Сраднев е кового мира .

Характерны е черты и основные цивилизационны е регионы

ИСТОРИЧЕСК ОМ ПРОЦЕССЕ

Тема II . МЕ СТО СРЕДНЕВЕК О ВЬ Я ВО ВСЕ М ИРНО -

Рима - западный тип цивилизации .

Античная цивилизация Древ ней Греции и Др евнего

 

 

Западный тип цивилизации начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего расцвета достиг в Древней Греции и Древнем Рим е . Эти обществ а принято именоват ь античным миром ( пер иод с IX-VIII вв . до н . э . до IV-V вв . н . э .) , поэтому за па дный тип цивилизации нередко называют античным или средиземноморски м .


Характерные черты западной цивилизации , сложившейся в древности .

1.B отличие от восточных обществ антич ное общество развивалось весьма динамично . Коренные изменения в обществе происходили уже па протяжении жизни одного поколения . Жизнь та к ре з к о менялась , что опыт старшего поколения быстро устаревал и отвергался молодежью , отсюда конфликт поколения , проблема " отцов и детей ".

2. В ан тичной цивилизации на пе рв ый план вышли частнособствен нические отношения , прояв и лось господство частного товарного производства , ориентированного на рынок .

3. Появился пер в ый в истории образец народовластия – демократия . Де м о к р а т ия , республиканская форма правления возникли и были теоретически обосн о ваны в Древней Греции . Предусматривалось равенство всех граждан ка к принцип равных возмож ностей . Существовала свобода слова , выборн ость органов власт и . Однако дсмократия носила ограниченный характер . Она не распространялись на женщин , иноземцев , рабов .

4. В ант и чном мире были заложены основы гражданского обществ а , предусматривающего пр аво каж д ого гражданина участво вать в управлении , признании его личного достоинства , прав и свобод . Государство не вмешивалось в част ую жизнь граждан или это вмешательство было незначи т ельны м . Римское право со держало си стему норм , регулирующих частнособствен нические отношения . Гра ж да не были законопослушны .

5. В античности вопрос о взаимодействии личности и обществ а решался в по льзу первой . Личность и ее нра в а были признаны первичными , а коллектив общество - втори чными .


6. Демократнческие традиции , религия , ориентированная на земную мораль , н а ло жили отпечаток на сознание человек а западной цивилизации . Сфор мировался психологич еский тип индивидуума , которому присущи такие качес тва , как независимость , рационализм , пра г м а тиз м ( в отличие от Востока , где веками восп итывалась ра бск а я покорность ).

7. Развитие науки ( философии , естествознания ) прив ело к появлению атеизма ( безверия , без религиозности ). У этой цивилизации не сложилось мощной духовшой основы , которая сплачив а ла бы обществ о .

Западный тип цивилизации получил распространение и

 

Европе , в Северной Америке .

 

Таким образом , в условиях древности определились два основных типа цивнлизации : вос т очный и западный .

В истории цивилизации с падением Римской империи ( в V

 

в .) начи нает ся новая эпоха - Средневековье .

 

 

 

 

Среднев е ковье - период всемирной истории , временные рамки которого с V в . по XVII в . В современной историческо й литературе существу ет следующая пер и одизация сред невековья : раннее сред невековьс (V- нач . XI вв .), к л ассич е ское среднев е ковье (XI-XV вв .), позднее средневековье (XV- c е p. XVII вв .).


Среднев е ковье обладает особыми типологически м и чертами , отличающими его от други х исторических эп ох .

Среднев е ковое обществ о - это , по преимуществу , аграрное обществ о , баз и рующееся на ручном труде и фе ода л ь н ых обществ е нно - экономических отношениях . Переход к феодали зму в различных странах происходил не одновре м енно . Это зависело от конкретно - исторических условий , но содер жание этого п роцесса содер жало общ и е черты .

1. Разло жение свободн о й сельской общины , общинной собственности и выделение из неё крестьян ской собственности .

