АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА



мент его силы». В шумерских раскопках, относящихся к началу IV тыс. до н.э. находили бронзовые и глиняные серпы (рис. 14).


Снопы обмолачивали с помощью «больших саней» (молотилки), прово­зимых по ним в течение пяти дней. Зерно получалось загрязненным, и его провеивали с использованием вил. Сады и огороды шумеры защищали от ветра и зноя лесными посадками.

Рисунок 14 - Шумерские бронзовые (1) и глиняные (2) серпы

В условиях Месопотамии была разработана оригинальная система орошения, которая отличалась от египетской из-за нерегулярности паводков. Их ирригационные сооружения состояли из плотин, которые после спада рек задерживали на полях насыщенную плодородным илом воду. Дожди выпада­ли зимой. Кроме них, на паводки оказывали влияние весеннее таяние снегов в горах и морские приливы. Если все эти события совпадали, то наводнения в нижней части Двуречья приобретали катастрофический характер. Воспоми­нания о таких грандиозных потопах попали в эпос о Гильгамеше.

Когда земледелец Двуречья засевал поле после осенне-зимнего навод­нения, то, в отличие от египетского феллаха (крестьянина), он не был уверен в том, что новый подъем уровня воды не размоет почву и не лишит его уро­жая. Чтобы избежать неожиданностей, была построена система искусствен­ного орошения. При высоком уровне вода проходила самотеком через отвер­стия в защитных дамбах, а при низком - ее подавали на поля с помощью во­доподъемных колес и шадуфа - устройства, напоминающего колодезный жу­равль. Таким образом, обеспечивался постоянный полив, местные крестьяне стали собирать по два урожая в год.

Древнейшие зернотерки, применялись для помола еще в Палестине 16 тыс. до н. э. Весьма вероятно, что именно в Палестине был осуществлен про­грессивный скачок - введение в пищу диких злаков и изобретено изготовле­ние хлеба. Эти достижения довольно скоро достигли долины нижнего Нила, чуть позже - междуречья Тигра и Евфрата.

На шумерских равнинах стали подниматься города. В Месопотамии возникли одни из первых в истории человечества крупные города с населе­нием в десятки и сотни тысяч жителей. Объединяя маленькие разбросанные селения, а также прилегающие поля и ирригационные сооружения, эти цен­тры развивались в политически независимые города-государства. Между ни­ми происходило множество конфликтов, порожденных борьбой за жизненно важные природные источники, в основном за воду. Бесконечные войны ос­лабляли государство. Примерно в 2193 г. до н. э. орды гутиев обрушились на




него. Хотя они были выбиты, государство продолжало утрачивать мощь и примерно к 2000 г. до н. э. рухнуло, и этнос исчез навсегда, похоронив свою письменность. Не только междоусобные войны, но и частые набеги степных кочевых племен стерли с лица земли процветающую страну.

Л. Н. Гумилев (1994) отмечает, что эпохи, в которые земледельческие народы формируют искусственные ландшафты, относительно кратковремен-ны. Совпадение их по времени с жестокими войнами не случайно, хотя ме­лиорация не является поводом к кровопролитию. Создание искусственных ландшафтов - это способность этнического коллектива к экстраординарным усилиям. Когда способность к сверхнапряжению угасает, ландшафт только поддерживается, а с его исчезновением возвращается в естественное состоя­ние.

В Месопотамии в течение всего III тысячелетия до н. э. существовали города-государства - номы. Они создавали военные союзы - царства, в кото­рых более слабые платили дань и участвовали в военных походах более сильных. С изменением форм государственности менялись масштабы и ха­рактер воздействия человека на природу. Номы могли организовать кругло­годичное орошение на своих землях. Стало возможным строительство еди­ных ирригационных (оросительных) систем на уже больших территориях, и даже по всей долине реки. Но только империи были способны осуществить «проекты века» - гидротехнические работы, которые требовали участия ог­ромного числа людей.

Многочисленные сказания о происхождении богов, о подвигах народных героев, о мудрых правителях в той или иной мере носят аграрный характер и связаны с водой, ос­новным источником благосостояния народа. Одна из самых ранних легенд подобного ро­да найдена в надписях и расшифрована учеными-археологами при раскопках в Шумере. Таммуз бог растительности, возлюбленный богини плодородия Иштар — ребенком был посажен матерью в корзину и брошен в реку. В религиях древних земледельцев отразились также метеорологические явления, зависящие от времен года.

Среди клинописных текстов древнего государства Шумер, наряду с описанием земледельческих приемов, значительное количество посвящено проблемам математики. Вавилонские клинописные тексты, изданные О. Нейгебауером (1937), свидетельствует о высокой математической культуре этого народа. В древнем государстве Шумер впервые возникли зачатки арифметики, числовой алгебры, геометрии, которые были использова­ны в практической деятельности земледельцев этого государства. В вавилонских клино­писных текстах имеются задачи с геометрическим содержанием по измерению площади треугольников, прямоугольников, трапеций.

Шумерийцы считали и по десятеричной и по шестидесятеричной системе в свое­образном их сплетении. Запись задачи или примера и их решений, была словесной. Ни бук­венных обозначений, ни формул в вавилонских математических клинописных текстах нет. Появление развитой системы счисления учеными связывается с развитием торговли и ее потребностями. О. Нейгербауер и М. Я. Выгодский считают, что шестидесятерич-ная система счисления возникла из шестидесятеричной системы мер. Например, в вави­лонской системе мер веса были соотношения: 1 талант = 60 минам, 1 мина - 60 шекелям. Система мер веса служила одновременно и денежной системой, так как вместо монет расплачивались слитками серебра по весу.

В экономические отношения между членами общества с древнейших времен вторглись понятия роста капитала, процентов. Поэтому среди задач вавилонских клино-