Вальсы Фридерика Шопена

Венский вальс. Отец и сын Штраусы

Вальс

Tрехдольные танцы 19 века

 

Вальс— один из самых популярных танцев XIX века. Это трёхдольный, довольно быстрый и в то же время плавный, как бы летящий танец. Вальс легко узнаётся по фактурной формулеаккомпанемента: бас и два аккорда по четвертям в размере 34.

 

Предшественником вальса был лендлернеторопливый трёхдольный немецкий и австрийский танец. Многочислен­ные немецкие танцы Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шубер­та — это и есть лендлеры. Мелодия в этих танцах очень про­стая, часто движется по звукам трезвучия ровными восьмыми нотами.

 

Вальспоявился в самом конце XVIII века.По сравнению с неторопливым, тяжеловатым лендлером он бо­лее подвижный и лёгкий. От своих предшественников он пе­ренял фактурную формулу аккомпанемента. Но если в ак­компанементе лендлера акцентируются все три четверти, то в вальсе акцент падает только на первую долю, а два аккорда исполняются очень легко. Мелодия вальса становится всё более «полётной». В валь­сах конца XIX века ритм мелодии почти никогда не совпадает с ритмом аккомпанемента. А часто мелодии вальсов начинаются из-за такта. Это так­же усиливает ощущение «полёта».

Много вальсов написал австрийский композитор Франц Шуберт, живший в Вене в начале XIX ве­ка, как раз тогда, когда вальс только-только начинал входить в моду. На «шубертиадах»— вечерах, где собирались друзья Шуберта, — часто устраивали танцы. Сам Шуберт обычно не танцевал, а сидел за фортепиано и импровизировал вальсы, польки, экосезы. Особенно удачные, запомнившиеся импро­визации он потом записывал. Так появилось почти 300 вальсов – фортепианных миниатюр, предназначенных для домашнего музицирования или исполнения в небольших салонах.

В то время были в моде «большие вальсы» - цепочки вальсов, состоящие из большого количества разных маленьких вальсов, идущих без перерыва. Сначала «цепочки» вальсов составлялись произвольно, как попалоВ 20-х годах XIX века появ­ляется новая разновидность большого вальса — венский вальс, который имеет более строгую форму: количество «звеньев» ограничено пятью, все они звучат в одной тональности, начинается музыка вступлением, заканчивается неболь­шим заключительным разделом —кодой.

Придумали эту форму два венских музыканта — Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. Штраус, работавший вместе с Ланнером, — это Иоганн Штраус-отец. У него было двасына-музыканта: Йозеф и Иоганн. Начиная с 40-х годов ХIХ века слава Иоганна Штра­уса-сына затмевает славу Штрауса-отца.

В своих вальсах для симфонического оркестра Иоганн Штраус-сын использует пятичастную форму, излюбленную отцом. Но при этом его вальсы превращаются в развёрнутые музыкальные поэмы. Многим вальсам композитор дал поэтичные названия: «На прекрас­ном голубом Дунае», «Сказки Венского леса». Сначала Штраус, как и отец, писал вальсы для танцев, по многие его вальсы «переросли» танцевальную музыку. В творчестве Штрауса вальс превращается в концертную пьесу.

 

 

Вальсыпольского композитораШопена (их 18) — это ли­рические миниатюры, рассказывающие о переживаниях человеческой души. Среди вальсов Шопена есть блестящие, виртуозные произведения По форме вальсы Шопена немного напоми­нают венские вальсы Штраусов: они тоже состоят из несколь­ких разделов. Но если в венских вальсах в каждом разделе звучит новая музыка, то у Шопена музыка первого раздела периодически возвращается, образуя форму рондо. В одном из последних вальсов, знаменитом Вальсе до-диез минор, соединились и блестяще-виртуозные, и лирические черты шопеновских вальсов:

 

Так же, как некогда сарабанда стала «знаком» трагедии, а марш — «знаком» энергии, решительности, вальс становится не просто танцем, а «знаком» глубоко личных, лирических переживаний.

«Вальс-фантазия» для симфонического оркестраМ.И. Глинки– лирическая поэма в форме рондо.

Вальс можно встретить даже в симфониях.Так в 18 веке обязательной частью симфонии был менуэт, в 19 веке Бетховен заменил его скерцо (итальянское scherzo по-русски «шутка»), а иногда композиторы вместо скерцо использовали вальс. Вальсы есть в симфониях Чайковского.