Древ няя Восточная цивилизация и ее характерные черты .

Предпосылки формирования цив ил изаций .

Тема I. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО МИРА .

 

История начинает ся с возникновением челове че ского обществ а . По различным оценкам человеч еств о существует от

200 тыс . до 4 млн . лет , в то время ка к цивилизация насчитывает около 5 тысяч лет .

Переход человеческого общества от первобытнос ти к цивилизации занял длительный исторический период . Период первобытной истории подразделяют на каменн ый , бронзовый и железн ый века , которые в свою очередь делятся на определенные эта п ы .

В стан овлении цивилизаций большую рол ь сыграла неолитическая революция 1 , сущность которой включалась в переходе от присваивающих форм хозяйства ( охота , рыболовство , собирательство ) к производящему хозяйству - землед елию и скотоводству . Неолитическая революция выдвинула на авансцену истории но вые сообщества землед ельцев и скотоводов , которые смогли накопить значительный прибавочный продукт , позволивший им созд ат ь

более выс о к и й уровень материальной и духов ной жизни .

 

1 Формирование экономики , основанной на зе мл е д ел ии и

скотоводстве , английский архиолог Гордон Чайлд (1892-1957 гг .)

назвал неолитической революцией . Она произошла по его

мнению в период нового камен н ого века ( нео л ита ) 8-5 тыс . лет назад


Первые цивилизации возникли к III тыс . до н . э . на Др евнем Востоке в благоприятных для земл е д ел ия и скотоводс т ва климати ч еских условиях . Родиной их стали долины рек и приморские р а йоны . Особенности кли м атических условий отложили отпечаток на характер хозяйственной деятельности , что в св ою очередь спо с обствовало формированию особого типа социальных и политических отношений , особых традиций . В связи с этим в Древнем мире сложились два типа цивилизаций - восточная и западная . Цивилизации Древнег о мира ( Шумеры , Вави л он , Древнюю Грецию и Древний Рим ) называют обычно первичными , т . к . они выросли из первобытности , не опираясь на пред шеству ющую цивилизационную традицию .

В обществах , вступавших на путь цивилизации , постепенно складыв ались п р едпосылки , способствовавшие - этому переходу .

1. Отделение ремесла от сельского хозяйств а . Появлени е особого типа поселен ий - городов , станови вшихся центрами экономического развития .

2. Социальное расслоение обществ а . Появление разных социальных групп , отличавшихся друг от друга по материальному положению , по профессиональны м признакам , по объему прав и привилегий .

3. Формирование государства как сист емы управления обществ о м .

4. Возникновение письменности , которая способствовал а развитию культуры и хозяйственной жизни .


 

 

Одним из древнейших районов возникновения цивилизации стало южное Двуречье ( долины рек Еврат а и Тибра ), где в IV тыс . до н . э . появились но вые политические структуры в форме городов - государст в . Эти города - государства долго воевали друг с другом , но в XXIV в . до н . э . правите л ь города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное государство Шум е р . Позже , в XIX в . до н . э . Шумер был захвачен семит с ки ми племен ами аморитами и на его ра з в ал и н а х возникло Вави л онское государство .

Шумер с кое и Вави л онское государства был и первыми , вступившими на путь цивилизации . И них сложились основные характерные черты древней восточной цивилизации . В чем они проявились ?

1. Высо кая ст еп ень з а в и симост и человека от природы .

 

2. Господство религиозно - мифологических представлений в духовн о й жизни общества . На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде миф о в , когда действительность воспринималось не только в реальности , но и через приз м у веры в сверхъестественные си лы .

3 . Стабильность и традиционализм в развитии . В восточных обществ а х из м е не ния прои сходят крайне медленн о , поэтому многие поколения люд е й могут существовать в одних и тех же условиях , повторять один и тот же социальный опыт . В связи с этим в таких обществах выс о к о уважени е к опыту старших , существует культ предков , полное взаимопонимание поколений .


4. Обществ е нная жизнь построена на принципах коллект ивизма . Это связано с большой ролью общины , которая контролировала все стороны жизнедеятельности человека : принципы социальной справедливости , форму и характер труда , нравственные нормы и духовн ые приоритеты .

5. В таких обществ а х огромную роль играет централизованное государство , контролирующее все сф ер ы жизни . При ослаблении государства это общество распадалось . Тип государства - деспотия , которая предполагает ничем не ограниченную власть верховного правителя ( фараона , халифа , императора ). Личность его обожеств л я е тся . В Египте , например , фараона считали живым воплощени е м бога Хора , владыки небес . Впоследствии фараон был наделен " со лнечны м им е н ем ” - он стал богом Ра . В Ки тае императора называли Сын о м Неба . В древнейшей ре ли ги оз н о й индийской кн иге Веды было написано , что царь создан из частиц тела ра з н ых богов , " и поэ т ом у он блеском превосходит все созданные существ а ... Подобно солнцу он жжет глаза и сердце , и никто на зем ле не может смотреть на него …”.

По отношению к подданным проводится политика принуж д ения и насилия , основная цель которой нагнетани е страха перед властью . Во всех десп отиях Древнег о Востока страх перед правителем соч е тался с безграничной верой и преданностью ему .

6. Для восточных деспотий характерна обществ е нно - государствен ая собственно сть , отсутствие рыночных отношений .

7. Личность на Востоке не имела собственной ценности . О соответствии с восточными представ ления ми : человек - это песчинка на берегу огромного океана вечности . От каждого ,


конкретного человека ничего не зависело . В государств е отсутствовали демократия и права че лове ка .

8. В таком обществ е развитие идет циклами . Его исторический путь графически мо жно изобразить в виде пружин ы , где каждый виток - это один цикл , в катором можно выделить 4 ст ад ии :

1) усиление централизованной власти и государства ;

 

2) кризис власт и ;

 

3) упадок власти и ослабление государства ;

 

4) социальн ая катастрофа : бунт народа , нашестви е иноземцев .

При таком медленном циклическом развитии обществ о имело богатейшую духовную жизнь , высокоразвитые науку , культуру . Имен но на Востоке возникают древнейшие си стемы письменности , зарождаются науки ( арифметик а , география , астрономия ), современные мировые религии ( буддизм , христианство , ис ла м ).

Восточн ы й тип цивилизации был шир о ко распространен в

 

Азии , Африке .