2. Создание крупной феодальной собст венност и на зе мл ю . В странах Восток а земля являлась собственностью феодального государства . Феодальная собствен ность на землю име л а иерархическую структуру . На ее основе создав ались вассальные отношения между феодалами .

3. В условиях господства фе ода л ь н ых порядков земля , ка к правило , не являлась объектом свободной купли - продажи , и , следовательно , не находилось в чьей - то полной частной собственности . Владение землей нер а зрывно было связ анно с осуществлением государственных функций ( военной , судебной ), а государственная вл ас ть не мож е т быть чьим - то частн ы м делом .

4. Превращение свободных крест ьян - общинников , а также несвободных землед ельцев , рабов , в зависимы х крестьян . Крест ья нская община также подчинялись феодалу или феодальному государству .

5. Ускорение об ществ е нного разделения труда

 

6. Особсшю с ти феодальной экономики опре деляли и сущност ь государственности , для которой характерна была


феодальная раздробленность . В стр а нах Вост ока сох р анялись централизованные государства , что объяснялось пр еобладани е м государственной собст венност и на землю и наличием крупных ирригац ионных сооружений , для поддержания и охраны которых нужна была сильная государственная власт ь . К XI II- XIV вв . в значительной части европейских государств проявляются тенденции к центр а лизации .

7. Для средневекового обществ а характерна корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп , слабо е развитие индивидуализма .

8. В период с р едневековья происходит зарождение и формирование современных народов : французов , немцев , англичан , чсхов , поляков , болгар , русских , сербов и т . д . Причем , для одних стран этот процесс брал свое начало от древнейших цивилизаций , для других - от племенных образований периода первобытности .

9. Оразо ванис государств и народностей вызвало потребность в монотеизме ( религии единобожия ). Важную роль и создании духовного единства средневековых государств сыграли иудаизм , христианство , ислам .

Наряду с уже п е речи сленными наиболее общими черт ами в средние века в различных регионах мира происходили процессы , имевшие св ои существ е нн ые различия . Основными цивилизациопными регионами в этот пери од были Азия и Европа . В Азии в соответствии со спец ифическ и ми особенностями географической среды , сист емы ведения хозяйства , соц и альной органи з ации , культурного наследия и религии сформировалась арабо - мусуль ман с к а я цивилизация . Она явилась в како й - то мере исторической преемницей цивилизации вос т очного типа и проявила все наиболее


характерные для нее черты . Отличительные особенности араб о - мусулъман с кой цивилизации связ аны с особенностями ее культуры , основу которой составили арабский язык , вероучения и культ ислама .

Ислам ка к сист ема духовных ценностей возник в VII в . на Ближнем Во стоке . Вер оучение этой религии испытало влияние иудаизма и христианства . Родиной ислама являют ся арабски е города Мекка и Меди на . Осн о ватель ислама и первой общины мусуль ман - пророк Мухаммед . Осно ву мусуль ман с кого вероисповедания сост авляет ве ра в единого Бога Аллаха и Мухаммеда - его посланн и ка , а также неуко с нительное соблюдение ку льтовых предписаний . В исламе си льн о выражен а идея безусловной покорности божественно й воли , которая наложи ла глубокий отпечаток на ве сь уклад жизни и исламскую культуру . Ислам включает в качеств е первоосновы не только свя щен ные духовные тексты , но и свод закон о в , который касается отправления религиозного культ а , семейной и государственной жизни . В исламе шир о ко представлены правовые вопросы : уголовное , гражданское право , общегосударственные установлення . Вся жизнь верующего человека должна полностью соответствовать требованиям и установкам ислама .

Глубокое проникновение религии во все сферы жизни приводит к тому , что исламские духовные институты стремя тся подчинить себ е государство и превратить его в религиозн у ю организ ацию . В совр еменном мир е это явлен и е принято называть исламским фундамен тализ м ом . Пример современного подобного государстве - Исламская республи ка Иран .


