Устав об оренбурских казахах 1824г.

Государство Найманов и Кереитов(10-нач 12 вв)

Караханидское гос-во(942-1210 гг.)

Родоначальник караханидов-Сатук богра хан(915-955),ко орый в 942 году сверг правителя

Карлуков в Баласагуне объявил себя верховным каганом

АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Хан-правитель

Илак,тегин-правители уделов.

В отличие от других государств,военное правление было отделено от административного.

Икта-право сбор налогов,сборщик-иктадар.Хан давал право своим приближённым и родственникам право на сбор налога с к-л нас.пункта

В 960 г. При Муса-хане,сыне Сату бограхана ислам объявлен государственной религией.Мусульманская религия вытеснила древнетюркскую руническую письменностьи способствовала сложении. Новой тюрк.письменности на основе арабской графики.Появилась мусульманская литература на тюрк.языке.Авторы-Кашгари,Баласагуни

Территория:Маверранахр,Кашгар,Семиречье.Столица-Баласагун.

В конце 30 гг. государство распалось а 2 части:

Западное ханство-Маверанахр вплоть до Ходжкента.Стоолица-Бухара,позднее-Самарканд.Верховный правитель-Ибрахим Тамгаш Богра хан.

Восточное ханство-7-речье,Кашгар.Города-Тараз,Испиджаб,Шаш,Фергана.Столица-Баласагун.Верховнный правитель-Арслан Сулейман хан.В 11 веке граница между двумя ханствами проходила по Сырдарье.

НАЙМАНЫ

Образование.Первоначальнов 8 в. Племена найманов занимали земли в междуречье Орхона и верхнего Иртыша(зап.Монголия),а с 10 века они оформились как самостоятельное политическое образование-улус.

Хан-титул правителя Н. и К.

Ханская ставка ведалаханским имуществом и армией хана.Основа войска-десятичная система.В государстве найманов и кереитов действовало ОБЫЧНОЕ ПРАВО,в условиях кочевого быта по существу носившее характер законов.

Герби-сборщики налогов

В 1007 году Н. и К. приняли христианство несторианского толка.

Распространено делопроизводство на уйгурском алфавите.Документы скреплялись печатью хана

КЕРЕИТЫ

Первые сведения о них встречаются письменных источника 10 века,основные сведения о них-в «Сокровенном сказании монголов».Первоначально кереиты жили в Вост.Монголии

Во второй половине 12 века улус кереитов простирался от реки Селенги до реки Хуанхэ,от гор Хангай до озера Халкин-гол.

Имели две столицы:Северная-г.Хатун-Балык на Орхоне,Южная-севернее излучины Хуанхэ.

Найманы и кереиты впервые появились на исторической аренеоколо середины 13 века.Найманы огда были известны под названием «сегиз-огуз»,союз восьми племён и находились под властью Уйгурского каганата.После 840 годаначинается процесс складывания конфедерации кочевников центральной Азии,известных в источниках под собирательным названием «ЦЗУБУ»-кочевники.Северными цзубу называли кереитов,южными-найманов.В это время нйманами правили ханы Наркыш-Таян,и Эниат хан.Правитель всех цзубу носил титул «далай хан».В конце 9-нач. 10 вв. обострились отношения с китайскай империей ляо,центр которой находился в Северном Китае.Ожесточённые столкновения и гибель в 984 году далай-хана привели к поражению цзубу,Правители кочевников,ища способы укрепления свой властиобращаются к одной из мировых религий-христианству-в его несторианской форме.Около 1007 и 1008 года хан кереитов направляет посольство мервскому метрополиту и вместе со своим народом принимает христианство,взяв имя Маргуз(Маркус-Марк).Вместе с кереитами христианами становятся онгуты,часть монгольских племён.Усилевшееся и объединившееся государство цзубу стало серьёзным противником Ляо.Кидани вынуждены признать хана Уба(Увар) ханом всех кочевников.В 1069 году цзубу нанесли поражение войскам Ляо,однако в конце 11 века степное государство вновь ослабело.Очередная война была развязана в 1092 году и в её итоге хан Маргуз2 был захвачен в плен и казнён.Кереиты и найманы были включены в став империи Ляо.

14.Города средневекового Казахстана.Великий Шёлковый путь,его роль в развитии экономики и культуры региона

ВШП-трансконтинентальный путь древности и средневекоья между востоком и западом,начал функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины 2 века до н.э. существовала вплоть до 14 века до открытия морских путей.

Начиная 3-2 тысячелетием до н.э. существовали отдельные участки ВШП:

ЛАЗУРИТОВЫЙ ПУТЬ-соединял среднюю Азию и средний Восток со Средиземноморьем и Индией.НЕФРИТОВЫЙ ПУТЬ-связывал Восточный Туркестан с Китаем.СТЕПНОЙ ПУТЬ-(середина 1 тыс. до н.э.)-из Причерноморья к берегам Дона,затем в земли сарматов в Южное приуралье,дальше в страну аргипеев ,населявших район верхнего Иртыша и оз.Зайсан(сведения Геродота)

ВШП проходил пл южному Кзт,7-речью и разделялся на 4 направления:Направления с запада на восток,Илийское направление,Европейское направление,Направления,ведущие в центральный и восточный Кзт(Сарысуйский путь(из Отрара к Иртышу и Ишиму),Хан жол(из Тараза к берегам реки Атасу),Северо-илийский путь(от Чингельды к берегам Балхаша)

КРУПНЫЕ ГОРОДА НА ВШП:

Испиджаб-китайцы называли городом на белой реке.Здешние купцыимели свои фактории в Багдаде,Мерве,Балха.Джувикат-в Талсской долине.Здесь в 568г.тюркский каган Дизабул заключил с византийским правителем Юстинианом2 договор о торговле и сотрудничестве.Джамукат-рядом с Таразом,основан согдийцами из Бухары.Кулан-городок на границе тюрков и Маверанахра.Екиогуз-в долине реки Коксу.Современная Дунгановка.Здесь были иранские купцы.Коялык-долина р.Каратал,столица карлуков.Отрар(Шабгар)-узел многих караванных путей.

