Военные духовые оркестры

Музыка и движение

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ

Как и почему появилась музыка? Точного ответа на этот вопрос нет, но есть множество догадок и теорий. Не­которые считают, что сначала люди освоили ритми использовали разные ритмы как сигналы, которые выстукивали на громких ударных инструментах. Звук барабана долетал до соседней деревни, а там его подхватывали и передавали дальше. У некоторых африканских племён до сих пор действует таком своеобразный «барабанный телеграф» с очень сложным и хитроумным ритмическим «языком». Между прочим, в ХX веке этим принципом воспользовался американский изобретатель Сэмюэл Морзедля создания своей знаменитой телеграфном азбуки.

Так или иначе, но ритм — один из самых древних элементов музыкального языка, если не самый-самый древний.

Люди давно заметили, что чёткий ритм организуетдвиже­ния и облегчает тяжёлую работу. Из ритмичных выкриков родились трудовые песни. Например, песня волжских бурлаков «Эй, ухнем». Эту песню любил великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин.В его исполнении она получила широкую извест­ность.

Много километров подряд приходится шагать солдатам на службе. Но вот раздаётся команда: «За-пе-вай!» — и запевала затягивает бодрую песню-марш. Идти становится легче и ве­селее. Под музыку все идут в ногу, организованно,и устают примерно одинаково.

Ритм не только облегчает движения онсоздаёт опреде­лённое настроение. С древних времён люди выражают свои настроения через ритмические движения под музыку — танец. В танцах всегда принимает участие сразу много людей. И опять музыка играет роль организаторатанцевальных дви­жений.

Танец, марш, трудовая песня — всеэти жанрыобъединяет одно общее свойство: они организуют движение.А значит, самыми важными средствами выразительности в них будут ритм, а ещё — темп. Ведь одни и те же ритмич­ные движения можно делать с разной скоростью, то есть в разном темпе.

Все эти признаки по отдельности могут встретиться в любой музыке, не обязательно в марше. Но, собранные все вместе, они обязательно придадут музыке характер марша.

Ещё в глубокой древности воины в походах взбадривали себя энергичными песнями.В XIV—XV веках в европейских армиях была введена обязательная ходьба в ногу. Это потре­бовало специального музыкального сопровождения. Вначале таким сопровождением могла быть любая известная солдатская песня,сыгранная, например, на флейтепод ритмичный аккомпанемент барабана.А вскоре стали писать и специаль­ную музыку для строевой ходьбы — марши.Играли марши на любых инструментах, которые можно было раздобыть в полку. В основном это были духовые инструменты,самые удобные: ведь играя на них, можно и маршировать.

 

 

 

Особые военные оркестрыпоявились позже, в XVI—XVII веках. Основу этих оркестров составляли мед­ные духовые инструменты.Почему медные? Ведь деревян­ные духовые — флейта, гобой или кларнет — гораздо удобнее, они не такие громоздкие и тяжёлые, маршировать с ними несравненно легче. Кроме того, уже в те времена деревянные духовые умели играть все звуки, а медные — только некоторые.

Однако звонкие, сверкающие тембры медных духовых инструментов лучше других могут поднять бодрость духа, создать атмосферу праздника. И в праздничных церемониях военные оркестры оказались незаменимы. А чтобы удобнее было играть в строю или на торжественном параде, были сконструированы специ­альные инструменты для военных оркестров

Основные инструменты военного духового оркестра:

1. корнет-а-пистон -использует­ся вместо трубы.Он очень похож на трубу и по виду, и по звуку, но может играть такие виртуозные пасса­жи, которые вполне доступны скрип­кам, но недоступны трубе.