АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
мент его силы». В шумерских раскопках, относящихся к началу IV тыс. до н.э. находили бронзовые и глиняные серпы (рис. 14).
Снопы обмолачивали с помощью «больших саней» (молотилки), провозимых по ним в течение пяти дней. Зерно получалось загрязненным, и его провеивали с использованием вил. Сады и огороды шумеры защищали от ветра и зноя лесными посадками.
Рисунок 14 - Шумерские бронзовые (1) и глиняные (2) серпы
В условиях Месопотамии была разработана оригинальная система орошения, которая отличалась от египетской из-за нерегулярности паводков. Их ирригационные сооружения состояли из плотин, которые после спада рек задерживали на полях насыщенную плодородным илом воду. Дожди выпадали зимой. Кроме них, на паводки оказывали влияние весеннее таяние снегов в горах и морские приливы. Если все эти события совпадали, то наводнения в нижней части Двуречья приобретали катастрофический характер. Воспоминания о таких грандиозных потопах попали в эпос о Гильгамеше.
Когда земледелец Двуречья засевал поле после осенне-зимнего наводнения, то, в отличие от египетского феллаха (крестьянина), он не был уверен в том, что новый подъем уровня воды не размоет почву и не лишит его урожая. Чтобы избежать неожиданностей, была построена система искусственного орошения. При высоком уровне вода проходила самотеком через отверстия в защитных дамбах, а при низком - ее подавали на поля с помощью водоподъемных колес и шадуфа - устройства, напоминающего колодезный журавль. Таким образом, обеспечивался постоянный полив, местные крестьяне стали собирать по два урожая в год.
Древнейшие зернотерки, применялись для помола еще в Палестине 16 тыс. до н. э. Весьма вероятно, что именно в Палестине был осуществлен прогрессивный скачок - введение в пищу диких злаков и изобретено изготовление хлеба. Эти достижения довольно скоро достигли долины нижнего Нила, чуть позже - междуречья Тигра и Евфрата.
На шумерских равнинах стали подниматься города. В Месопотамии возникли одни из первых в истории человечества крупные города с населением в десятки и сотни тысяч жителей. Объединяя маленькие разбросанные селения, а также прилегающие поля и ирригационные сооружения, эти центры развивались в политически независимые города-государства. Между ними происходило множество конфликтов, порожденных борьбой за жизненно важные природные источники, в основном за воду. Бесконечные войны ослабляли государство. Примерно в 2193 г. до н. э. орды гутиев обрушились на
него. Хотя они были выбиты, государство продолжало утрачивать мощь и примерно к 2000 г. до н. э. рухнуло, и этнос исчез навсегда, похоронив свою письменность. Не только междоусобные войны, но и частые набеги степных кочевых племен стерли с лица земли процветающую страну.
Л. Н. Гумилев (1994) отмечает, что эпохи, в которые земледельческие народы формируют искусственные ландшафты, относительно кратковремен-ны. Совпадение их по времени с жестокими войнами не случайно, хотя мелиорация не является поводом к кровопролитию. Создание искусственных ландшафтов - это способность этнического коллектива к экстраординарным усилиям. Когда способность к сверхнапряжению угасает, ландшафт только поддерживается, а с его исчезновением возвращается в естественное состояние.
В Месопотамии в течение всего III тысячелетия до н. э. существовали города-государства - номы. Они создавали военные союзы - царства, в которых более слабые платили дань и участвовали в военных походах более сильных. С изменением форм государственности менялись масштабы и характер воздействия человека на природу. Номы могли организовать круглогодичное орошение на своих землях. Стало возможным строительство единых ирригационных (оросительных) систем на уже больших территориях, и даже по всей долине реки. Но только империи были способны осуществить «проекты века» - гидротехнические работы, которые требовали участия огромного числа людей.
Многочисленные сказания о происхождении богов, о подвигах народных героев, о мудрых правителях в той или иной мере носят аграрный характер и связаны с водой, основным источником благосостояния народа. Одна из самых ранних легенд подобного рода найдена в надписях и расшифрована учеными-археологами при раскопках в Шумере. Таммуз — бог растительности, возлюбленный богини плодородия Иштар — ребенком был посажен матерью в корзину и брошен в реку. В религиях древних земледельцев отразились также метеорологические явления, зависящие от времен года.
Среди клинописных текстов древнего государства Шумер, наряду с описанием земледельческих приемов, значительное количество посвящено проблемам математики. Вавилонские клинописные тексты, изданные О. Нейгебауером (1937), свидетельствует о высокой математической культуре этого народа. В древнем государстве Шумер впервые возникли зачатки арифметики, числовой алгебры, геометрии, которые были использованы в практической деятельности земледельцев этого государства. В вавилонских клинописных текстах имеются задачи с геометрическим содержанием по измерению площади треугольников, прямоугольников, трапеций.
Шумерийцы считали и по десятеричной и по шестидесятеричной системе в своеобразном их сплетении. Запись задачи или примера и их решений, была словесной. Ни буквенных обозначений, ни формул в вавилонских математических клинописных текстах нет. Появление развитой системы счисления учеными связывается с развитием торговли и ее потребностями. О. Нейгербауер и М. Я. Выгодский считают, что шестидесятерич-ная система счисления возникла из шестидесятеричной системы мер. Например, в вавилонской системе мер веса были соотношения: 1 талант = 60 минам, 1 мина - 60 шекелям. Система мер веса служила одновременно и денежной системой, так как вместо монет расплачивались слитками серебра по весу.
В экономические отношения между членами общества с древнейших времен вторглись понятия роста капитала, процентов. Поэтому среди задач вавилонских клино-