По ВШП распространялись религии:буддизм,христианство,манихейство,зороастризм,ислам

Распространение театрального,циркового искусства,живописи итд

15.Жизнь и деятельность великих учёных и мыслителей:Аль-Фараби,Юсуфа Баласагуни,Махмуда Кашгари,Ходжа Ахеда Яссауи

АБУ НАСЫР АЛЬ ФАРАБИ(870-950)-учёный-энциклопедист.Родился в городе Весидж,входившем в округ Фараб(Отрар) в семье тюркского военачальника.Первоначальное образование он получил в родном Отраре,продолжал обучение в Бухаре,Шаше,Самарканде и умер в Дамаске.Сочинил около 50 научных трудов: «Энциклопедия наук»,»О происхождении наук»,в основном труды по философии.Основатель арабской философии,изучал и развивал идеи древнегреческих философов:Аристотеля,Пифагора,Птолемея,Евклида,на востоке его называли «Второй учитель».Разделял науки на практические и теоретические

Юсуф Баласагуни(11 век)-в 1069 году написал поэму «Кудатгу билик»(Знание,приносящее счастье)памятник светской литературы тюркоязычных народов Кзт.Поэма написана Сатук-Богра хану.Общий объём произведения:85 глав и 13 тыс.двустиший.Сохранились три рукописи поэмы:ВЕНСКАЯ(ГЕРАТСКАЯ)-написана иранским письмом,НАМАНГАНСКАЯ-арабским письмом.Основная мысль-призыв к соблюдение закона в союзе с разумом,счастьем,праведной жизнью.

ХОДЖА АХМЕД ЯССАУИ-(12в.)родился в Сайраме и жил в Туркестане.Был проповедником суфийского направления мусульманской религии.Сочинил сборник стихо»Диуан-и-Хикмет»(Книга премудрости) на тюркском языке.В нём проповедуется любовь к Всевышнему,смирение и аскетизм.В честь него в 14 веке по приказу Эмира Тимура построен Мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане.

МАХМУД КАШГАРИ(11 ВЕК)-родился в городе Барысхан на берегу Иссык-Куля,потом переселился в Кашгар.В 1072-4 году после многолетних путешествий составил на арабском языке «ДИУАНИ-ЛУГАТ-АТ-ТЮРК»(словарь тюркских наречий)-энциклопедия тюркских народов о истории быта,нрава,языкабольшой вклад в историю языкознания.Эот большой 3-хтомный труд содержит богатый материал об истории тюрков 11 века:о материальной культуре,этнонимах,родовом делении)

Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет». Он родился в Испиджабе (Сайрам) в кон.11 в. Большую часть жизни провел в Яссы (Туркестан). В Испиджабе он учился у имама Арыстан баба. Продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани (проповедник суфизма). Умер в 1167 г. «Диван-и Хикмет» - сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций: 1) шариата – законы, традиции, обряды; 2) тарихата – идея суфизма; 3) хакихата – приближение объединения с богом; 4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани (Хаким ата).

Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г. В семье военачальника. Увлекался науками, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания. Это вызвало зависть ученых-богословов, поэтому он переехал в Хорасан. Последние годы жизни провел в Аллепо и Дамаске. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона.

Махмуд Кашгари – лингвист, географ, автор «Диуани лугат ат-тюрк» (энциклопедия тюркских народов о культуре, быте, языке, этнонимах и топонимах, титулах, названиях пищи, астрономии, народном календаре, растениях, названиях месяцев и дней, городах, болезнях и лекарствах, металлах и минералах, военной, спортивной и административной терминологии, детских играх и забавах). Он родился в Барсхане, на берегу Иссык-куля.

Юсуф Баласагуни воспитывался при дворце, побывал во всех крупных научно-литературных центрах государства Караханидов. Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом.

Ахмед Иугнеки. Его единственная книга «Хибат ул-Хакайк» («подарок истины»). Родился в конце 12 в. Изучал богословие и арабский и персидский языки. Основные мысли его книги – польза знания, основы морали и человечности. В ней отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана

 

16.Образование монгольского государства при Чингисхане. Начало завоеваний Казахстана и Средней Азии. Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена,к середине 12 века они продвинулись на запад,оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша наймано и кыпчаков.С этого времени монголы располагались на территории от Байкала,верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. В течение 20 лет сын предводителя монгольского племени рода киятов-борджигинов Есугей-бахадура- Темучин (1155-1227) в жесткой борьбе подчинил себе разрозненные племена Алтая,и в 1206 году на курултае монгольской знати ,проходившем на берегу р.Орхон и Керулен,было объявлено об образовании Монгольского государства, и Темучин был провозглашен верховным правителем-Чингиз ханом. Столица-Каракорум.Таким образом,в начале 13 века в Центральной Азии образовалось новое монгольское военно-феодальное государство. После громких побед, одержанных в Центральной Азии, монгольская знать устремила свои помыслы на завоевание Восточного Туркестана, Средней Азии и Казахстана. Монгольское государство отделяло от империи Хорезмшахов буферное владение, во главе которого стоял Кучлук-хан. В 1218 г. монголы снарядили в Среднюю Азию крупный торговый караван, везший много дорогих товаров и даров. Однако по прибытии в пограничный город Отрар караван был разграблен и перебит. Это стало удобным предлогом для организации грандиозного похода монгольской рати. Осенью 1219 г. Чингис-хан двинул свое войско с берегов Иртыша на запад. В том же году оно вторглось в Мавераннахр. Громадная рать Чингис-хана достигла осенью 1219 г. Отрара и после пятимесячной осады захватила его (1220 г.). Отсюда монголы двинулись вперед по трем направлениям. Один из отрядов под командованием Джучи-хана отправился для захвата городов в низовьях Сырдарьи. Второй отряд двинулся на покорение Ходжента, Бенакета и других пунктов Мавераннахра. Главные силы монголов под водительством самого Чингис-хана и его младшего сына, Тулуя, направились к Бухаре. Монгольское войско словно огненный смерч обрушилось на города и селения Казахстана и Средней Азии. Повсюду они встречали отпор со стороны простых крестьян, ремесленников, пастухов. Героическое сопротивление чужеземцам оказало население Ходжента во главе с эмиром Тимур Маликом. В начале 1220 г. после непродолжительной осады Чингис-хан взял, разрушил и сжег Бухару. Большинство горожан, за исключением перешедшей на сторону завоевателей местной знати и части взятых в плен ремесленников, было перебито. Случайно уцелевшие от резни жители были мобилизованы в ополчения для ведения осадных работ.

