Понятие научной теории. Структура научной теории.
Понятие науки. Наука как вид знания, познавательная деятельность и социальный институт.
Наука - это не только деятельность конкретного человека или группы людей, наука выступает как некоторое индивидуальное, надличностное явление. Речь идет о научных традициях, в рамках которых работает ученый. Наука — это деятельность, которая возможна только благодаря существованию той или иной традиции, в рамках которой эта деятельность осуществляется.
Анализ науки как традиции и как деятельности — это два способа анализа, дополняющие друг друга. Каждый из них выделяет особый аспект сложного целого, которым является наука. И их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке.
Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию, важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности, в т.ч. изучаемые объекты.
Наука как познавательная деятельность. Всякая человеческая деятельность представляет собой процесс целесообразного изменения какого-либо предмета с помощью специальных средств. Особенность научной познавательной деятельности определяется ее целями, результатом, средствами, предметом и способом действия.
Научная познавательная деятельность является продуктивной в отличие от репродуктивной. Последняя представляет собой повторение и воспроизведение уже ранее полученного результата. Таково в основном серийное массовое производство материальных благ. Продуктивная деятельность существует в разных сферах жизни. Это может быть и материальная производственная деятельность (технические изобретения),и деятельность по производству духовных ценностей (искусство, религия), деятельность по производству социальных качеств (воспитание и образование) и деятельность по производству социальных отношений (мораль, политика и право). Научная деятельность есть продуктивная деятельность, результатом которой является уникальный продукт — новое знание о мире. Целью познания является решение какой-либо задачи, проблемы.
Наука как социальный институт. Социальный институт науки включает в себя научные организации, научные сообщества, школы, систему общения и коммуникации между учеными, способы трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера) и взаимодействия между научными сообществами. Академии наук, институты, научные ассоциации, конференции, публикации, организованные дискуссии относятся к сфере социального института. Этот аспект науки, в отличие от других наук, теснее связан с жизнью общества, культурой, политикой.
2. Критерии научности знания: предметность.
Под предметностью научного знания понимается то, что, во-первых, это знание относится к какой-то реальности (предмету), существующей независимо от знания, а, во-вторых, существует способ, каким предмет может быть определен, выявлен, выделен из объективной действительности. Данный критерий позволяет отличить научное знание от тех типов ненаучного знания, предмет которых определяется самим знанием, зависит от него. Например, в религии утверждение, что «Бог есть», относится к тому, что утверждается, а не к тому, что существует независимо от этого утверждения.
3. Критерии научности знания: объективность.
В классической науке объективность знания есть требование, согласно которому в содержании знания не должно быть отражено присутствие человека в мире как существа познающего и знающего этот мир. Можно сказать,что объективное знание — это знание бес-человечное, это знание, содержание которого не зависит от существования человека в мире. В неклассическом естествознании и гуманитарных науках можно всегда (или почти всегда) найти «следы» присутствия человека в мире. В этих формах знания отражены объективно существующие ценности человеческого бытия, культура общества, в котором живет человек.
4. Критерии научности знания: истинность.
Данный критерий состоит в утверждении необходимости соответствия знания предмету объективной реальности. Истинность знания требует наличия определенных способов установления соответствия знания и действительности. Эти способы могут быть как логическими, так и опытными, эмпирическими. Истинность знания означает также, что наряду с истинными, существуют и ложные знания, не соответствующие действительности.
5. Критерии научности знания: обоснованность.
Согласно данному критерию всякое научное знание должно иметь свои основания. Эти основания могут быть как логическими, так и эмпирическими. Мы говорим об опыте, о фактах опыта как об основаниях того или иного научного утверждения или понятия. Утверждения могут быть основаны и на логических доказательствах. Кроме указанных видов оснований, существуют такие основания, как идеалы и нормы научного исследования, научная картина мира и философское мировоззрение.
6. Критерии научности знания: верифицируемость.
Верифицируемость означает проверяемость знания. Верифицируемость предполагает, с одной стороны, наличие определенных эмпирических способов установления соответствия знания действительности, а с другой — логические методы проверки достоверности знания. Отсутствие таковых является необходимым, хотя и недостаточным основанием для квалификации знания как ненаучного. Ведь со временем могут найтись такие способы проверки знания и тогда оно может перейти в разряд научных.
7. Критерии научности знания: фальсифицируемость.
Данный критерий в известном смысле противоположен предыдущему и заключается в требовании опровергаемомости научного знания. Фальсифицируемость знания означает, что существуют такие опыты, которые противоречат, например, данной теории. Кроме того,возможна..теоретическая критика имеющегося знания. В единстве с критерием верифицируемости фальсифицируемость требует от научной теории определения границ своей применимости и истинности. Таким образом, в науке необходимо говорить о том, что та или иная научная теория является верной, истинной, объективной в границах определенного круга явлений и закономерностей, но «не работает» за пределами этих границ. За этими пределами правильной будет уже другая научная теория.
Следует отметить, что перечисленные критерии были выявлены, прежде всего, в результате анализа материала по истории естественных наук. Гуманитарные науки, особенно в XX в., показали ограниченность указанных критериев. Прежде всего, это касается объективности. Так, в гуманитарных науках знание не может не зависеть от факта существования человека, человечества. Ясного и общепринятого понимания объективности гуманитарного научного знания пока не сформулировано.
В современной науке наиболее развитой и сложной формой системного знания является научная теория.
Под теорией понимается система научного знания, описывающая и объясняющая определенную предметную область. Научное знание может претендовать на статус теории если оно отражает объект всесторонне, связно, целостно.
Она включает в себя а) исходные принципы, аксиомы, б) общие законы, в) совокупность идеализированных объектов и соответствующих им понятий, г) совокупность правил вывода и приемов доказательств, д) совокупность выведенных в теории утверждений о предметах действительности, е) эмпирическую основу в виде фактов.