Тайпинское восстание и «опиумные войны» потрясли Цинский Китай и подтолкнули правящие круги к признанию необходимостиреформ.

В структуре государственных органов были произведены некоторые пре­образования:

- учреждена Главная канцелярия по иностранным делам;

- отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и граж­данского), и местная власть сосредоточилась в руках наместников;

- в провинциях закрепились комитеты по восстановлению порядка.

В 1860-х - начале 1880-х гг. император проводил политику «самоусиления», основное назначение которой сводилось к укреплению существовав­шего режима. Сторонники этой политики выступали за более тесное сотрудничество с иностранными державами, заимствование иностран­ного опыта в модернизации вооруженных сил, создание своей военной промышленности, что привело к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60-е - 90-е гг.

XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших в антиправительственные.

В это же время стали создаваться первые китайские капиталистические предприятия. Вначале это были казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, которые строились провинциальными властя­ми за государственный счет и с насильственным привлечением средств местных торговцев и помещиков, а затем стало развиваться и частное предпринимательство. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики.Капиталистический уклад в Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капита­ла.

Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и действия западных стран активизировали деятельность патриотических сил. Буржуазно-помещи­чья партия реформ, руководимая Кан Ювэем и представлявшая инте­ресы национальной буржуазии, выступила за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 г. она добилась того, что император Гуансюй (Цзай Тянь) издал указ «Об установлении основной линии государственной политики», а затем при­влек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии радикальных указов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Этот период 1898 г. вошел в историю Китая под названием «Сто дней реформ».

Реформы объективно были направлены на создание условий для капи­талистического развития Китая, однако издавались в большой спешке, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и по существу остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цыси (Ехонала) произвела дворцовый переворот. Импера­тор Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители ре­форматоров казнены без суда и следствия.

Реакционная политика Цинской династии вызывала возмущение ки­тайского народа. В 1905 - 1908 гг. по стране прокатилась волна народных восстаний. В 1910 г. численность крестьянских восстаний превысила их количество в предшествующие годы. В октябре 1911 г. восстание войск в городе Учан завершилось победой. Началась Синьхайская революция, приведшая к свержению монархии и провозглашению Китайской рес­публики.

В феврале 1912 г. династия Цин отреклась от престола, а затем Нанкинское собрание делегатов избрало временным президентомКитайской республики Юань Шикая, который в августе 1913 г. установил в стране свою военную диктатуру.

 

Вопрос 68. «Новый курс» Франклина Рузвельта

 

1. За годы первой мировой войны экономический потенциал Соединенных Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли. Однакоэкономический кризис, разразившийся в 1929 - 1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицен­тре и в полной мере ощутили его последствия:

- сокращение объема производства - промышленное производство в США понизилось до 56%;

- расстройство финансовой системы - национальный доход сократился на 48%;

- разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40% банков;

- массовая безработица - потеряли работу около 17 млн. человек.

При отсутствии в США государственной системы социальной защиты жертв экономических бедствий кризис до предела обострил социально-

классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей корен­ных изменений старого уклада жизни.

Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у вла­сти, предприняло ряд мер, направленных на поддержку монополий, что не дало положительных результатов. К 1932 г. очевидное банкрот­ство внутренней политики этого правительства привело к победе на очередных президентских выборахФранклина Делано Рузвельта - кан­дидата от Демократической партии.

Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризи­са, получившей название «Новый курс». В 1933 - 1938 гг. в рамках этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений:

- Закон о банковской деятельности;

- Закон об обращении ценных бумаг;

- Закон о восстановлении промышленности;

- Закон о регулировании сельского хозяйства;

- Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);

- Закон о социальном страховании и помощи безработным;

- Закон о справедливом найме рабочей силы.

2. Принятие Закону о банковской деятельности и Закона об обращении цен­ных бумаг преследовало цель сохранения и укрепления финансово-эко­номической системы корпоративного капитала США, в сотрудниче­стве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя.

Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты следующие меры:

- запрещен вывоз золота за границу;

- проведена девальвация доллара;

- укрупнена банковская система;

- крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

В 1933 г. был принятЗакон о банковской деятельности. На его основании в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц.

Деятельность фондовых бирж регулироваласьЗаконом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих сво­бодный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по цен­ным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующихих сведений о деятельности компаний и пр.

3. Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промыш­ленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регули­ровалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции, оп­ределявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышлен­ности.

4. Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбаланси­ровать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров. Был принят такжеЗакон о рефинансировании фермерских долгов, со­кративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.

5. В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные орга­низации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную ад­министрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администраци­ей развития общественных работ.

6. В 1935 г. был принятЗакон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впер­вые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признава­лось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управ­ление по трудовым отношениям.

В 1935 г. были приняты первый в истории СШАЗакон о социальном стра­ховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страхо­вании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице вып­лачивались около 10 недель в году. В 1938 г. был принятЗакон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для некото­рых категорий трудящихся и минимум зарплаты.

 

 

Вопрос 69. Развитие Великобритании в XX в.