В марте 1220 г. орды Чингис-хана появились у Самарканда, где был сосредоточен сильный гарнизон хорезмшаха. Однако город был взят, разрушен и дочиста ограблен. В конце 1220 - начале 1221 г. Чингис-хан направил своих полководцев на завоевание Хорезма. В начале 1221 г. армия Чингис-хана под командованием царевичей Джучи, Угедея и Чагатая овладела почти всей левобер.ежной частью низовьев Амударьи. Монгольские отряды приступили к осаде Ургенча, взятию которого придавалось особое значение Чингис-ханом. Блокада города в течение шести месяцев не дала никаких результатов. Только после штурма Ургенч был захвачен, разрушен, а его остатки затоплены водами Амударьи (апрель 1221 г.). В октябре 1224 г. основной контингент армии Чингис-хана переправился через Амударью и двинулся в Монголию. Одной из важных причин ее ухода в Центральную Азию было восстание жителей Тангута. Таким образом, в 1219-1224 годах,в результате завоевательной политики монголовтерритория Казахстана вошла в состав монгольской империи.

Восточный дешт-кипчак и Жетысу в составе монгольских улусов. Территория современного Казахстана в полном соответствии с улусной системой была разделена между сыновьями Чингис-хана. По существу, весь Восточный Дешт-и Кипчак вошел в состав улуса старшего сына — Джучи; Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями. Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию

17.

Этнопологическая история золотой орды.Монгольские завоевания охватили в XIII в. огромную территорию Евразии. Покорение Восточной Европы возглавил Батый. В итоге европейских походов Батыя, которые длились с 1236 г. по 1242 г., образована Золотой Орды территория простиралась от Алтайских гор до Дуная. Основанное Батыем государство Золотая Орда в письменных источниках называлось Улусом Джучи. В низовьях Волги располагалась столица Орды, город Сарай-Багу. Это было первое крупное государство, созданное на месте улуса Джучи. В итоге европейских военных компаний Батыя народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от Золотой Орды и выплачивали дань. В Золотой Орде управлением местного населения, военным надзором и сбором налогов занимались баскаки. Создатель Золотой Орды хан Батый управлял государством в 1227-1255 гг. Русские летописи пишут, что в целях улучшения экономики государства Батый особое внимание уделял развитию городов.В период правления хана Берке Золотая Орда становится независимой от Монгольской империи. Для укрепления связи с мусульманскими странами при Берке хане распространяется ислам. При нем укрепляется связь, и развиваются дружественные отношения с султаном Египета Бейбарсом. В конце XIII в. укреплению военно-экономических отношений Золотой Орды с Египтом препятствовала Византия, что послужило причиной военной компании Золотой Орды против Византии. Результатом похода Золотой Орды прогив Византии в 1271 году, явилось подписание мирного договора и расширение торговых отношений Золотой Орды с городами Средиземноморья. Золотая Орда достигла своего наибольшего могущества в первой половине XIV в. в период правления Узбека и Джанибека. Ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды б 1312г. при хане Узбеке. Упадок Золотой Орды как следствие усиления междусобных распрей наблюдается во второй половине XIV в. воспользовавшись поражением Мамая на Куликовом поле, власть в Золотой Орде в 1380 г. захватил хан Тохтамыш. Золотая Орда распалась на отдельные государства в середине XV в. Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство являлось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался курултай – общее собрание знати во главе членами правящей династии. Армией, дипломатическими отношениями с другими странами ведал беклербек. Во главе дивана, центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами и внутренними делами государства – визирь. В города и подчиненные улусы назначались даруги и баскаки, они собирали налоги. Наиболее важные должности занимали родственники хана: беки, эмиры, военачальники. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоеванными землями и народами. Ко времени Бату относится деление Улуса Джучи на две части – правое и левое крыло, фактически на две государственные единицы. Во главе правого крыла стоял сам Бату или его приемник. Во главе левого его старший сын Орда-Ичен. В левое крыло входила большая часть территории Казахстана. Будучи лишь номинальными вассалами потомков Бату, потомки Орды свели эту зависимость к минимуму. Улусы Бату и Орды делились в свою очередь на улусы, других сыновей. Все они были полузависимыми правителями. Право на уделы имели от рождения все члены правящей династии. Прочие представители монгольской аристократии получали уделы от хана по милости. Постепенно знать приобретала всё больше иммунитетных прав. С другой стороны, в Золотой Орде сохранялась родоплеменная организация кочевников. Развитие улусной системы постепенно вызывало смуты и усобицы.

Культура Казахстана в золотоординскую эпоху.В эпоху Золотой Орды культура кочевников как никогда до этого обогащается плодами деятельности оседло-земледельческой цивилизации. Основными составляющими этой культуры были кочевники и оседлое население Евразии. Влияние оседло- земледельческой культуры было очень ощутимым, как никогда в прошлом. Виноваты в Этом были кочевники, установившие политичёское господство над оседлыми народами. Кровеносным сосудом этой симбиозной системы служит торговля.В некоторых районах Сары Арки наблюдается оживление городской оседлой жизни: появились небольшие города, караван-сараи, крепости. Заметным городским центром Западного Казахстана был Сарайчик, где функционировал монетный двор. Во многих городах к XIV веку начинают восстанавливать крепостные стены (Отрар). В связи с признанием ислама официальной религией в городах появляется большое количество мечетей и мавзолеев (Отрар, Сыганак, Женд). В эпоху Золотой Орды письменная культура создавалась на трех диалектах - кыпчакском, огузском и карлукском. В Xlll-XV веках на кыпчакском языке были созданы ряд книг религиозно-дидактического характера и словари. Выдающимися произведениями поэтического творчества названы «Гулистан би-т-турки» Сайфи Сарая, «Хусрау уа Шырын» Кутыба, «Мухаббат наме» Хорезми. Историческая литература золотоордынского периода представлена трудами на персидском и арабском, отчасти на монгольском языках. Великие жырау XIII-XV веков .являются основоположниками казахского героического эпоса В целом ряде их («Едиге», «Кобыланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр») воспевается история Золотоордынского этапа, деятельность ханов и героев, защищающих от иноземцев и стоящих на страже величия этого государства. История в них отражается как арена деятельности исключительно ^выдающихся героев. Эти произведения представляют богатый источник, освещающий военную и политическую жизнь в эпоху Золотой Орды.

