Становление абсолютизма в Англии обусловлено следующими измене­ниямив общественном строе и экономике.

К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее пред- ставительные учреждения, но сохранила своюсословную природу.

Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохранили свое привилегированное положение. При 15 млн. чел. населения страны в XVI – XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек,

а к дворянству - около 400 тыс. человек,то есть подавляющую массу населения

во Франции составляло третье сословие (в состав ко­торого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии, отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своем стремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церк­ви и приходскими священниками усилились противоречия. Дворянство занимало господствующее место в общественной и государ­ственной жизни французского общества, однако в его составе произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги" разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии". Дворянский статус предостав­лялся также в результате пожалования специальным королевским ак­том.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная дифференциация:

- на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно­рабочие, безработные;

- на верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи­нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

 

Вопрос 36. Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

1. Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в пери­од самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - на­следный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, испол­нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизо­ванный государственный механизм, административно-финансовый ап­парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко­роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла про­грессивную роль:

- вела борьбу против раскола страны, создаваятем самым благоприят­ные условия для ее последующего социально-экономического развития;

- нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту ка­питалистической промышленности и торговли - поощряла строитель­ство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино­странные товары, вела войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта. Во второй половине XVII в., когда капитализм достиг такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченно прогрессивные черты.

Дальнейшему развитию производитель­ных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом:

- привилегии духовенства и дворянства;

- феодальные порядки в деревне;

- высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

2. С укреплением абсолютизма всягосударственная власть сконцентриро­валась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась,они со­бирались очень редко (последний раз в 1614 г.). С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.

Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

- унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, дол­жности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

- учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продава­лись, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Онисо временем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высший совещатель­ный орган при короле. В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дво­рянство мантии" - представители и старых, и новых учреждений. К старым органам управления, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали, относились специальные советы - тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути, первый министр) и четыре государствен­ных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским де­лам и делам двора.

Большое значение в финансовом управлении имели откупщики кос­венных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах, сосуществовали две категории:

- утратившие значительную часть своих реальных правомочий бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в про­шлое и замещались знатью;

- фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномо­ченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч­но назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.

3. Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали:

- королевские суды;

- сеньориальные суды;

- городские суды;

- церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских су­дов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и граж­данских дел.

Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судо­производства лишь функции органов предварительного дознания. В об­ласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Общие королевские суды состояли из трех инстанций:судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затра­гивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.

4. Создание постояннойармии при абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплек­тации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев «третьего сословия», в том числе и уголовных элементов. Офи­церские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что при­давало армии ярко выраженный сословный характер.

 

Вопрос 37. Право средневековой Франции

1. К XI в. наиболее характерной формойземельной собственности во Фран­ции становится феод.

Право феодальной собственности на землю сочеталось с элементами общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с вла­дельческими правами крестьян - для феодала земля представляла цен­ность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделываю­щим. Эти права были ограниченными, но постоянными. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и после­дний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. С XIII в. форма крестьянского землепользования меняется - серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий освобождался от личных повинностей и получил большую свободу распоряжения землей. С со­гласия феодального собственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

2. В период феодальной раздробленностидоговорные отношения во Фран­ции развивались медленно.

При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преиму­щественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.

В Х - XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сдел­ку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограниче­ний на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в пись­менном виде, а в последующем - утверждаться нотариусами. С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи воз­никал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли высту­пать вещи, которые еще не были изготовлены. В период абсолютизма получает распространение договор найма (арен­ды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обыча­ем и мог повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сдан­ная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряже­ние сеньора.

3. Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно цер­ковными правилами. Лишь в XVI - XVII вв. королевская власть, стре­мясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отно­шения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право об­ращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заклю­чившего брак без их согласия.

Личные отношения супругов определялись каноническим правом - гла­венство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

4. Принаследовании по закону наиболее характерным институтом во Фран­ции был майорат, то есть передача по наследству земельного имуще­ства умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления фео­дальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер.

Наследование по завещанию получило распространение сначала на юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обыч­ное право.