 

1. В XX в. в Англии сохраняетсядвухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является из­бирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одно­го депутата от каждого избирательного округа. В результате представите­ли малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте.

До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

- консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;

- либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образова­лась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистичес­кого интернационала, возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалисти­ческих групп и организаций.

2. Главой государства в Великобритании является король (королева). Он счи­тается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняет­ся право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсо­лютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Та­ким образом, власть короны носит скрытый характер.

Высший - орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

В 1949 г. лейбористским правительством была проведена реформа парла­мента, касающаяся палаты лордов. В состав палаты входят светские и духовные пэры. К светским пэрам и пэрессам относятся наследствен­ные пэры (потомки старинной земельной аристократии), пожизнен­ные пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.; лорды по апелля­циям, назначаемые для осуществления судебных полномочий палаты лордов. В число духовных пэров входят архиепископы и епископы. Обла­дая большим влиянием, верхняя палата способна оказывать сильное политическое давление. Законодательная инициатива почти полностью осуществляется прави­тельством.

Развитие государственного строя Великобритании вXX в. сводится к усилению исполнительной власти.

Фактически с начала XVIII в.высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важ­нейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней поли­тики.

В 1914 г. было приостановлено действие "Хабеас корпус акт" и принят "Акт о защите государства", передававший правительству на время вой­ны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права продолжали применяться. В 1920 г. был принят "Закон о чрезвычайных полномочиях", предусматривавший возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание та­ких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обес­печения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент передал ему и законодательную власть. Получило распространение де­легированное законодательство - акты, издаваемые правительствомпопоручению парламента (распоряжения, приказы, указания, инструк­ции министров и т. д.).

Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета.

3. Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в со­став которого входят:

- Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);

- Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);

- Апелляционный суд.

Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она яв­ляется апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэ­ров, обвиняемых в уголовных преступлениях. На местах правосудие осуществляют мировые судьи. В Англии и Уэльсе имеются магистратские суды (по уголовным делам), выездные суды - суды ассизов, суды графств (по гражданским делам). В Шотландии уголовные дела рассматриваются полицейскими судами в городах и мировыми судами в графствах, а также шерифскими судами. В Северной Ирландии первая инстанция по уголовным и гражданским делам - суды графств и суды суммарной юрисдикции. В Великобритании существуют также специальные суды - коронере-кие, административные, военные и т. д.

Полиция состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет министерство внутренних дел. Кроме ре­гулярной полиции, существуют особые резервные подразделения, при­зываемые в случае чрезвычайных обстоятельств.

Верховным главнокомандующимармией Великобритании считается король (или королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за со­стояние вооруженных сил несут премьер-министр и кабинет министров.

Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обо­роны и внешней политики.

В мирное время традиционный способ комплектования вооруженных сил Великобритании - вербовка добровольцев. В периоды первой и второй мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. После вто­рой мировой войны правительство продлило действие закона об обяза­тельной воинской повинности на мирное время. С января 1961 г. этот закон был отменен, и армия, как и прежде, формируется путем доб­ровольного набора.

4. Выборным органомместного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет. В состав советов графств, городов-графств и муниципальных городов входят старейшины - олдермены. Председатель совета - мэр, избираемый из числа членов совета.

В течение XX в. контроль центральных органов за деятельностью сове­тов в городах и графствах усилился, эти органы лишались наиболее важ­ных полномочий в проведении независимой местной политики. Основ­ным рычагом воздействия на деятельность местных органов сталаихжесткая финансовая зависимость от дотаций правительства.

 

Вопрос 70. Четвертая республика во Франции

1. Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась не­мецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название «правительства Виши».

Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.

2. С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондо­не в 1940 г. был образован правительственный комитет «Свободная Фран­ция», имевший целью объединить французские силы для борьбы за ос­вобождение Франции.

Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный воВременное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформи­рована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за осво­бождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобожде­на.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее ос­вобождения являлось будущее государственного строя, проблема но­вой конституции.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наи­большее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийноеВре­менное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительно­го собрания. После утверждения на референдуме этот проект конститу­ции стал Основным законом Франции.

3. В преамбуле новойКонституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав че­ловека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:

- равные права всех граждан вне зависимости от пола;

- право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;

- обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;

- право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;

- социальная помощь детям, матерям, инвалидам;

- обязательство республики не вести завоевательных войн.

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат:

- Национального собрания,которое избиралось напять лет наоснове все­общего и прямого избирательного права. Только Национальное собра­ние имело право принятия законов. Законодательной инициативой на­делялись члены парламента и председатель Совета министров;

- Совета республики, который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет респуб­лики получил право рассматривать законопроекты, принятые Нацио­нальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет рес­публики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным со­бранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифици­рует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнаро­дование законов. Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подпи­сью председателя Совета министров и одним из министров, по ведом­ству которого осуществляется соответствующий нормативный акт. Органом, возглавляющимнепосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум дове­рия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, не­посредственно руководит всем государственным аппаратом, осу­ществляет общее руководство вооруженными силами.

 

Вопрос 71. Пятая республика во Франции (с 1958 г.)