Способность фантазии и воображения у актера должна быть сильной и яркой.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Скульптура(8ч).

Графика (8 ч).

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Материалы и принадлежности для работы в графике: фломастеры, гелевые стержни, уголь, сангина, мелки.

Дидактические игры и упражнения на освоение технических приемов работы в графике, развитие воображения. Передача плановости при изображении пространства путем загораживания: «Праздничный стол», «Красивая посуда», «Натюрморт», «В лесу», «Фантастические деревья», «На улице». Использование графических средств выразительности при создании ассоциативной композиции. Ритм как средство организации композиции. «Царство Флоры и Фауны», «Мир животных», «Я рисую насекомых», «Птицы весной».

 

Особенности создания образа в скульптуре (лепке). Освоение способов лепки. Лепка из целого куска способом вытягивания: «Кто в лесу живет?», «Птичье царство», «Космонавты». Декоративная лепка, рельеф, контррельеф: «Волшебная птица», «Сказочный цветок», «Папараць-кветка», «Фантастическое животное». Жгутовый способ лепки посуды. Украшение способом налепа, тиснения, гравировки: «Посуда для Золушки», «Белорусская свистулька», «Чаша для богатыря».

 

Основные требования к знаниям, умениям учащихся 4класса:

К концу учебного года учащиеся должны

знать:

– особенности работы художника-графика, живописца, скульптора;

– материалы и технические приемы работы в графике, живописи, скульптуре;

– некоторых художников и их произведения (живопись, графика, скульптура);

уметь:

– применять технические приемы работы живописными, графическими, скульптурными материалами;

– работать индивидуально и коллективно при выполнении итоговой композиции.


1. Лазука Б. Гiсторыя мастацтваў. - Мн., 1996.

2. Луканский Э.П. Первый шаг в творчество. – Мн., 1985.

3. Копцева Т.А. Изобразительное искусство и мир интересов человека: Пособие для учителя. М.: МЦХК и О, 1994. - 140 с

4. Копцева Т.А. Природа и художник. - М.: МЦХК и О, 1999 -233 с.

5. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. - М.: Наука, 1990.-465 с.

6. ПогосоваН.М. Цветовой игротренинг.- СПб.: Речь, 2005. – 152 с.

7. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство: Пособие для учителя. - М.: ИНТОР, 1995. - 47 с.

8. Сахута Я. Беларуская народная цацка.- Мн., 1991.

9. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика). - М.: Наука, 1998. - 485 с.

10. Современный мир и эстетическое развитие человека. - СПб.: Речь, 1993.-229 с.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Академия, 2005. - 348 с.

12. Чернышев О.В. Формальная композиция. Мн., 1999.

13. Эстетическое воспитание школьников: Программы кружковой и факультативной деятельности / Под ред. О.П.Котиковой. – Мн., 1998.

 

Актер должен развивать свое воображение. Не насиловать воображение, а увлекать его своим вымыслом, зрительным рядом видений.

«Стоило вам увидеть внутренним взором, - говорил Станиславский, - знакомую обстановку, почувствовать ее настроение, и тотчас в вас ожили знакомые мысли, связанные с местом действия. От мыслей родилось чувство и переживание, а за ними и внутренние позывы к действию». «Нам нужна непрерывная линия не простых, а иллюстрированных предлагаемых обстоятельств».

Воображать, фантазировать – это прежде всего означает видеть внутренним взором то, о чем думаешь.

 

Г.А.Товстоногов «Зеркало сцены»:

 

Но само воображение не может существовать без постоянных жизненных наблюдений, которые являются для него топливом, необходимым для того, чтобы началось горение. Вот почему режиссеру и актеру нужно изучать жизнь, и не просто изучать, а научиться связывать запас жизненных впечатлений с особенностями творческого воображения. Можно представить человека, который многое видел, прожил богатую жизнь, а в приложении к искусству его знания не дают никакого результата, потому что его воображение вялое, пассивное.

Необходимо тренировать воображение в нужном направлении. В работе над спектаклем оно подбросит вам точные и нужные ассоциации, которые были у вас «в запасе». Но, чтобы научиться «видеть», художник должен отвлечься от утилитарного восприятия мира и развивать свое воображение в направлении, которое обычному человеку ни к чему, а для актера и режиссера очень важно.

Вы едете, скажем, по Военно-грузинской дороге. Автобус испортился. Два часа его чинят, и вы вышли из него. «Какой красивый вид!» - скажет один. Другой зевнет и обронит : «Горы и горы». А третий представит себе живого Лермонтова и то, как возникло у поэта стихотворение «Кавказ». Ассоциации работают по-разному: для одного это только красивый вид, для второго – нагромождение камней, для третьего – повод для проникновения в душу человека, стремление узнать, как и откуда возникло большое произведение искусства.

Человек отбирает то, что ему практически нужно, а художник должен вырваться из обычной обстановки, преодолеть практическую инерцию.

Если у вас накоплено много жизненных наблюдений, мыслей, то на какой-то репетиции у вас совершенно непроизвольно возникнет та или иная ассоциация, которая вам именно здесь предельно необходима.

Самое трудное в нашей профессии – перевести язык эмоций и чувств на язык действия. Этот процесс может осуществиться тогда, когда ваше воображение натренированно.

 

Воображение должно быть:

1. активным, то есть должно активно толкать актера на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству;

2. логичным и последовательным

3. нужна ясность цели, интересное задание, чтобы не мечтать ради самого мечтания – «без руля и без ветрил»

 

Основными помощниками для активизации нашего воображения являются «если бы» и предлагаемые обстоятельства.

Станиславский говорит: «Если бы является для артистов рычагом, переводящим нас из реальной плоскости в плоскость воображения, в которой только и может происходить творчество». Если бы начинают творчество, а продолжают его предлагаемые обстоятельства. «Одно без других не может существовать и получать необходимую возбудительную силу – говорит Станиславский, - Если бы дает толчок дремлющему воображению, а предлагаемые обстоятельства делают обоснованным само «если бы».

Огромное значение предлагаемых обстоятельств в творчестве актера можно проиллюстрировать на простом примере: одно и то же физическое действие совершить в разных предлагаемых обстоятельствах.

 

Итак, сценическое воображение – важнейший элемент артистической техники.

Оно должно быть натренированным, т.е. активным, целенаправленным, логичным и последовательным и подвижным.