Принятие ислама арабск ими племен ами способствовало их консолидации . На базе ислама выросло в VIII в . могущественно е государство - Арабский Халифат . Под его властью оказалась огромная территория от Атлантического океан а до границ Китая : Северная Африка , Испания , Сицилия , Армени я , Азербайджан , Иран , Афгани стан , час т ь Индии и т . д .

Арабо - Исламский мир отличался высоким уровнем культурного и экономического развития . Арабская астрономия , медицина , алгебра , философия намного опережали ев ропейск ие науки того времени . Многие европейские народы заимствовали у арабов систему орошения полей , некоторые сельско хозяйственные культуры ( рис , цитрусовые ). Од нако христианскую Европу и арабо - исламский мир разделяли глубоки е религиозные различия , которые привели к началу крестов ых походов ( конец XII- конец XIII вв .).

В Европе в период средневековья на ча л о сь станов ление новой формы за па дной цивилизации - европейско й христианской цивилизации . Она формируется на территории бывшей Римской империи . Формирование ев ропейск ой цивилизации происходило на основе синтеза античной цивилизации и уклада жизн и варв арских племен в ходе процессов христианизации , становления государствсшюстн и культуры новых народов Европы .

Во времен а античности христианство не представляло собой единой организ ации . На территори и Римской империи существ о вал ряд христианских церквей , имевших вероучительные , обрядовые , организационные отличия . Руководство этих церквей вело между собой борьбу за гегемонию в христианском мире . Наиб олее активно боролись за лидерст во глава Западной Римской церкви - папа Римский и


глава Византийской церкви - Константинопол ь ский па триа рх . Папа Римский объявил себя наместником Иисуса Христ а , преемником апостола Петра , верховным понтификом Вселенской ( католической ) церкви ; патриарх Константинопол ь ский принял титул Вселенского патриарх а православной , то ест ь истинно Христианско й церкви , т . к . он признавал решения только первых семи Вселенских соборов Христианских церквей . 16 июня 1054 г . папа Римский и Константинопол ь ский па триа рх предали друг друга взаимно й анаф еме ( церковному проклятию ), чт о послужило формальным актом ра ск ол а христианства на ка толиче скую и православную церковь .

Две ветви христианства ( православие и католич ество ) стали основой формирования двух разновидн о стей европейской цивилизации : западной и восточной .

Византи й ская империя как самостоятельное государство просуществов а ло до XV века , когда он о было завоевано турками . Византия заложила основы восточноевропейско й православной цивилизации , носителями которой являют ся русские , болгары , украинцы , белорусы , греки , сербы и ряд други х народов Европы .

Становление западноевропейской католическо й цивилизации связано с Велики м переселением народов (IV-VII вв .) - вторжением варваров ( герман ских племен , гуннов . сар мато в и др .) в пре д елы Римской империи . В V-VII вв . на захваченных варварскими племенами территориях начинают формироваться новые государственные образования , а в VI I-X вв . они достигают расцвета . Среди этих государст в особенн выделяются сначала королевство , а затем империя франков , достигшая сво е го наивысшего развития во время правления


Карла Вели кого (768-814 гг .); королевство германцев , преобразованное при короле Оттоне I в 962 г . в Священную Римскую империю .

Среди всех достижени й античной цивилизации , которые впитала в себя европейск ая цивилизация , наибольшее значен и е принадлежит христианству .

В условиях распада Рим с к о й империи , ее политических основ и хозя й ства , упадка культуры христианство стало духовн о й основ о й всей европейской цивилизации , несмотря на существ о вавши е противоречия между православием и католич ество м . Христ и анство спосо б ствовало формированию единого мировоззрения , нравств е н н ых н орм и ценностей народов Европы . Като л ическ а я и православная цсрковь были в средние века не только духовн ы ми , но и в л иятельными политическими организ ациями .

Итак , в средневеко вом мире в Азии и Европе сформировались основные цивилизациоиные регионы : арабо - мусуль ман с кий , западноевропейский и восточ ноевропейский .