Принятие Христианства Русью и исторические последствия этого события.

Основные этапы истории Древней Руси. Соц.-эк. и политический строй Киевской Руси.

Древнерусское государство возникло с момента объединения Киева и Новгорода под властью Олега. Условные даты – 882 - 912 год (начало княжения). Олег подчинил большинство вост.племен, начал укрепление границы с кочевниками, добился успехов во внешней политике, заключив договор с Византией. После смерти Олега власть перешла к сыну Рюрика Игорю. Основная функция киевских князей заключалась в сборе дани (полюдья). Сбор дани вначале не был регламентирован, что ело к злоупотреблениям. В 945 году Игорь был убит из-за попытки вторично собрать дань. После него править стала вдова Ольга, которая отомстила за мужа, но затем регламентировала сбор дани, установив размеры (уроки) и места сбора (погосты).

Князь правил, опираясь на дружину, которые являлись вассалами князей. Князь советовался с дружиной, которая могла и отказаться от участия в мероприятии, которое считала ненужным. Дружина делилась на старшую (бояре) и младшую (гридей).

Большую часть населения составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Община у славян называлась вервью и в 10-11 вв. была уже не родовой, а соседской. Участки земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение было еще не развито. Выделялось несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь; закупы; рядовичи;смерды. Законодательство Руси устанавливало штраф за убийство зависмого человека – 5 гривен, свободного-40, книжеского приближенного – 80 гривен. Система штрафов-новшество, говорившее о постепенном усилении государственности.

Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.

Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.

 

 

До принятия христианства восточные славяне были язычниками. У славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах приносились жертвы идолам. Но особенность славянского язычества в том, что ни один бог не являлся главным.

В 986 году была проведена первая религиозная реформа. С возникновением государства потребовался главный бог. Как князь был главным властителем на земле, так и бог должен был быть главным властителем на небе. Нужно было заменить разрозненные языческие культы единой религией. Также нужно было укрепить язычество перед лицом христианства. Главным богом был провозглашен Перун, были установлены идолы 6 богов. Но реформа не удалась, население не могла свыкнуться с новым восприятием старых богов. Потребовалась принципиально новая религия.

Крещение Руси было связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Крещение Владимира Святославовича и его приближенных было совершено в Херсонесе в 988 г. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.

Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились, заключались династические браки. Христианство повлияло на мораль и нравы. Церковь запретила жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство, общество познакомилось с понятием греха. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской-иконопись, фреска, мозаика, возведение куполов, камнерезное дело. Правосл. церковь строила храмы и монастыри. С Христианством пришла письменность на славянском языке, созданная Кириллом и Мефодием.