5. В начале периода феодальной раздробленности, в IX - XI вв.,преступле­ние во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интере­сы отдельных лиц.Наказания сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI - XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. Получают развитие такие качества уголовного права, как уголовная ответственность без вины, жестокость наказа­ний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии, в XIII - XV вв., с цен­трализацией государства и усилением королевской власти сеньориаль­ная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства коро­лей в развитии уголовного права.

В королевском законодательстве наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого.Целью наказания стали возмездие и устраше­ние. Приговоры приводились в исполнение публично, с тем чтобы стра­дания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.

Видами наказания были:

- смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д.);

- членовредительские и телесные наказания;

- широко применялось тюремное заключение;

- конфискация имущества - в качестве основного и дополнительного на­казания.

6. Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный характер. Боль­шое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного про­цесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информа­ции о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь соби­рал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемо­го, проводил очные ставки.

Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решаю­щее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного при­знания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, со­ставленные на месте преступления и т. д. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняе­мого.

 

Вопрос 38. Государственный строй Германии в раннефеодальный период

 

1. ТерриторияГермании в VI - VIII вв. входила в состав Франкского госу­дарства. С распадом империи Каролингов (843 г.) территория Германии стала частью Восточно-Франкского королевства, что положило нача­ло государственному обособлению германских областей. Завершение формирования самостоятельного германского раннефеодального го­сударства произошло после избрания в 919 г. германским королем сак­сонского герцога Генриха I, основателя Саксонской династии.

Первоначально Германия включала четыре племенных герцогства (Саксонию, Франконию, Швабию, Аллеманию) и Баварию; позднее были присоединены Лотарингия и Фризия (Фрисландия - французские, ита­льянские и славянские земли).

Историю Германского феодального государства можно разделитьна два периода:

- период относительно единого раннефеодального государства (X - XII вв.);

- период феодальной раздробленности (XIII - начало XIX вв.).

2. В период раннефеодального государства в Германии происходил рост круп­ного феодального землевладения, масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот про­цесс протекал сравнительно с другими странами Европы медленно и неравномерно.

До конца XI в. Германия представляла собой относительно единое госу­дарственное целое, и королевская власть обладала значительной силой. Король опирался также на поддержку Церкви, и его основной опорой стал епископат.

Сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства с делением на графства и сотни. Существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью всех вассалов в пользу короля.

К концу XI в. все население Германии было втянуто в феодальные от­ношения, начался интенсивный рост городов - как из старых римских укреплений, так и из новых ремесленных и торговых поселений. С середины XI в. в Германии усилилась политическая децентрализация. Крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Города, первоначаль­но находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светс­ких феодалов, короля), добились освобождения от их власти, самоуп­равления, личной свободы горожан.

 

Вопрос 39. Германия в период феодальной раздробленности

 

1. К XIII в. территория Германии значительно увеличилась. На востоке воз­никали крупные самостоятельные княжества. Во всех областях хозяй­ства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство. Северогерманские города во главе с Любе­ком объединились в крупный торговый союз - Ганзу.

С XIII в. территориальная раздробленность страны нарастает.Князья превращаются в фактически независимых государей. Наибольшим мо­гуществом пользовались курфюрсты (князья-избиратели), светские и духовные аристократы, оказывавшие решающее влияние на выборы королей.

В XIII - XIV вв. Германия окончательно распадается на множество кня­жеств, графств, бароний и рыцарских владений. Одновременно завер­шается оформление системы сословий и сословного представительства. Особенностямисословной структуры Германии были дробность и от­сутствие единства в масштабе всей страны. Существовали:

- имперские сословия (в империи) - имперскиекнязья, имперские рыцари и представители имперских городов;

- земские сословия (в княжествах) - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

Духовенство разделилось на:

- высшее - епископы, аббаты;

- низшее - сельские и городскиесвященники.

В германских городах имущественнаядифференциация привела к образованию трех различных групп:

- патрициата - городской верхушки, которая держала в своих руках все городские должности;

- бюргерства, которое состояло из средней части населения городов, полноправных мастеров и находилось в оппозиции к патрициату;

- городского плебса, также занимавшего оппозицию по отношению к патрициату; к нему относились подмастерья, поденщики, неимущие горожане.

