АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА



Здесь встречаются в изобилии кремневые вкладыши серпов, зернотер­ки и ступки. Продукты земледелия использовались и в строительстве: стены строили из глины с рубленой соломой. Фигурки обнаженных женщин, скорее всего, воспроизводят божество плодородия.

Во второй половине VI - первой половине V тысячелетия до н. э. эти племена осваивают плато Джезире и передвигаются на юг в области, которые позднее стали родиной одного из древнейших цивилизаций - шумерской. Совершенствуются и орудия труда - теперь уже не прямой жатвенный нож, а изогнутый серп, у которого кремневые пластины вставлены в роговую основу, служит для уборки урожая (рис. 8).

Оседлоземледельческая культура на юге Турции, относящаяся к VII тыс. до н. э. близка палестинскому Иерихону. В VI - первой половине V тыс. до н. э. происходит постепенная эволюция этой культуры. В настоящее время лучше всего изучены два поселения этого времени небольшой поселок Хад-жилар и крупный центр Конийской равнины Чатал-Гуюк. Археологические материалы свидетельствует, что развитое земледельческое хозяйство наряду со скотоводством являлось экономической основой этой культуры. Были об­наружены зерна пшеницы, ячменя, гороха, вики и чечевицы, а также яблок и миндаля.

Глинобитные закрома для хранения зерновых запасов, печи для выпеч­ки хлеба, многочисленные зернотерки и ступки свидетельствовали о значи­тельном развитии земледелия.

Эта высокоразвитая земледельческая культура Малой Азии, видимо, сыграла важную роль в распространении земледелия на юго-востоке Европы, где в VII-VI тыс. до н. э. некоторые местные племена начинают переходить к новым видам хозяйства.

Земледельческо-скотоводческие культуры широко распространяются на Балканах, где лёссовые почвы речных долин были особенно благоприятны для возделывания злаков. Носителями этих культур были племена, близкие к уровню развития, хотя в различных областях представленные комплексами, носящими черты местного своеобразия (Пре-Сескло в Фессалии, Старчево в Югославии, Караново I в Болгарии, Криш в Румынии и Кереш в Венгрии) Все эти памятники датируются V тыс. до н. При их раскопках наряду с ячме­нем, пшеницей и викой найдены также зерна проса.

Вскоре земледелие продвигается по речным долинам и дальше на се­вер. В конце V тыс. до н. э. огромные пространства смешанных дубовых ле­сов от Бельгии и Голландии на северо-западе до Молдавии на юго-востоке были заняты племенами довольно единообразной культуры. Это древнейшая земледельческо-скотоводческая культура Центральной Европы получила на­звание дунайской. Из зерновых дунайцы возделывали однозернянку, но из­вестны им также были двузернянка, карликовая пшеница и ячмень, возможно и рожь. Дунайцы разводили коров, овец, коз, свиней, а также занимались охотой. Эти племена выбирали для своих поселений только высокоплодо­родные и легкие для обработки лессовые почвы. Поля через некоторый срок теряли свое плодородие, и их приходилось забрасывать, а население должно




было уходить на новые места. Большинство исследователей полагает, что об­работка земли производилась в основном при помощи мотыги.

Новый, оседлый быт, переход к производящему хозяйству повлек за собой необратимые изменения в человеческом обществе. Население быстро увеличивалось, оно концентрировалось на определенных территориях, поя­вились постоянные поселения, а затем и города, возникли новые промыслы. Производимые излишки продовольствия и ремесленных изделий станови­лись групповой или частной собственностью. Эти процессы способствовали зарождению общественной иерархии и господства. Археологи детально изу­чили жизнь одного из первых городов древности - Чатал-Гуюк (VII-VI ты­сячелетие до н. э.) с численностью населения 10 тыс. человек, расположенно­го на территории современной Турции. Исследования показали, что следов государственности в городе еще не было, однако были найдены предшест­венники храмов - святилища Великой матери - богини плодородия. Они же были культовыми местами, хранилищами знаний, и местом собраний город­ской общины.

С расширением земледелия начался процесс преобразования живой природы. Если ранее человек изменял мир неживой природы - камень, желе­зо дерево, кость, рог, кожу и пр., которые служили ему предметами труда и быта, то с появлением земледелия он начинает преобразовывать в собствен­ных интересах растительные и животные организмы.

Отметим, что в эпоху перехода к земледелию и скотоводству стала возрастать агрессивность человека. Война - это борьба за власть над людьми и за контроль над собственностью. Производящие хозяйства впервые в исто­рии человечества получили возможность собирать богатства, будь то зерно или скот. Эти богатства приходилось защищать. Земледельцы и скотоводы нуждались во все новых плодородных землях, по мере того, как старые ис­тощались. Это нередко приводило к столкновениям между оседлыми общи­нами.

Русский географ и историк Лев Ильич Мечников (1838-1888) был пер­вым, кто обратил внимание на то, что многие древние земледельческие циви­лизации возникли и развивались у больших рек. Итогом его работы стала книга «Цивилизация и великие исторические реки». По мнению автора, ци­вилизации возникли в долинах «великих исторических рек» - Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Они служили удобными транспорт­ными путями, а практически неисчерпаемые запасы воды позволяли разви­вать поливное земледелие. Эти районы называют поясом плодородных зе­мель или «золотым поясом» планеты. Пойменные почвы их долин исключи­тельно плодородны, легко поддаются обработке, а субтропический климат позволяет неоднократно выращивать растения в течение года, т. е. получать 2-3 урожая в год. Вместе с тем для районов древнейших земледельческих культур характерен засушливый климат с незначительным количеством осадков. Разливы рек могли превращать окрестные районы либо в плодород­ные земли, либо в смертоносные болота. Поэтому земледелие основано на сложных ирригационных системах. Переход к регулярному орошению стал