Поздняя геометрика

Эпоха геометрики

Характеристика периодов.

Ахейско-минойское искусство

Периодизация истории и культуры Древней Греции.

Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи.

 

Периодизация древнегреческого искусства

предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) — ХХХ в. до н.э. — XII в. до н.э.

1.Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э. 1.Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.

2.Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.

3.Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.

2.Архаический период — VII в. до н.э.— нач. V в. до н.э. 1.Ранняя архаика — нач. VII в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.

2.Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.

3.Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.

3.Классический период — V в. до н.э.— сер. IV в. до н.э. 1.Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.

2.Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.

3.Поздняя классика — IV в. до н.э.

4.Эллинистический период — сер. IV в. до н.э. — I в. до н.э.

 

Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725-700 гг. до н.э., Лувр

 

Эпоха получила название по виду вазописи.

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.

В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставленно на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

Храм Аполлона Карнейского на о.Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.

Храм Артемиды Орфии в Спарте.

Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

 

 

 

Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н.э. Лувр

 

Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

 

Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле

стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.