Положение крестьянского населения в Германии XIV в. в целом несколько улучшилось, поскольку вместо прежней барщинной системы фео­далами вводились новые формы организации хозяйства, предполагавшие ослабление и ликвидацию личной зависимости, но в различных районах страны оно было различным:

- в Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду;

- на юге и юго-западе Германии крестьяне владели небольшими надела­ми земли, барщина здесь была заменена денежной рентой;

- на колонизированных восточных землях крестьяне находились в наи­более благоприятных условиях - они получили земельные наделы, эко­номическую самостоятельность и личную свободу, выплачивали фео­далам умеренные фиксированные платежи.

2. Высшая власть в Германии признавалась за коллегией курфюрстов, кото­рые избирали императора и решали важнейшие общегосударственные дела.

Император не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами, у него не было

постоянного общеимперского войска, не существовало общеимперс­кого суда.

Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и курии имперских го­родов; мелкое дворянство и крестьянство не имели в рейхстаге своего представительства.

Рейхстаг созывался императором два раза в год. Дела подлежали обсуж­дению по куриям и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий. Компетенция рейхстага не была точно определена, она вклю­чала в себя следующее: установление мира между княжествами, орга­низацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повин­ностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, изменения в имперском праве и т. д. В княжествах сложились своиместные сословно-представительные уч­реждения - ландтаги, собрания местных чинов, состоявшие из трех палат и представлявшие духовенство, дворянство и горожан; в некоторых зем­лях в эти собрания также входили представители свободного крестьян­ства. Уполномоченные, заседавшие в ландтагах, получали от своих из­бирателей инструкции, носившие характер обязательных; если в инст­рукциях не было указаний, как следует разрешить тот или иной воп­рос, уполномоченные обращались за ними к своим избирателям. В компетенцию ландтагов входили избрание государя в случае пресече­ния правящей династии, отправление некоторых функций в области внешней политики, некоторые церковные, полицейские и военные дела. Ландтаг считался верховным судом княжества до образования особых судов. Оказывая влияние на образование состава княжеских советов или на назначение высших чиновников, ландтаги могли вмешиваться в уп­равление государством.

Значительную роль в жизни Германии игралигорода.Правовой статус города определял объем его самостоятельности. Гер­манские города были трех видов:

- имперские - непосредственные вассалы короля;

- вольные - пользовавшиеся полным самоуправлением;

- княжеские - подчинявшиеся тому князю, в княжестве которого они находились.

К концу XV в. более 80 городов (имперские и некоторые епископские) получили политические вольности и являлись самоуправляемыми еди­ницами.

Законодательная власть в городах осуществлялась советом, состоявшим из комиссий по отраслям городского хозяйства. Исполнительная власть - магистратом во главе с одним или несколькими бургомистрами. Дол­жности членов совета и бургомистров не оплачивались. В большинстве случаев власть в городах захватывал городской патрици­ат, присваивал себе право избрания городского совета и замещения городских магистратур и использовал эту власть в своих интересах.

Это вызывало недовольство прочего городского населения, приводившее в XIV в. к восстаниям ремесленников в ряде городов, в которых обычно руководящую роль играли цехи и которые оканчивались чаще всего компромиссом патрициата с цеховой верхушкой - ремесленники вхо­дили в состав советов либо формировали особую коллегию в составе прежнего совета.

3. Система судоустройства Германии характеризуется наличием несколь­ких видов судов:

- сеньориальные, феодальные суды, создававшиеся в поместьях землевла­дельцев. Первоначально земельный владелец имел право судить лишь своих крепостных, затем его юрисдикция распространилась на все население, жившее в его сеньории;

- церковные суды, юрисдикция которых распространялась, с одной сто­роны, на определенные категории людей (духовенство и некоторые раз­ряды светских лиц), с другой - на определенный круг дел (дела о бра­ках, духовных завещаниях и т. д.);

- городские суды. Устройство городских судов было различно в отдельных городах. В одних городах суд производился судьей и заседателями, в дру­гих - городским советом. В большинстве городов судей выбирала городс­кая община. С укреплением княжеской власти образовался высший суд в княжествах.

