АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРЛ


ного Ирана. Втечение тысячелетий оно распространилось по всему миру. Исследователи называют этот поворот «неолитическая революция».

Переход к земледелию был великим приобретением человечества. Принципиальное значение его «открытия» заключается не только в простом размножении человеком полезных для него видов и сортов растений, уже существовавших в природе. Он приступает к их изменению, бессознательно воздействуя на их особенности и приспосабливая к своим нуждам. Отбирая, особи, представлявшие для него интерес, улучшая условия их существова­ния, а также путем скрещивания или гибридизации человек существенно из­менил их свойства и вывел новые формы растений. Даже при примитивной земледельческой культуре у них в ходе возделывания в искусственных усло­виях возникли новые черты, не наблюдавшиеся у диких сородичей.

В.Р. Кабо (1980) отмечает, что для перехода к земледелию были необ­ходимы определенные предпосылки: а) благоприятные физико-географические условия, прежде всего, наличие растений, пригодных для культивации, и соответствующего климата; б) человеческие коллективы с достаточно высоким уровнем орудий труда. Регулярный сбор урожая диких растений - промежуточное звено между собирательством и земледелием. Люди жнут, не сея. По социально-психологической и экономической пред­расположенности они подготовлены к земледелию лучше, нежели типичные собиратели.

Косвенные свидетельства о доисторическом земледелии можно найти и в Библии. В книге «Библейская археология» (1884) архимандрит Иероним отмечает, что Моисей отвлек евреев от древней кочевой жизни и по примеру египтян фундаментом государст­венной жизни сделал земледелие. Бог устами Моисея выделил каждому гражданину уча­сток, который тот должен обрабатывать и мог оставлять в наследство, но не мог от­чуждать на вечное время, а только до ближайшего юбилейного года, когда проданное или отчужденное поле снова возвращалось продавцу либо его наследникам безвозмездно. Причем урожай, собранный за промежуток времени, оставшийся до юбилейного года, расценивался как плата (Лев. 25, 23—28; Иер. 32,7). В Библии отражается постоянное внимание к повышению плодородия земель (очищение полей от камней, устройство кана­лов, через которые проводилась вода на поля, сжигание остатков растений, удобрение навозом в чистом виде или в смеси с соломой).

Развитие земледелия тесно связано с прогрессом естествознания. Пас­тушеским и земледельческим племенам для определения времен года была нужна примитивная астрономия. Она может совершенствоваться только при помощи примитивной математики. Следовательно, приходилось заниматься и ею. С переходом к земледелию и освоением плодородных прирусловых почв крупнейших рек планеты перед древними земледельцами встала задача: изучить режим поведения рек, с максимальным использованием воды, опре­делить календарные сроки проведения полевых работ и найти средства вос­становления границ землепользования земельных участков. Решение этих за­дач привело к появлению у древних народов первичных элементов астроно­мии, геометрии и математики. На известной стадии земледелия в странах с ирригационными системами, а также с возникновением городов, ремесел по­лучила развитие простейшая механика.




Периодическое движение некоторых небесных светил, положение ко­торых в определенном месте небесного свода совпадало с наступлением раз­лива рек, привело к понятию года и его делению на месяцы. Дальнейшие ас­трономические наблюдения, потребности измерения и счета в хозяйственной жизни привели к накоплению определенного объема арифметических и гео­метрических знаний.

Вскоре расширение знаний в этой сфере стали стимулировать потреб­ности судоходства и военного дела. Поэтому с самого начала наблюдается взаимозависимость развития науки и земледелия. В течение длительного пе­риода собственно научные исследования ограничивались этими тремя отрас­лями.

Развитие земледелия, конечно, предшествовало развитию науки. Разви­тие естествознания - это результат главным образом последних веков, а зем­леделие началось с тех пор, как люди перешли от охоты и сбора диких пло­дов к затрате труда на производство сельскохозяйственных продуктов, от со­бирания готового к созданию урожая путем приложения труда к земле, к земледелию собственно. Этот переход отразился в преданиях, сказаниях, в мифах всех народов.

В этих мифах отразилось, что первые шаги по земледелию принадле­жали часто женщине. Вначале было собирательство, а затем перешли к посе­вам зерновых на обработанных участках около жилья. Это сказалось и в ми­фологии - божества, которые олицетворяли землю, изображались женщина­ми (Деметра, Церера, Изида).

Для оценки уровня развития той или иной древней земледельческой культуры учеными разработаны следующие критерии:

1. Наличие письменности или другие способы передачи информации.

2. Существование керамики, использовался ли при ее изготовлении гончарный круг.

3. Материал для изготовления орудий труда.

4. Использование тягловых животных и существование колеса.

5. Создание монументальных каменных зданий. Украшение фасадов скульптурами богов и царей.

6. Существование государственного управления (чиновники, армия, полиция и др.), формы управления и связи между отдельными городами стра­ны.

В соответствии с этими требованиями оценивается культура той или иной цивилизации.

2.2. Центры происхожденияземледелия

На основе археологических и исторических данных и картины распре­деления существующей культурной флоры можно с достаточной степенью вероятности наметить древнейшие, независимо возникшие очаги земледелия. Такие области неизбежно должны характеризоваться генетическим многооб­разием издревле вошедших здесь в культуру растительных видов. Мутации,