Исто рические исто чники . Методо логия .

История как наука . Ис т оричес к ое со знание .

 

История Росси и явля ется составной част ью мирового исторического процесса , поэтому своеобразие предлагаемого учебного курса , за ключае тс я в том , что отеч еств е нн ая история будет рассматр иваться в контек сте мировых событий . Такой подход способствует раскрытию целостной картины исторического пути России , наиболее глубокому пониманию своеобразия , места и роли нашей стр а ны в мировой цивилизации .

Изучени е любой науки начинается с определения понятий , которыми она оперирует . Пр ежде всего опре делим , что же такое история как наука и что она изучает . Известны й русски й историк В . О . Ключев ски й так писал об истори и как науке : " В научном язы к е слово " история " употребляется в двояком смы с ле : 1) как движение во времени , процесс и 2) как познание процесса . Поэт ому все , что совершает ся во времени , им ее т свою историю . Со держан ием истории , как отдельной науки , специальной от расли на уч ного знания ; служит исторический процесс , т . е . ход , условия и успехи человеческого общежи тия или жизнь человечест ва в ее развитии и результатах ". Таки м образом , если дать краткое определение , то история – эт о


наука , изучаю щая многообразие че лове чес к ого обществ а во времени и пространств е .

Изучени е многообрази я и многомерности человеческого обществ а способствовало тому , что сложились це л ы е отрасли исторических знаний : политическ ая история , история государства и права , гражданская история , археологи я , история культуры , му зыки , языка , литературы . Сфо р мировались вспомогательные исторические дисциплины , разрабатывающие общие вопросы методик и и техники исторических исследований : источниковедение ( общие приемы и методы изучения исторических источников ), палеография ( история письма ), геральдика ( гербы ), нумизматика ( монеты , мед али , ордена ), сфраги стика ( печати ), топонимика ( изучение названий , географических пунктов ) и др .

История одна из древнейших наук , ей около 2500 лег . Основоположником истории считает ся древнегреческий историк Геродот , живший в V в . до н . э . Он первым написал кни г у , которая так и на з ы в а л а с ь " История ”.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание . Исто рическо е сознание - это одна и ва жных сторон обществ е нного сознания . Под историческим сознанием в нау к е понимается сово купность представлений общества в целом и его отдельных социальных груп п о св оем пр ошлом и прошлом че л о ве че с т ва .

Каждый народ обладает определенным кругом исторических представ лен и й о своем происхождении , важней ших событиях своей истории , деятелях прошлого , о соотношении своей истории с историей други х народов .


Именно истори ческое сознание помогает данной общности людей осознать себя как народ , нацию на основе памяти о своем прошлом .

Национально - историческое сознание - это фактор , обеспеч ивающи й самосохранение народа . Если его разрушить , то данный народ останется не только без прошлого , без св оих исторических корней , но и без будущего . Не случайно , гитлеровские фаши сты в захвач енных ими городах прежде всего стреми лись разрушить и осквернить исторические памятники . Убить и с торическую память народа - значит убить сам наро д , превратить его в раба . История нередко становилась ар ено й политической борьбы , на которой п р отивоборствующие стороны стреми лись к дискредитации истории государст ва сво е го противн и ка . Д о статоч но дискредитировать прошлое , чт обы постави т ь под сомнение настоя щее .

Таким образом , наше прошлое тесно переплетается с настоя щим и будущим , поэтому к отечеств е нн ой истории надо относиться уважительно и бережно , укрепляя свое историческое сознание .