18.Этапы развития государственности в истории Казахстана: Ак-Орда.На территории Восточного Дешт-и –Кыпчака в 13-нач 15 вв. существовало гос. Ак Орда. Ак Орда- первое крупное государстенное образование на местно-этнической основе в послемонгольский период на тер. Каз. Основатель- Орда-Еджен. По свидетельству Рашид ад Дина (14в) восточную часть улуса Джучи получил один из старших сыновей Джучи Орда-Еджен ещё при отце. Территория улуса шайбана, младшего сына Джучи- междуречье Яика и Тобола, приаральские степи и низовье Сырдарьи и назвался он Ак Ордой. Столица-Сыгнак. Крупные города-Яссы, Сауран, жаркент.Территория делилась на уделы, во главе которых стояли огланы. Население состояло из тюркоязычных племен: кыпчаки, канглы, мангыты, карлуки. Политическую историю Ак оРды можно разделить на 3 этапа:1) 13-нач 15.вв. длительная борьба ханов Ак Орды за освобождение Восточного Дешт и Кыпчака из-под власти золотой Орды.2) сер 14в.- вмешательство ханов Ак Орды во внутренние дела З.О. 3) конец 14-нач15вв.- борьба с агрессией Тимура и тимуридов. Официальным первым ханом Ак орды был избран Сасы буга. При его сыне Ерзене в Ак Орде происходит рост городов. Торговли и ремесла.Значиельно укрепилась ак Оада при хане Урусе (14в). На него пала основная тяжесть борьбы и защита Ак Орды от агрессии Тимура. Эмир тимур выдвинулся в Мавераннахре в 14 в. Он был из тюркизированного монгольского племени. В 1370 г. захватил власть и правил в Средней Азии единолично, прежде чем сломить З.О., он обрушил свою мощь на Ак Орду и Могулистан.

19.Этапы развития государственности в истории Казахстана: Моголистан. В середине XIV в. на территории Юго-Восточного Казахстана и современной Киргизии, в результате распада улуса Чагатая, Создается государство Могулистан. Основателем государства Могулистан является глава феодальной знати племени дулат эмир Пуладчи. Не являясь чингизидом и не имея права на трон, он возвел на трон созданного им государства, представителя династии чагатаидов Тоглук-Тимура. Хан Тоглук-Тимур вошел в историю как первый хан и основатель династии правителей Могулистана. Впредь правителями Могулистана являлись только представители династии чагатаидов. В письменных источниках население Могулистана называли могулами.В период правления Тоглук-Тимура государственной религией Могулистана был объявлен ислам. В своей внешней политике хан Тоглук-Тимур пытался установить свою власть на всех землях Чагатаидского улуса. Столица государства Могулистан город Алмалык.В управлении государством хану Могулистана помогал улусбек - этот титул был закреплен за главой господствующей племени дулат. В конце XIV в. частые набеги на Могулистан совершало государство Тимура. После опустошительных набегов в 1380-1390 годах, хан Могулистана Хизр-Ходжа признал свою вассальную зависимость от эмира Тимура. Только в период правления Мухаммад хана Могулистан стал независимым от тимуридов. Могулистан распался на уделы в результате изнурительной борьбы с государством Тимура. В 1433-1460 гг. правителем Могулистана был Есен-Буга. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тимура распадается на уделы. Упрочилось положение при Мухаммад-хане, стал независимым от тимуридов. Он упорно насаждал ислам. Распад вызван раздробленностью, недовольством народных масс.

22.Предпосылки и основные этапы образования Казахского ханства.До образования Казахского Ханства складывается Казахская народность, основоположники которой саки и др. племена. Образование Казахской народности XIV-XV вв. Образование Казахского ханства связано с историей Могулистана и ханства Абулхаира. В обоих государствах росли центробежные силы, на территории Могулистана нападал эмир Тимур, правители стремились к независимости. Во второй половине XV в., придя к власти, Абулхаир меняет политические установки, уменьшает права ханской власти. Он проигрывает в борьбе с ойратами, это понижает его авторитет. Джанибек и Герей, недовольные его политикой, откочевывают в Могулистан, правитель которого Есен Буга, Заключает с ними союз с целью использования как военной силы для укрепления своего государства. Он выделяет им Земли в междуречье Чу и Таласа. В 1465 г. Есен Буга, что укрепляет позиции Джанибека и Герея, они становятся правителями. В 1465 г. Казахское ханство. В XV - начале XVI вв. укрепление происходило в сложной обстановке — войны, усобицы, миграции. Ханы пытались утвердить права на район Присырдарьи и Туркестан. К концу XV -вв. расширились границы государства (почти территория Ак Орды и часть Могулистана) Под власть переходят новые племена. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, объединение всех казахских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности. Это было стремление этносоциальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации. Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием ханства Абулхаира и Моголистана, которые во второй половине XV века пришли в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 г. Абулхаир потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество послужила причиной не повиновения Абулхаиру и откочевки Джанибека и Керея в Моголистан, во владения Монгольского хана Есен-Буги (в 1459-1460 гг.). В 1462 г. Есен-Буга умер, и это укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье. Согласно Датировке Мухам Лида Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства 1465-1466 гг. После смерти Абулхаира 1468 г. политический кризис в его ханстве обострился. В борьбе за власть Джанибек и Керей вмешавший убивают Наследника Абулхаира Шайх Хайдара, а внуки бежали. Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, население которого носило название «казахи».

24. Внутренне и внешнее положение Казахского ханства в 15 начале 18 вв.в конце 15 века Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально.Казахские ханы после смерти абулхаира вступили в борьбу за власть в степи.Главными их противниками были наследники абулхаир-хана из рода Шайбанидов-Шайх Хайдар, Махмуд Султан и мухаммад Шайбани. главной причиной борьбы было экономическое и стратегическое значение Восточног Дешт-и Кыпчака и присырдарьинских городов, которые были важными центрами торгово- экономических связей для населения степных районов, превосходными крепостями и могли выдержать длительную осаду. Борьба продолжалась 3 десятилетия. Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын керея-Бурундук. Итогом борьбы было включение в конце 15 века в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыганака,Саурана. Завоевание присырдарьинских городов было завершено ханом Шигаем. Присоединение этих городов способствовало успеху в объединении страны в целом. К концу 15 века в состав Казахского ханства вошли Западное Семиречье , район каратау, низовья сырдарьи северное Приаралье, значительная часть восточного казахстана.К началу 16 века Казхское ханство занимало территорию ак орды и могулистана. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти 16 века в гды правления сына Жаныбека- хана Касыма.(1512-1521).Касым –хана за расширение территории Казахского ханства называли «собирателем казахских земель».Он первым из казахских ханов попытался установить отношения с россией.В 1510 году Мухаммад Шайбани напал на сыгнак, но потерпел сокрушительное поражение от войск Касым хана. В 1512 году Касым захватил г.сайрам. Касым хан поддерживал дружеские отношения с ханом могулистана султан Саидом. Уход Султан Саида в 1514 г.в Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье.Границы Казахского Ханства расширились до реки Яик и Сырдарьи.В 1523-1580 гг.при хане Тахире ханство пришло в упадок.До крнца 16 века города Сыгнак, Отрар, туркестан входили в состав государства Шайбанидов. В 1538- 1580 годах попытки восстановить могущество Казахского ханства предпринял Хакхназар.Он боролся против ойратов. И могульского хана Абд-Рашида.Для противостояния сибирскому хану кучуму хакх-назар вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом. 1586-1594гг. ханство возглавлял Тауекель хан, называвший себя ханом казахов и калмыков. Хан Тауекель наладил отношения с москвой и узбекским ханом. Он умер под Кашгаром в 1598 г. В 1598-1628гг. при хане Есиме в состав Каз.х. вошли Туркестан, Фергана и Ташкент на 200лет.