 

Вопрос 40. Англия в период раннефеодальной монархии

1. Основными этапами развития английского феодального государстваявляются:

- период англосаксонской раннефеодальной монархии (IX - XI вв.);

- период централизованной сеньориальной монархии (XI - XII вв.);

- период сословно-представителъной монархии (вторая половина XIII в. -XV в.);

- период абсолютной монархии (конецXV в.- середина XVII в.).

2. В I в. н. э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. В начале V в. н. э. римское владычество здесь прекратилось. Началось заво­евание Британии англосаксами - северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова.

К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсия и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса объединились в англосаксонское го­сударство- Англию.

Главной особенностью становления феодализма у англосаксов являет­ся сохранение в течение длительного времени свободной сельской об­щины.

В первое столетие после завоеванияоснову общества составляли сво­бодные крестьяне-общинники (керлы) и знатные люди (эрлы). Родовая знать сначала занимала особое положение, но постепенно была оттеснена дружинниками, на которых опирался король, утверждая свою власть, и которым он раздавал земельные пожалования - общинные земли вме­сте с жившими на них крестьянами. Крестьяне несли в пользу земель­ных собственников повинности и становились лично зависимыми от своих господ. Те крестьяне, которые оставались свободными, выполня­ли повинности в пользу государства.

По мере роста социального неравенства и разложения общины эрлы превращались в крупных землевладельцев. К XI в. благодаря поддержке как со стороны королевской власти, так и церкви, поощрявшей развитие феодальной собственности на землю и оправдывавшей закабаление крестьян, общинные отношения были заме­нены феодальными.

3. В англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укреплениякоролевской власти. Не­смотря на то, что еще сохранялись отношение к королю как к военно­му предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил:

- свое право верховной собственности на землю;

- монопольное право на чеканку монеты, пошлины;

- право на получение натуральных поставок со всего свободного населе­ния;

- право на военную службу со стороны свободных.

Королевский двор сделался центром управления страной, а королевс­кие приближенные - должностными лицами государства. Высшим государственным органом был витанагемот - совет витанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основ­ными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд. Местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления.

Главными территориальными единицами страны в Х в. стали 32 округа -графства, центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дваждыв год обсуждались на собранииграфства.

Внем должны были участвоватьвсе свободные люди округа. Города и порты имели свои собственные собрания, со временем пре­вратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также со­брания деревень.

Графство возглавлял элдормен, назначаемый королем с согласия витанагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооруженными силами.

К Х в. приобретает полицейские и судебные полномочия личный представитель короля - герефа (назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов.

 

Вопрос 41. Англия в XI - XIV вв.

 

1. В течениепериода централизованной сеньориальной монархии (XI - ХII вв.) в Англии завершилось становление феодального строя. После нормандского завоевания (1066 г.) закрепилась характерная особенность анг­лийского феодализма - политическое объединение страны и централизация государственной власти.

Короли Нормандской династии находили прочную опору в слое сред­них и мелких феодалов; поддержка крупных феодалов носила относительный и временный характер, так как они сами стремились к само­стоятельности. Тем не менее при оформлении феодально-иерархичес­кой лестницы установилась прямая вассальная зависимость всех феода­лов от короля, что отличает Англию от других стран Европы. В 1086 г. была проведена всеобщая поземельная перепись («Книга Страш­ного суда»), закрепившая за каждым феодалом его земельные владения и место в системе феодальной иеархии.

Свободные крестьяне по большей части были записаны в ней как крепостные – вилланы; оставшиеся - как фригольдеры:

- для английских вилланов характерны повинности «по воле лорда»,тяжелая барщина, строгое ограничение прав ухода с надела, подсудность только суду своего лорда (сеньориальная юстиция);

- фригольдерство предполагало свободное держание, противопоставляв­шееся вилланскому держанию, на условиях выплаты ренты (сравни­тельно низкой). Для крестьян-фригольдеров были характерны личная свобода, фиксированность ренты, право свободного завещания, разде­ла и отчуждения держания, а также право защиты в королевских судах. В результате реформ Генриха (правил в 1154- 1189гг.) укрепились судеб­ные, военные и финансовые полномочия королевской власти. Основные направления этих реформ - создание системы центральных финан­совых и судебных учреждений, а также реорганизация армии.

