Тип урока музыки

Основания педагогической композиции урока

КОМПОЗИЦИЯ УРОКА МУЗЫКИ

 

«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это же время не учатся сами».

Али Апшерони

В чем особенность формы урока? Из каких элементов состоит композиция урока? Как выстроить композицию урока музыки? Чем руководствоваться учителю при определении его организационной структуры? Из каких элементов складывается структура урока? Как соотносятся тип и вид урока? На чем основана логика определения этапов урока? Попробуем ответить на эти вопросы.

 

 

Каждый школьный урок имеет опорные элементы, которые по­зволяют ему сохранять свою форму в образовательном процессе. В педагогической композиции школьного урока можно выделить основ­ные элементы, отвечающие за его внешние и внутренние взаимосвязи. Элементы, отвечающие за внешние взаимосвязи, позволяют упорядочить уроки в отношении друг с другом. Элементы, отвечающие за внутренние взаимосвязи, регулируют процесс протекания конкретного урока. Целостная педагогическая композиция представляет единство всех входящих в его состав элементов. Композиция урока может не сложиться, если какой-либо из элементов не учитывается при его построении.

Внешние взаимосвязи характеризуют уроки со стороны их принадлежности к определенному типу, жанру и виду. Эти взаимосвязи обусловлены рядом обстоятельств, которые связаны с решением вопросов:

• какое место занимает конкретный урок в общей системе уроков?

• какое предметное содержание отбирается для конкретного урока?

• в какой форме организуется деятельность учащихся на уроке?

Каждый из уроков имеет свое определенное место в процессе обучения, которое возможно определить в соответствии с его дидактической целью. Так, цель урока может быть связана с освоением нового материала, или его последующим закреплением, обобщением. Для определения урока по его дидактической цели используется понятие «тип урока». Определение типа урока является одним из условий, позволяющих упорядочить их отношение друг с другом в процессе обучения.

Учебный материал в уроке может быть организован различными способами, группироваться вокруг раскрытия темы, связан с формированием исполнительского навыка, строиться на взаимосвязи с содержанием других учебных дисциплин. Эти условия определяют особенности конструирования как формы урока, так и его внутреннего содержания. Для определения урока по преобладающему в нем предметному содержанию предлагаем использовать понятие «жанр урока».

Уроки так же отличаются в отношении друг с другом по формам организации деятельности учащихся. Одни больше предусматривают коллективные или фронтальные формы, другие сочетание коллективных и индивидуальных форм. Для упорядочивания уроков по формам организации деятельности учащихся, их необходимо рассмотреть со стороны принадлежности к определенному виду.

Таким образом, понятия «тип», «жанр», «вид» урока позволяют упорядочить школьные уроки по отношению друг к другу, выстроить их в определенной системе, выделить их из числа других уроков музыки, организуемых в школе.

Каждый урок необходимо создавать не только с учетом его внешних взаимосвязей, но и учитывая соотношение его внутренних элементов. Организовать урок внутри себя самого возможно, учитывая его структурные особенности. Рассмотрим композиционное строение урока со стороны его внешних и внутренних взаимосвязей.

 

 

Тип урока музыки определяется в соответствии с его ведущей дидактической целью. Цель может быть связана с организацией деятельности, изучением нового материала, его закреплением, повторением, контролем, коррекцией. Мы соглашаемся с М. Е. Бершадским и В. В. Гузеевым, выделивших следующие типы уроков:

• организационный урок;

• урок изучения нового материала;

• урок закрепления;

• урок повторения;

• контрольный урок;

• урок коррекции.

В данной классификации нет традиционно выделяемого комбинированного типа урока. Это объясняется тем, что у комбинированного урока много целей, а значит, в одном уроке мы имеем, в лучшем случае, два урока, втиснутых в один учебный час. Это нарушает логику деятельности. Поэтому комбинированный урок не нашел своего места в данной классификации.

Одним из типов авторы выделяют организационный урок. Такие уроки являются редкими, но исключать их нет оснований. Это подтверждает практика проведения уроков музыки в школе. Организационный урок проводится в самом начале нового учебного года, в начале изучения больших разделов. Урокам музыки отводится один час в неделю. Такой разреженный процесс обучения требует перед вхождением в новую проблему, новый пласт программного содержания концентрации музыкального опыта учащихся. Этот тип урока призван установить в сознании учащихся целостное представление о музыке. О необходимости выделения такого урока как раз и свидетельствует принцип (метод у Д.Б. Кабалевского) «забегание вперед и возвращение к пройденному».

Урок изучения нового материала связан с выявлением и усвоением основных понятий, которые приведут учащихся к намеченной цели. Если таких понятий много, то, естественно, такой тип урока в общей системе уроков будет не один.

Урок закрепления направлен на личностное присвоение этих понятий или осмысление этих понятий в новом контексте содержания. Здесь учащиеся осваивают различные способы действий, операции, ориентируясь при этом на ведущую цель. Количество этих типов урока так же определяется объемом изучаемой информации и глубиной ее проработки.

Урок повторения, этот тип урока направлен на сравнение полученных результатов с ведущей целью определенного периода обучения. Главным является внутренняя оценка полученных результатов, т.е. самоконтроль, самоанализ.

В контрольном уроке происходит внешняя оценка (объем содержания, ведущие задачи, полученные продукты деятельности) самоконтроля и самоанализа учащихся.

Урок коррекции направлен на совершенствование, улучшение результатов деятельности.

Таким образом, выделяя данную классификацию для определения типов урока музыки, мы полагаем, что соответствующим образом осуществляется и их планирование.