В 1680-1718гг. правил хан Тауке. Он укрепил К.х. заключил союз с кыргызами и каракалпаками. С Образования Джунг. Х. в 1635г. возросла опасность захвата каз.земель. В конце 17в. дж.армия вторглась в Ю.К. и Семиречье. Первыми джунгары разгромили Сайрам, Манкент. Попытки Хакназара и Тауке создать централ. Гос. Не увенчалось успехом из-за неустойчивых связей между жузами

Известный русский ориенталист В.В.вельяминов-зернов .Исторический труд «исследование о Касимовских царях и царевичах. он реконструировал историю Казахского ханства, опираясь на данные письменных источников на восточных языках. Он опубликовал выявленные им, переведенные и систематизированные сведения о казахах, содержавшиеся в тарихи и рашиди. Публиковал сведения о политической истории Казахского Ханства.Т.И.Султанов «Поднятые на белой кошме.Потомки Чингис-хана». Д.Асфендияров и П.А.Кунте «Прошлое Казахстана в источниках и материалах»- история казахского народа и его государственности.

причины и ход образования казахского ханства, сложение его в мощное цетрализованное государство при касым-хане, дальнейшие судьбы казахского народа, в упорной борьбе и мирном сотрудничестве с сослседями защищавшего свои коренные этнические территории, названные источником (Зайн ад дин Васифи «бадаи ал вакаи)термином «Казахстан» во всех подробностях исследованы в «Тарих-и Рашиди». «Таварих-гузида –нусрат-наме» Мухаммад шайбани хан.для истории казахского народа имеет немаловажное значение раздел о жизни и деятельности Мухаммад шайбани хана и родословные джучидов.Родословные подробные, иногда они позволяют раскрыть происхождение некоторых ветвей чингизидов, в частности- окончательно решить вопрос о происхождении династии казахских ханов.Они содержат имена казахских ханов и султанов до первой половины 16 века, например имена сыновей и дочерей бурундук-хана и барак- хана.сочинение содержит немало известий по социально- экономическим отношениям, госстрою, родоплеменному составу кочевников Восточного дешт и кыпчака. «зубдат ал-асар» Абдаллах бен мухаммад али насраллахи.(Абдаллах Балхи) Рассказывается о походе МухаммадШайбани ханна правителей казахских ханств( поход 1510 года). А также говорится о походе касым хана на Туркестан и Ташкент.

«Тарихи Абу-л-хайр-хани» Масуд бен Усман Кухистани. Употребление терминологии, указывающей на социальное и служебнле положение этих лиц: тархан. Диван. Бек, ходжа. Ознакомление с этими терминами важно, так как они в последющем употреблялись в Казахском ханстве при Касым-хане. Бурундук хане.

25.Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах». .Происхождение этнонима «казах» до сих пор является дискуссией, оно носило отражение в многочисленных легендах. Есть мнение, согласно которому наименование «казак» восходит в периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, когда во время правления Куль-тешна и Билые кагана восточные тюрки стали называться «кок тюрки» («голубые тюрки»), тогда как этноним «казак» якобы связан со словом «кас», что в тюркском языке обозначает «настоящий» и «ак» – «запад». В итоге «кас-ак» – «настоящий выходец из запада». Так как, имеются много разных толкований, в том числе и связанных с белым гусем «казак» и глаголами «кас» - рыть, «кез» - скитаться, «каг» - бежать, спасаться. Но все же наиболее аргументированным является утверждение о том, что слово «казак» возникло в регионе обитания кипчаков не ранее XI в. и означает «свободный скиталец», в него вкладывался социальный смысл и означал людей, отделившихся то своего народа.

Основными аспектами изучения происхождения казахского народа являются лингвистический и антрополитческий. С этих позиций древнюю историю можно разделить на индоевропейский и тюркский периоды. В III-I тысячелетиях до нашей эры население Казахстана по своим хозяйственным, культурным традициям, в лингвистическом отношении входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи. Результаты исследований по археологии, этнографии, топонимике, палеоантропологии свидетельствуют, что в эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных, культурных традиций, этнического развития лингвистической близости возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и Казахскую народность. Начало I тысячелетия н.э. для большей части Евразии, в том числе для Казахстана, Средней Азии ознаменовалось новым этапом в этногенетическом развитии, вследствие чего образовались Кочевые объединения с тюрко-язычными наречиями. В XV-XVI веках в основном завершался многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее 14-15 вв. на основе сложного взаимодействия двух больших рас – автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.

26. Жузы и родоплеменная структура казахского народа. Особенностью казахского ханства является то,что на его территории возникли жузы-племенные объединения,принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. Жуз- историко-хозяйственный район, сложившийся на основе определенного хозяйственно-культурного типа. К 15-16 векам жузы пришли уже сложившимися ,но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Письменно их существование отражено в восточных хрониках 16 иекаю Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения-номадизмом.Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры, ергели, ошакты, шапрашты.
Средний жуз занимал район Центрального Казахстана и часть Северо-Восточного Казахстана.В его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлук и др.Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе – алшын, адай, алаш, байбакты, жаппас, береши и др.Казахские жузы в основном сохранили состав племен и племенных объединений прошлого. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности,которая была расселена на территории всех трёх жузов,наложило свой отпечаток на локальные культурно-бытовые моменты в её истории

