АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 483

зяйства. По этой причине необходима отлаженная государственная сеть науч­ных и образовательных учреждений.

Результаты научной и инновационной деятельности должны служить основой для формирования образовательных программ нового поколения. Достижения агрономической науки должны стать достоянием образо­вательных программ по агрономии. В этих программах должны находить от­ражение и перспективные задачи развития земледелия, которые успешно решаются в передовых странах и реализуются на практике в виде точных (ко­ординатных) систем земледелия высоких агротехнологии.

Практическое решение задачи по подготовке агрономических кадров, назначения специальностей и специализаций определяется их востребован­ностью в современном производстве и ближайшей перспективе.

Согласно предложениям агрономическое образование целесообразно ориентировать на подготовку агрономов нескольких уровней.

Первый уровень предполагает подготовку к степени бакалавра с 4-летней подготовкой, которую рекомендуется вводить в соответствии с Болон-ским соглашением. Таких специалистов могут готовить средние учебные за­ведения. Он должен соответствовать обеспечению нормальных агротехноло­гии (в соответствии с Федеральным регистром агротехнологии).

Второй уровень следует ориентировать на подготовку агрономов тех­нологов ориентированных на реализацию интенсивных агротехнологии и формирование адаптивно-ландшафтных систем земледелия. Специальность агронома технолога является базовой. Однако его функционирование воз­можно лишь при соответствующем инженерно-техническом, почвенно-агрохимическом, агроэкологическом, экономическом обеспечении.

Наряду с корректировкой теоретических курсов образовательных про­грамм, необходимо радикальное преобразование практического обучения студентов. Оно должно доводиться до полного освоения агротехнологии с обязательным изучением технологических операций на протяжении всего периода вегетации и послеуборочной доработки продукции растениеводства. Каждый выпускник по специальности агроном-технолог должен самостоя­тельно выполнить определенный технологический комплекс на выделенном ему производственном участке. Для этого необходимо располагать хорошо обустроенной материально-технической базой. Наряду с технологическими навыками студент должен научиться формированию и освоению систем земледелия на ландшафтной основе. Это возможно лишь при наличии в распоряжении ВУЗов учебных хозяйств, которые должны служить моделя­ми современного сельскохозяйственного производства. По сравнению с тра­диционной, такая подготовка потребует введения дополнительных дисцип­лин. Возникает необходимость углубленной профессиональной специализа­ции.

Этой задаче может отвечать дипломированный специалист-агроном, которого готовят современные сельхозвузы, при условии модернизации учебных программ и практической подготовке.


Чтобы обеспечить должный профессиональный уровень агрономов-технологов, необходима углубленная подготовка по методологии управления продукционным процессом сельскохозяйственных культур, проектирования интенсивных агротехнологии и выполнения всего технологического комплек­са производства растениеводческой продукции с использованием современ­ных технических, агрохимических и биологических средств. Наряду с интен­сификацией агротехнологии агроном-технолог должен быть хорошо подго­товленным в вопросах экологизации современного производства, учитывая переход к новой идеологии природопользования, в основу которой заложен экологический императив. Эта идеология в определенной мере реализуется освоением адаптивно-ландшафтных систем земледелия, разработке которых в стране уделяется большое внимание.

Третий уровень подготовки агрономов необходимо ориентировать на формирование высоких агротехнологии и точных систем земледелия. Для проектирования и освоения точных систем земледелия и выполнения агро­технологии на основе геоинформационных систем необходимо существенное повышение квалификации. Данный уровень подготовки может отвечать сте­пени агронома-магистра. Назначение магистров по специальности «земледе­лие» должно включать:

- построение и использование математических моделей земледелия и имитационных моделей агротехнологии;

- создание автоматизированных систем агроэкологической оценки сель­скохозяйственных культур и сортов;

- агроэкологическая оценка земель на основе АгроГИС;

- создание электронных карт пригодности земель для возделывания с-х. культур;

- освоение точных систем земледелия и высоких агротехнологии на ос­нове проектов, выполненных в АгроГИС;

- использование автоматизированных средств управления продукци­онным процессом сельскохозяйственных культур на основе ГИС;

- использование прецизионных механических средств для почвообра-ботки, посева, внесения удобрений, ухода за посевами, уборки урожая;

- использование новейших методов и средств информатизации при
выполнении технологических процессов.

В связи с переходом к новым образовательным программам целесообразным явля­ется введение новых дисциплин в учебные планы в программы подготовки агрономов. Де­ло в том, что благодаря технологическим преобразованиям в земледелии средняя уро­жайность зерновых в ряде стран перешла рубеж: 7 т/га, а среднемировая достигла 3 т/га с одновременным улучшением качества продукции. Это стало возможным благода­ря повышению наукоемкости агротехнологии их системности и точности. В России в 1986-1990 гг. стали осваиваться интенсивные агротехнологии. Они убедительно показа­ли возможность резкого повышения продуктивности сельского хозяйства. Одновременно их повсеместное освоение привело к многочисленным фактам загрязнения продукции и окружающей среды из-за низкого профессионального уровня специалистов сельского хо­зяйства. Вместо совершенствования агротехнологии и повышения квалификации спе­циалистов стало модным осуждать интенсивные агротехнологии.


9. АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 485

Образовательные программы по агрономии обеспечивают теоретиче­скую базу по большинству дисциплин. Но в них отсутствует целостное по­нимание технологий. Отечественный опыт и мировые достижения по форми­рованию агротехнологий практически не нашли пока еще отражения в учеб­ных программах, учебниках и других учебных руководствах по агрономии. Поэтому особую остроту приобрела проблема технологической подготовки специалистов сельского хозяйства, особенно с учетом последних инициатив и позитивных перемен в сельском хозяйстве России.

Возникает в связи с этим целесообразность введения новой дисципли­ны «агротехнологий», за счет сокращения множества дублирующих разделов, перекрывающих курсы земледелия, почвоведения, растениеводства, агрохи­мии. Она должна включать теоретический курс, интегрирующий соответст­вующие дисциплины и освещающий методологию формирования агротехно­логий с учетом отечественного и мирового опыта, а также комплекс практи­ческих занятий, который обеспечивал бы индивидуальное овладение моде­лями и средствами современных агротехнологий.

Особое звучание получает также создание новой системы подготовки специалистов - агротехнологов на основе интеграции вузов и институтов Россельхозакадемии. Очевидно, это будет серьезной тенденцией в будущем.

При подготовке главы 9 использовали следующую литературу:

Абрамов В. К. Соч. Архив графов Мордвиновых: В 10 т. - СПб., 1901-03. Из­бранные произведения.- М., 1945.

Грузное П.Д., Каргин И.Ф. Аграрная политика Российского государства. М.: Юрист. 1997. - 206 с.

Захаренко Л. В. Высшая школа отечественного земледелия / А. В. Захаренко, А. Я. Рассадин // Земледелие. 2002. № 3. С. 42 - 44.

Иконников B.C. Граф Н.С. Мордвинов.— СПб., 1873; И был великий эконом // Наука и жизнь.— 1992.— №11.

Кирюшин В.И. О совершенствовании государственных образовательных про­грамм по агрономическим специальностям. М.: МСХА. 2005.

Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышлен­ного комплекса Российской Федерации на период до 2025. М., 2007. - 46 с.

Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева. М.: Изд-во МСХА, 1996. 32