственная деятельность людей, они вырубали леса и распахивали землю, что повлекло за собой серьезные последствия. Все, что не дорубил топор и не спалил огонь, довершили изменения климата. Таким образом, в Китае освоение целины сопровождалось более сильным похолоданием и большей уязвимостью природы.
В начале 1 тысячелетия до н. э. помимо лесов, там были и открытые пространства - болота. Как их осушать, предки древних китайцев знали, уже не одно столетие. Они строили дамбы и дренажные (водоотводные) каналы в поймах рек. Первые попытки использовать воду для искусственного ороше-