27.Политико правовая система Казахского ханства. «Жеты-Жаргы».По политико-административному устройству казахское ханство 16-18 веке имело структуру, где общество делилось на пять ступеней. Первой и самой низшей ступенью был аул, где правил бай. Минимальны аул состоял из 40 человек, 10 юрт по человека, в каждой юрте должно было быть по одному верблюду, всего в ауле 1000 овец=2 отары по 500 голов, лошадей не меньше 130. Второй ступенью был ата-аймак, третьей – Страта или Ру (Род), которая включала в себя 10-12 ата-аймак. Ру возглавлял Рубасы. Четвертая ступень – Арыс – несколько родственных родов (племенное объединение). Арыс возглавлял би ( судья, военачальник). Пятая ступень – улус – несколько племенных объединений, которое возглавлял султан (оглан, торе). Шестая ступень – жуз – несколько улусов, которым управляет султан, с 18 века – хан. Седьмая и самая верхняя ступень – три жуза, которыми правил великий хан (Чингизид). Хана выбирают, затем происходит разделение имущества выбранного хана (хан жалапай). В конце 17 века нормы обычного права казахов были модифицированы и дополнены. По историческим преданиям создателем Семи установлений или Жеты Жаргы был Тауке хан, который собрал в урочище Куль-тобе представителей 3 жузов, и соединил «старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы Жеты Жаргы. Создание Жеты Жаргы преследовало цель приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского феодального общества. В Жеты Жаргы были закреплены основные принципы и нормы патриархально-феодального права средневекового казахского общества.7 Жаргы содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, положения о налогах, религиозных воззрениях. Административно- правовые нормы и уголовное право.Верховная власть по 7 Жаргы принадлежала хану. Хан являлся верховным судьей, разбирал иски, издавал порядок налогообложения.7 Жаргы узаконивало различные сборы в пользу хана и биев.В казахском обществе 15- 17 веков еще не было разграничения между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка, греха. В уголовном праве существовал закон возмездия - кровная месть. В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом- куном. За некоторые преступления полагались штрафы. Согласно 7 Жаргы уголовная ответственность распространялась лишь на виновника, вместе с тем был широко распространен принцип коллективной ответственности общины. Не было тюрьма. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Смертная казнь была лишь в крайних случаях.Гражданские отношения.В области семейно- брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. Судебная и административная власть не были отделены.

28.Социальная стратификация, элитарные группы.В казахском обществе существовало 2 сосоловия: кара-суйек и ак-суйек. Ак-суйек – закрытая привилегированная группа лиц. В ак-суйек входили торе (потомки Чингисхана) и кожа (потомки пророка). Торе носили титул султана и имели право на престол. Кожа пользовались авторитетом, важная роль в духовной жизни. К кара-суйек: бии и батыры, тарханы, аксакалы. Бии исполняли административные, судебные, военные функции. Существовало отдельное сословие – кулы (рабы), использовались в домашнем хозяйстве, пленные. В хозяйстве хана использовались толенгуты. Самое бедное население – жатаки, шаруа, консы. Звание аксакал могли получить лица, обладающие интеллектом и знаниями, они являлись фундаментом казахского общества. В каз. обществе отсутствовала классовая борьба, существовала строгая иерархия, крепкие связи между социальными группами, которые были нарушены в ходе присоединения Каз. к России. Структура военно-политической организации строилась на основе доминирования наиболее мощного племени над другими. Процесс формирования казахской народности был прерван в начале XIII в. нашествием монголов. Но политические и социально-экономические события XIV-XV вв. способствовали завершению процесса сложения казахской народности. Формированию этнической территории, объединению казахских племен и родов способствовало образование Казахского ханства. Таким образом, в XV-XVI вв. завершается формирование казахской народности и её этнической территории.

30.Традиционная материальная и духовная культура казахского народа(15-18 вв).Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры. XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы. В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен. Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою. Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов. Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана. Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру. Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

31.Этапы казахско-джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа против джунгар.В 1635 году было образовано Джунгарское ханство. Начиная с этого времени, борьба между казахами и ойратами шла с переменным успехом на протяжении всего 17 века. К началу 18 века соперничество двух кочевых государств достигло апогея. Внутренняя междоусобица политической элиты казахов была главным препятствием объединения сил против внешних завоевателей. Джунгары стремились овладеть Южным Казахстаном и торговыми городами на Сырдарье. В 17 веке борьбу возглавил хан Жангир. Произошло 3 крупных сражения: 1635, 1643, 1652. Самое значительное – Орбулакское сражение 1643 года. Ему удается победить со своей армией (600 чел.) армию джунгар (5000 чел.) благодаря умению и распределению сил. Во время сражения успевает прибыть помощь от Бухарского ханства. В 1710 г. — курултай трех казахских жузов с целью организации ополчения для борьбы с Джунгарией. Ополчение возглавил Богенбай батыр. В Джунгарии к власти приходит Цеван-Рабдан. В 1718 году – битва при Аягузе, казахи терпят поражение. Весной 1723 г. началось широкомасштабное наступление джунгарских войск на Казахские Земли. Казахи не смогли оказать должного сопротивления в результате несогласованных действий. Это положило начало «Годам великого бедствия» (1723-1727). Эа этот периоб казахский народ потерял 40% своего населения, около 1 миллиона. Борьбу возглавили Бугенбай, Кабанбай, Жанибек, Малайсары, Тайлак. Большую роль в процессе объединения казахских войск сыграли три бия: Айтеке, Казыбек, Толе. В 1726 – курултай в районе Ордабасы. Глава ополчения – Абулхаир-хан. Крупное сражение в 1726 г. на берегу Буланты, в местности Карасиыр. Казахские воины нанесли джунгарам чувствительное поражение. Место получило название Калмык Карылган (место гибели калмыков). Перелом в борьбе. В 1729 г. происходит кровопролитное сражение на юго-востоке Балхаша — местность Анракай, где объединенные силы трех жузов одерживают победу. Сражением руководит Абулхаир, начинается с поединка его и зятя Галдана Церена Чарыша. Аблай отрубает ему голову. Войска завоевателей отступают по Или на восток. Однако разногласия среди каз. ханов не позволили воспользоваться этой победой.

