Западное христианство во время падения.

Франкская монархия Каролингов.

 

Майордомы Австразии из дома Пипинидов став правителями объединенного Франкского государства положили начало новой династии по имени Карла Великого – Каролингов. Каролинги правили Франкским государством с конца 7в. в качестве майордомов при “ленивых королях”, затем с 751г. в качестве королей. Ускорился рост крупной земельной собственности за счет расслоения внутри общины, там где она сохранилась, свободные крестьяне постепенно превращались в поземельных, а затем в лично завсисимых. Разорению крестьян способствовали внутренние и внешние войны (военные повинности). Крестьянская земля становится господской, чаще всего передавалась опять крестьянам в пользование за оброк или барщину. К началу 8в. во Франкском государстве сложились 2 враждебных друг другу социальных слоя: крупных землевладельцев и зависимых крестьян. Сдвиги в социальной структуре определили политику преемника Пипина Геристальского – майордома Карла Мартела, начал свое правление с усмирения смут в королевстве.

Деление общества на 2 класса нуждалось в юридическом закреплении сословной неполноправности. Поскольку большая часть крестьян не имела средств для службы в ополчении, встал вопрос о реорганизации военных сил. Предпосылки бенефицианской реформы Карла Мартела. Сущность в том, что вместо дарений земли в полную собственность после реформы получала распространение система пожалований земли в условную феодальную собственность в виде бенефиция – бенефиций жаловался в пожизненное пользование за определенные услуги (чаще военные), после смерти возвращался. В течение 9-10в.в. приобрел черты феода. Реформа имела ряд важных социальных последствий: укрепился слой мелких и средних феодалов, укрепило феодальную щемельную собственность и крестьянскую зависимость, создались поземельные связи между жалователем и бенефициарием (верность и покровительство).

Политические цели: заменив алодиальные пожалования истощившие земельный фонд, король бенефициями привязал бунтующих крупных феодалов к трону. Реформа сначала усилила центральную власть. Сын Карла Мартела Пипн Короткий (741-768) помирился с церковью (отдал земли отобранные по секуляризации). В 751г. провозглашен королем франков. При сыне Карле Великом (768-814) наивысший расцвет. В 774г. поход в Италию, сверг Дезидерия и присоединил Лангобардское королевство. Войны с Испанией, Саксонией с 772 по 802г.г. Папа Лев 3 в 800г. в Риме венчал его императорской короной. Так на Западе возникла новая империя, что вызвало конфликт между Карлом и Византией. Чтобы держать крестьян в повиновении феодалу нужна сильная центральная власть. 2 раза в год собирались совещания, контроль за организацией местного управления осуществлялся через государственных посланцев. Провел военную реформу: служить могли только зажиточные землевладельцы. Однако за внутренней централизацией скрывалась внутренняя слабость – созданная путем завоевания. Удержать завоеванные народы становилось все труднее.


 

Христианство представляло собой уже не полисную, а мировую религию. Распространению христианства способствовало и то обстоятельство, что оно предлагало своим сторонникам не только мировоззрение, но и сплоченную церковную организацию. Своим влиянием и богатством христианская община противостояла государству и его идеологии. Гонения сплотили христиан. Убедившись в тщетности сломить христианскую церковь, преемники Диокитиана прекратили преследования. В 313г. императоры Лициний и Константин сами оставались язычниками; издали знаменитый медиоланский (Миланский) эдикт, который предоставлял христианам свободу вероисповедания. Церковь откликнулась и уже в 314г. епископы Галии призывали не уклоняться от военной обязанности и гражданской деятельности, в 323 христианин стал консулом и очень скоро церковная организация оказалась подключенной к системе гос. управления. Со своей стороны императоры оказывали церкви поддержку. Сам Константин принял крещение лишь на смертном одре в 337, но его преемники были уже христианами, а в 381 христианство было провозглашено государственной религией и началось преследование уже язычников. Подлинная христианизация Европы произошла уже в эпоху средневековья, отражая общий процесс становления феодализма.