АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 483
зяйства. По этой причине необходима отлаженная государственная сеть научных и образовательных учреждений.
Результаты научной и инновационной деятельности должны служить основой для формирования образовательных программ нового поколения. Достижения агрономической науки должны стать достоянием образовательных программ по агрономии. В этих программах должны находить отражение и перспективные задачи развития земледелия, которые успешно решаются в передовых странах и реализуются на практике в виде точных (координатных) систем земледелия высоких агротехнологии.
Практическое решение задачи по подготовке агрономических кадров, назначения специальностей и специализаций определяется их востребованностью в современном производстве и ближайшей перспективе.
Согласно предложениям агрономическое образование целесообразно ориентировать на подготовку агрономов нескольких уровней.
Первый уровень предполагает подготовку к степени бакалавра с 4-летней подготовкой, которую рекомендуется вводить в соответствии с Болон-ским соглашением. Таких специалистов могут готовить средние учебные заведения. Он должен соответствовать обеспечению нормальных агротехнологии (в соответствии с Федеральным регистром агротехнологии).
Второй уровень следует ориентировать на подготовку агрономов технологов ориентированных на реализацию интенсивных агротехнологии и формирование адаптивно-ландшафтных систем земледелия. Специальность агронома технолога является базовой. Однако его функционирование возможно лишь при соответствующем инженерно-техническом, почвенно-агрохимическом, агроэкологическом, экономическом обеспечении.
Наряду с корректировкой теоретических курсов образовательных программ, необходимо радикальное преобразование практического обучения студентов. Оно должно доводиться до полного освоения агротехнологии с обязательным изучением технологических операций на протяжении всего периода вегетации и послеуборочной доработки продукции растениеводства. Каждый выпускник по специальности агроном-технолог должен самостоятельно выполнить определенный технологический комплекс на выделенном ему производственном участке. Для этого необходимо располагать хорошо обустроенной материально-технической базой. Наряду с технологическими навыками студент должен научиться формированию и освоению систем земледелия на ландшафтной основе. Это возможно лишь при наличии в распоряжении ВУЗов учебных хозяйств, которые должны служить моделями современного сельскохозяйственного производства. По сравнению с традиционной, такая подготовка потребует введения дополнительных дисциплин. Возникает необходимость углубленной профессиональной специализации.
Этой задаче может отвечать дипломированный специалист-агроном, которого готовят современные сельхозвузы, при условии модернизации учебных программ и практической подготовке.
Чтобы обеспечить должный профессиональный уровень агрономов-технологов, необходима углубленная подготовка по методологии управления продукционным процессом сельскохозяйственных культур, проектирования интенсивных агротехнологии и выполнения всего технологического комплекса производства растениеводческой продукции с использованием современных технических, агрохимических и биологических средств. Наряду с интенсификацией агротехнологии агроном-технолог должен быть хорошо подготовленным в вопросах экологизации современного производства, учитывая переход к новой идеологии природопользования, в основу которой заложен экологический императив. Эта идеология в определенной мере реализуется освоением адаптивно-ландшафтных систем земледелия, разработке которых в стране уделяется большое внимание.
Третий уровень подготовки агрономов необходимо ориентировать на формирование высоких агротехнологии и точных систем земледелия. Для проектирования и освоения точных систем земледелия и выполнения агротехнологии на основе геоинформационных систем необходимо существенное повышение квалификации. Данный уровень подготовки может отвечать степени агронома-магистра. Назначение магистров по специальности «земледелие» должно включать:
- построение и использование математических моделей земледелия и имитационных моделей агротехнологии;
- создание автоматизированных систем агроэкологической оценки сельскохозяйственных культур и сортов;
- агроэкологическая оценка земель на основе АгроГИС;
- создание электронных карт пригодности земель для возделывания с-х. культур;
- освоение точных систем земледелия и высоких агротехнологии на основе проектов, выполненных в АгроГИС;
- использование автоматизированных средств управления продукционным процессом сельскохозяйственных культур на основе ГИС;
- использование прецизионных механических средств для почвообра-ботки, посева, внесения удобрений, ухода за посевами, уборки урожая;
- использование новейших методов и средств информатизации при
выполнении технологических процессов.
В связи с переходом к новым образовательным программам целесообразным является введение новых дисциплин в учебные планы в программы подготовки агрономов. Дело в том, что благодаря технологическим преобразованиям в земледелии средняя урожайность зерновых в ряде стран перешла рубеж: 7 т/га, а среднемировая достигла 3 т/га с одновременным улучшением качества продукции. Это стало возможным благодаря повышению наукоемкости агротехнологии их системности и точности. В России в 1986-1990 гг. стали осваиваться интенсивные агротехнологии. Они убедительно показали возможность резкого повышения продуктивности сельского хозяйства. Одновременно их повсеместное освоение привело к многочисленным фактам загрязнения продукции и окружающей среды из-за низкого профессионального уровня специалистов сельского хозяйства. Вместо совершенствования агротехнологии и повышения квалификации специалистов стало модным осуждать интенсивные агротехнологии.
9. АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 485
Образовательные программы по агрономии обеспечивают теоретическую базу по большинству дисциплин. Но в них отсутствует целостное понимание технологий. Отечественный опыт и мировые достижения по формированию агротехнологий практически не нашли пока еще отражения в учебных программах, учебниках и других учебных руководствах по агрономии. Поэтому особую остроту приобрела проблема технологической подготовки специалистов сельского хозяйства, особенно с учетом последних инициатив и позитивных перемен в сельском хозяйстве России.
Возникает в связи с этим целесообразность введения новой дисциплины «агротехнологий», за счет сокращения множества дублирующих разделов, перекрывающих курсы земледелия, почвоведения, растениеводства, агрохимии. Она должна включать теоретический курс, интегрирующий соответствующие дисциплины и освещающий методологию формирования агротехнологий с учетом отечественного и мирового опыта, а также комплекс практических занятий, который обеспечивал бы индивидуальное овладение моделями и средствами современных агротехнологий.
Особое звучание получает также создание новой системы подготовки специалистов - агротехнологов на основе интеграции вузов и институтов Россельхозакадемии. Очевидно, это будет серьезной тенденцией в будущем.
При подготовке главы 9 использовали следующую литературу:
Абрамов В. К. Соч. Архив графов Мордвиновых: В 10 т. - СПб., 1901-03. Избранные произведения.- М., 1945.
Грузное П.Д., Каргин И.Ф. Аграрная политика Российского государства. М.: Юрист. 1997. - 206 с.
Захаренко Л. В. Высшая школа отечественного земледелия / А. В. Захаренко, А. Я. Рассадин // Земледелие. 2002. № 3. С. 42 - 44.
Иконников B.C. Граф Н.С. Мордвинов.— СПб., 1873; И был великий эконом // Наука и жизнь.— 1992.— №11.
Кирюшин В.И. О совершенствовании государственных образовательных программ по агрономическим специальностям. М.: МСХА. 2005.
Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025. М., 2007. - 46 с.
Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева. М.: Изд-во МСХА, 1996. 32