32.Историография проблемы присоединения Казахстана к России.С момента присоединения Туркестана к России создано немало исторических трудов, отражающих данный процесс в соответствии с определенным концептуальным подходом. В советские времена этап дореволюционной историографии характеризовался как «кризис буржуазно-дворянской историографии в период империализма» из-за нежелания большинства буржуазных историков рассматривать материалистическое понимание истории как высшее достижение исторической мысли и как качественно новый этап в развитии российской историографии. Проявление этого кризиса усматривалось в отказе от признания поступательного и закономерного хода истории, от исторического монизма, в игнорировании роли народных масс, классовой борьбы и революционного движения. Это была крайняя точка зрения, игнорировавшая объективную социальную ситуацию. большая часть литературы о Туркестане, написанная в досоветский период, посвящена вопросам завоевания, походам российских войск, внешним сношениям царской России с рядом стран Востока, их экономике, этнографии. Первые работы по истории завоевания Туркестана были написаны участниками и очевидцами событий в виде небольших очерков, как правило, они отражали личные впечатления авторов и не носили научного характера. Тем не менее, мемуары являются ценнейшим видом источников, т.к. представляют собой достаточно объективное отражение действительности и большой фактологический материал. Почти все крупные военные сражения нашли отражение в статьях современников и участников событий, публиковавшихся в российских журналах «Русский вестник», «Русская мысль», «Вестник Европы», «Исторический вестник», «Русский архив», «Военно-исторический вестник» и других. Наибольшее количество мемуаров появилось в связи с такими крупными военными действиями, как взятие Ак-Мечети, Ташкента, Самарканда, Хивинский поход 1873 г., первая и вторая Ахалтекинские экспедиции1. Несмотря на то, что в мемуарах участников событий отражен весь ход военных действий, они носят характер простой фиксации фактов. Более объективно старались подойти к проблеме авторы, чьи произведения были напечатаны отдельными изданиями. В своих работах они не только описывали отдельные сражения, но и старались дать объяснения произошедшим событиям. В русской востоковедческой историографии была проделана большая работа по освещению и изучению истории присоединения Туркестанского края к России. Авторы придерживались различных политических убеждений — от консервативных до либеральных. В творчестве многих из них в сложном сочетании переплетались негативные и позитивные тенденции. Русские авторы первыми сделали попытку выяснить и понять особенности социальной и политической структуры среднеазиатских ханств. Большой вклад в изучение истории Туркестана внес великий русский историк-востоковед В.В.Бартольд1. Труды Бартольда были в большинстве своем написаны еще до революции, но некоторые из них увидели свет уже в период становления Советской власти. Несмотря на то, что в своих работах ученый почти не затрагивает основных социально-экономических и политических проблем присоединения Туркестана к России, его труды являются ценнейшим источником для изучения проблемы. В частности, в них поднимаются вопросы причин наступления России на регион. Являясь представителем академического востоковедения, Бартольд был сторонником просветительской миссии России. За подобные высказывания ученый подвергся критике со стороны представителей молодой советской исторической науки. Начальный этап советской историографии по изучаемой теме охватывает период с 1917 до середины 30-х годов. Он характеризовался становлением советской исторической науки и отрицанием работ русских историков дореволюционного периода, чьи труды были признаны «дворянско-буржуазными». Тон задавали работы родоначальника марксистской исторической школы М.Н.Покровского1. Увлеченность революционной идеей и негативное отношение к прошлому привели М.Н.Покровского к выводу о сугубо отрицательной роли «буржуазно-дворянской историографии» в оценке событий, связанных с процессом и результатами присоединения к России нерусских народов. Отсюда односторонность его оценок. Правильно определяя колонизаторскую сущность политики царизма, М.Н.Покровский не принимал во внимание социально-экономические факторы.

Принятие казахами Младшего и Среднего жузов российского протектората.В начале 18 века в Казахстане сложилась сложная внутре- и внешнеполитическая обстановка. Существовала угроза со стороны джунгар, волжских калмыков и башкир. Также одной из причин присоединения явились личные амбиции Абулхаира, который желал повысить свой авторитет и возвыситься над другими чингизидами. В 1716 году представители хана Тауке впервые обратились за помощью к России. Однако Россия была занята войной со Швецией, и не могла оказать поддержку. В 1726 году Абулхаир отправил своего посла Койбагара Кобекова в Петербург, для переговоров с императрицей Екатериной 1. Цель – оградить казахов от нападений башкир и яицких казаков и добиться разрешения кочевать близ реки Яик. Переговоры не имели успеха. Май 1730 – посольство Бояша Тулеева. Июль 1730 – посольство Коштаева и Кундалулова. Абулхаир нарушил предписания совета биев и поручил им вести переговоры относительно принятия Младшего жуза в состав России. Посольство было принято с различными почестями. 19 февраля 1731 года Анна Иоанновна подписала грамоту о присоединении, направлено посольство Тевкелева. В октябре он прибыл в урочище Майтобе. Большинство старшин было против подданства. Оппозицию возглавил султан Барак. На стороне Абулхаира был Бокенбай батыр. 10 октября Абулхаир и 27 его старшин приняли Российское подданство. Это был первый шаг. В качестве аманата был взят сын Абулхаира Ералы. В 1740 году хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай присягнули на верность Российской империи.

33. . Военно-казачья колонизация территории Казахстана в 18-начале 19 вв.Подготовка переселения русских и украинских крестьян в Казахстан. Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них - активизация переселенческой'политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими крестьянами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883г. По "Временным правилам" переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.

В 1883 г. ,в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала "Правила о поземельном устройстве оседлого населения области". Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.

В 1886 г. было разработано "Положение об управлении Туркестанским генералом-губернаторством". По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.

Специальное положение "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время" от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Размеры надела определялись местными властями.

Переселенческое движение в конце XIX в. Одним из проводников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г. должна была проходить по Северному Казахстану. "Особый комитет Сибирской железной дороги" в трех уездах Акмолинской области отводят 2 241 503 десятин земли для переселения J 60 тыс. крестьян.

С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное переселение в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в "переселенческий фонд" была организована специальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены !2 уездов Тургайской, Акмолинской. Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась*

После отмены крепостного права в Казахскую степь и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний. Крестьянская колонизация охватила почти все области Казахстана, образовались тысячи русских селений. Так, поданным переписи 1897 г. в Акмолинской области русское население составляло уже 33 процента. В 90-х годах в Северном Казахстане обнаружился "недостаток" земель под переселенческие участки. Для обеспечения прибывших крестьян правительство создавало "переселенческий земельный фонд". Для его создания.у .местного населения отнимались большие земельные массивы, удобные для земледелия.

После завоевания Южного Казахстана Россией крестьяне переселились и в южные районы Казахстана. К 1882 г. было переселено около 14 тыс. крестьян, образовано 5 уездов и около 80 населенных пунктов.

Крестьянская колонизация охватила также Сырдарьинскую область, главным образом Чимкентский. Ташкентский и Аулие АтинскиГ: уезды. В конце XIX в. в области образовалось около 40 новых поселков, где проживало 2,5 тыс. семей. Голод 1891 г. в России вызвал особенно большой приток переселенцев в Казахстан. Масштабы переселения были столь велики, что царское правительство вынуждено было его ограничить.

В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнаны в безводные, малопригодные земли. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1% . Из проживавших 4 471,8 тыс. казахи составляли 3 399,5, русские и украинцы - 532,7, татары - 55,4, узбеки - 73,5 тысячи, уйгуры -56 тыс. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах н вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике России.

