ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Программно-симфонические жанры

Увертюра, симфоническая поэма, фантазия, сюита, концерт, симфония — вот основные произведения, относя­щиеся к программной музыке. Отличительными чертами такой музыки являются последовательность сюжетного развития и способность вызывать зрительные ассоциации.

Произведения программной музыки — отличный материал для музыкального оформления спектакля, так как они богаты музыкальными образами всевозможных циональных и изобразительных оттенков. Музыкальные темы, отдельные интонации и аккорды, созвучия могут служить в музыкальном оформлении спектакля, как фо­ном действия, так и лейтмотивами героев пьесы — сло­вом, могут выполнять различные функции.

Для симфонической поэмы наиболее характерно лирико-философское начало, но, несмотря на это, она спо­собна отражать самые различные сюжеты и темы: фило­софские проблемы, исторические события, образы исто­рических личностей, мифологические сюжеты, картины природы, легенды, сюжеты, подсказанные живописью, образы художественной литературы.

Элементы изобразительности, иллюстративности наи­более ярко выражены в таких программных жанрах, как симфоническая картина и фантазия.

Симфоническая картина — в произведениях этого жанра изображается какое-либо одно событие, где главенствуют в основном колористические иллюстративные элементы или чисто пейзажный характер.

Сюита — произведение циклическое, состоящее из нескольких разнохарактерных частей, не обладающих единым драматургическим стержнем. Сюита представ­ляет собой жанр, раскрывающий широкий круг образов. Таковы симфонические сюиты «Шехерезада» Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Жар-птица» (сюита из балета) Стравинского и др. Много сюит написано специально к театральным постановкам.

Танец в драматическом театре имеет свои, только ему присущие особенности. Он отличен от танца в оперных и балетных постановках, у него другие цели и задачи, неразрывно связанные с содержанием и спецификой драматического спектакля. Не являясь основной формой сценического воплощения, танец всецело подчинен ре­жиссерской трактовке идеи и образа спектакля.

Тем не менее как сам танец, так и танцевальная му­зыка в драматическом театре нередко играют существен­ную роль, достаточно вспомнить «Горе от ума» Грибоедова, «Маскарад» Лермонтова, «Снегурочку» Островско­го, произведения Шекспира, Лопе де Бега, Мольера, Гольдони и других авторов.

Значение танцевальной музыки в современных спек­таклях не только не уменьшилось, а, наоборот, сущест­венно возросло, примером тому могут служить постав­ленные в различных театрах многочисленные музыкаль­ные комедии и мюзиклы, насыщенные разнообразными танцами и танцевальной музыкой.

Танцы и танцевальная музыка в драматическом спек­такле выполняют самые разнообразные функции. Так, через танец и пляску режиссер может более ярко пере­дать образ персонажа, черты его характера.

В танцах и плясках находит выражение душевное состояние человека: радостное или печальное, лирическое или празднично-торжественное. Кроме того, в них непо­средственно отражается быт и характерные черты, при­сущие данному народу. Все это в той или иной мере свой­ственно также и танцевальной музыке, включаемой в спектакль самостоятельно.

Отличительная черта каждого танцевального произ­ведения— характерный ритм, повторяемость типичной ритмической фигуры. Если сравнить «Камаринскую», мазурку, вальс, фокстрот, можно понять, сколь важен ритмический фактор для определения «лица» танцеваль­ной музыки. Именно четкий и определенный ритм такой музыки позволяет создать на сцене необходимый ритм действий, эмоционально воздействовать на зрителя и по­мочь исполнителю.

Определенность ритмики танцевальной музыки позво­ляет точно указать на характер действия за сценой.

При постановке пьес классического репертуара ре­жиссеры часто используют музыку к старинным западно­европейским танцам, таким, как павана, сарабанда, ча­кона, менуэт, гавот, и др.

Среди многих танцев (полонез, мазурка, галоп, поль­ка, кадриль), которые часто звучат в спектаклях, рисующих быт того или иного общества дореволюционной России, особое место занимает вальс, который получил повсеместное признание в XIX веке и до сего времени широко используется в спектаклях на современную тему.

Этот непринужденный, гибкий, полный искреннего чувства танец способен воплотить в себе разнообразные оттенки человеческих чувств от элегичности, нежности, грусти до патетики, возвышенности.

Такая многоплановость в выражении чувства дала возможность использовать вальс не только как вставной танцевальный номер, но и как характеристику героя пьесы, его лейтмотив, а иногда играть и большую драма­тическую роль.

Так, захватывающий, всепоглощающий вальс, напи­санный А. Хачатуряном к драме Лермонтова «Маска­рад», не только чутко передает колорит, ее романтиче­скую приподнятость, взволнованность, напряженность, но вместе с тем служит характеристикой натуры Арбе­нина, его мятежного духа, сильной волн.

В начале XX века появилось много новых бытовых танцев и танцевальных мелодий. Так, например, в спек­таклях, время действия которых первая четверть нашего века, нередко используют так называемое аргентинское танго. Его отличительная черта — медленный темп, чет­кий акцентированный ритм, скользящий шаг с останов­кой. Не надо забывать о многих других танцах, распрост­раненных в то время и могущих помочь воссоздать в спектакле соответствующую атмосферу. Большинство этих танцев американского происхождения — тустеп (два шага), уанстеп (один шаг), мексиканская румба и др. Большой популярностью в 20-е годы пользовался только что появившийся фокстрот, а также кэкуок (быст­рый остроритмический танец) и чарльстон.

В наше время некоторые из танцев того времени воз­рождаются вновь (чарльстон, фокстрот, танго), но видо­измененные, осовремененные в соответствии с характером быта. Так, танго и фокстрот сейчас имеют совсем иной характер, чем в 20-е годы, когда они исполнялись в нэпмановских салонах, кабачках и ресторанах.

В заключение следует сказать несколько слов о мар­шах. Этот жанр близок танцевальной музыке организа­цией звуков, ритмическими фигурами. Содержание и назначение маршей различно: торжественные, свадеб­ные, строевые, походные, похоронные, сказочные и т. д.

Как и всякая танцевальная музыка, марши помогают организовать ритм отдельной сцены, внося определенную окраску в действие, эмоционально воздействуя не только на зрителя, но и на самого исполнителя. Каждой эпохе свойственны свои марши, а характерные интонации, осо­бенности оркестровки позволяют определить их нацио­нальную принадлежность.

Таким образом, тематическое разнообразие, четко выраженная ритмика, а также временные и националь­ные различия маршей открывают перед режиссером разнообразные возможности творческого их использования при музыкальном оформлении спектакля. Примеров, иллюстрирующих использование различных маршей в спектаклях с той или иной целью и задачей, каждый может вспомнить достаточно.