34.Политическая ситуация в Младшем жузе в конце 18в. Национально-освободительное движение под руководством Сырыма Датова.1783-1797 гг. — антиколониальный, антифеодальный характер. Хотел ликвидировать ханскую власть и заменить ее народными съездами, продолжение пугачевского восстания. 1742 г. — указ о запрещении кочевок близ Урала, Яицкого городка, новые акты по закреплению колониального господства. Указ, разрешающий казакам самовольно захватывать у Казахов скот, возможности грабежа Казахов. Запрет использовать внутреннюю территорию Младшего Жуза для кочевок. Датов — род байбакты, известен как бий, незаурядные способности. Основные причины — обострение земельного вопроса, ущемление прав старшин, насилие. У власти в момент восстания стоял Нуралы, которого поддерживало царское правительство (сын Абулхаира). Восстание охватило весь Младший Жуз. В 1784 г. наместником Оренбургской губернии назначен Игельстром. Его цель — ликвидировать ханскую власть, как самостоятельность. 1 шаг — убрать Нуралы. 1785 г. — съезд смещает Нуралы, Младший Жуз делится на 3 части. 1786 г. — пограничный суд, расправы. Был за связи с Россией и не доверял ей. Срывает реформы Игельстрома.

В 1797 г. создан ханский совет во главе с Айшуаком. Это означало поражение восстания, т к почва, на которой он сплачивал вокруг себя родовых старшин исчезла (Айшуак удовлетворял и Казахскую знать и русских). Сырым откочевал в Хиву и умер.

35.Внутренняя и внешняя политика хана Абылая.Абылай – выдающийся государственный деятель, полководец, восстановил территориальные владения Казахстана. С 15 лет активно принимает участие в борьбе с джунгарами, имел большой авторитет. В 1771 году после смерти хана Абулмамбета, Абылай официально возглавил Казахское ханство. Период правления Абылая ознаменовал установление долгожданного спокойствия в степи. Ему удалось восстановить единство Казахского ханства. Он стремился внести в управление жузов элементы феодализма на основе традиционного менталитета. Возрастает роль султанов. В государственный аппарат входили лица, кровно связанные с ним, таким образом они беспрекословно исполняли его волю. Это был единственный способ укрепления и централизации власти. Правил единолично, обладал организаторским, полководческим талантом, дипломатическим искусством, дальновидностью и мудростью, поддерживал развитие культуры и искусства.

В основе внешнеполитического курса лежали гибкость, умение пойти на компромисс. Использовал политику двойного подданства. Приняв подданство России Абылай оставался фактически независимым, за исключением охраны сибирских селений и торговых караванов. Сообщал царской администрации о своих действиях в выгодном свете. Не выполнял просьбы и требования властей, если они не соответствовали его целям. С южными соседями он вел иную политику. Периодически совершал походы против киргизов, вернул Ташкент, Сузак, Шымкент, Сайрам. В годы его правления положение Каз. ханства значительно упрочилось. При жизни причислен к лику святых, олицетворение единства и целостности. Обеспечил безопасность всей территории ханства.

36-37.Антиколониальное и антиханское восстание в Букеевской орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова.1836-1838 гг. в Букеевской Орде. Здесь нарастало экономическое давление со стороны знати. Усиление ханского и колониального гнета, к массовому присвоению аульно-общинных земель Знатью. Острый земельный кризис, налоговый гнет, феодальные распри. Увеличивается количество бедных крестьян, падает авторитет хана. Восстание охватывает южные районы побережья Каспийского моря. Три этапа: 1833-1836 гг. — период подготовки к вооруженному восстанию, начало 1837 г. — выступление повстанцев против хана и до их поражения (ноябрь 1837 г.). Период с момента перехода небольшой группы с предводителями на левобережье Урала (середина декабря 1837 г.), окончательное поражение близ реки Акбулак (середина июля1838 г.). Повод — назначение Джангира Бабажанова правителем кочевавших родов на левобережье Каспия. Это воспринималось, что Джангир игнорировал интересы аульных старшин. Назначение его — отместка Махамбету и Исатаю (действия происходят до восстания). Уже разгорается антиханское движение. Чтобы предотвратить угрозу над ханской властью, Джангир ведет политику «кнута и пряника». Он вводит их в свое доверие. В 1834 г. назначает Махамбета старшиной. Но попытки склонить их безрезультатны. Жангир переходит к насильственным мерам. Арестовывает их. Основная социальная база — шаруа. Ханская власть парализована, силы были не равны. В 1838 г. погибает Исатай. Жестокое преследование участников. Поражение — стихийность, отсутствие четкой программы, неорганизованность.

38.Создание колониальной системы управления на основе «Устава о сибирских киргизах» и «Устава об Оренбургских киргизах».Пользуясь арестом Арынгазы и смертью Уали хана, колониальная администрация решила перейти в наступление на степь. Опираясь на часть султанов, преданных русским властям, царизм создал в Северном и Западном Казахстане новую систему управления, основанную на "Уставе о сибирских киргизах" и "Уставе об оренбургских киргизах". Устав о сибирских киргизах 1822 г. Этот документ был разработан в 1822 г. под руководством М. Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822 г.) территория Казахской степи была причислена к Западной Сибири, главное управление которой до 1839 г. находилось в Тобольске, с 1839 г. - в Омске.
По Уставу, Область сибирских киргизов разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за р. Иртыш. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов -Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Бая-наульский, Кушмурунский, Кокпектинский. Во главе округов стояли окружные приказы "дуан", где сосредоточивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при них работали четыре заседателя, два русских чиновника, назначаемых губернатором и два казаха, выбираемых на два года почетными биями, старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на три года. Ему присваивалось на время службы звание майора. Успешно выдержавшие три выбора могли претендовать на диплом дворянина. В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе волостей стояли волостные султаны, правда, за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей "черной кости". По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера, выполнение приказов и постановлений дуана и исполнение судебных приговоров. Каждая волость составлялась из 10-12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года, утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков. При организации округов и волостей учитывалось родовое деление, с этим сочетались и территориальные признаки. Каждый округ получал определенную территорию. По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные дела изымались из ведения бийского суда. Но даже при рассмотрении менее важных вопросов решения суда биев могли быть обжалованы в окружные приказы. Устав ввел налоговую систему - каждое хозяйство должно платить правительству ясак в размере одной головы со 100 голов скота. В это число не входят верблюды - основное вьючное животное, необходимое для развития торговли. Первые пять лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Документом предусматривались и другие виды повинностей - охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдения за путями сообщения. "Устав о сибирских киргизах" должен был содействовать гражданской и военной колонизации Северо-Центрального Казахстана, закреплению казахских аулов на определенной территории, организации нового политико-административного управления, что способствовало завершению присоединения Казахстана к России.