Усилению монархии способствовали также появление (с Х в.) и рост городов как центров ремесла и торговли. Города обычно получали право на самоуправление и ежегодно уплачивали королю (по большей части они были расположены на королевской земле) определенную денеж­ную сумму.

Горожане и фригольдеры нуждались в охране со стороны королевской власти и поддерживали ее, что также усиливало монархию. Ввиду развития товарно-денежных отношений и роста рыночных свя­зей подати и повинности все больше приобретали денежный характер:

- рыцари, обязанные сюзерену военной службой, уже в XII в. часто заме­няли ее денежным взносом - так называемые "щитовые деньги";

- крестьяне также взамен исполнения повинности часто вносили денеж­ные платежи.

2. Переход к новой форме государства- ксословно-представительной мо­нархии (вторая половина XIII в. - XV в.) - осуществился в результате гражданской войны 1263 - 1267 гг.

С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам зна­чительной части населения: проводились конфискации земель, притес­нялись крупные земельные собственники, вводились новые денежные поборы и повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, и в начале XIII в., после восстания баронов, поддержан­ного рыцарями и горожанами, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.), которая считается первым кон­ституционным актом Англии. Главное содержание Хартии - компро­мисс короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов уде­лено значительно меньше внимания.

После нового политического конфликта в 1258 г. король Генрих III ут­вердил Оксфордские провизии, устанавливавшие режим баронской оли­гархии. В ответ недовольные рыцари при поддержке горожан и некото­рых баронов потребовали от короля подписания Вестминстерских про­визии, защищавших рыцарство и свободных крестьян от произвола круп­ных феодалов и королевской администрации. В 1263 г. началась граждан­ская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было созданиепервого анг­лийского парламента, окончательно утвердившегося при Эдуарде I. В XIV в. парламент стал двухпалатным:

- верхняя палата - палата лордов, где заседалибароны и высшее духовен­ство;

- нижняя палата - палата общин, где заседали рыцари и городская вер­хушка вместе с низшим духовенством.

Их прочный союз обеспечил палате общин большее политическое вли­яние, чем сословно-представительных собраний в других странах.

Первоначально парламент лишь определял размеры налоговна недвижимость и подавал коллективные петиции на имя короля,но постепенно закрепил свою компетенцию в следующих вопросах:

- право на участие в издании законов;

- право решать вопросы о поборах с населения в пользу государственной

- казны;

- право контроля над высшими должностными лицами;

- право выступать в качестве высшего судебного органа.

Управление на местах осуществляли шериф с помощником - бейлифом, а также избиравшиеся в местных собраниях коронеры и констеб­ли.

Полицейскими и судебными полномочиями наделялись назначаемые королем мировые судьи.

Высшими судами в этот период были Суд королевской скамьи, Суд об­щих тяжб и Суд казначейства.

 

Вопрос 42. Англия в период абсолютной монархии

 

С конца XIV в. в Англии быстрым темпом идет эволюция феодального

землевладения в капиталистическое:

- ликвидация барщины;

- падение феодальнойренты;

- сдача барской земли в аренду крестьянам за сравнительно умеренную плату;

- уничтожение крепостного права, превращение крепостных крестьян в копигольдеров. Крупное феодальноехозяйство в течение XV в. приходит в упадок, его доходы сокращаются.

Развитие товарно-денежных отношений соответствовало накоплению

капитала и возникновению первых мануфактур - в шерстяной промыш­ленности. К концу XV в. - началу XVI в. изменился облик английского дворянства -старая феодальная знать была истреблена в междоусобной войне Алой и Белой розы, на основе средних слоев дворянства образовалось новое дворянство - джентри, пополнявшееся выходцамииз городской буржу­азии (купцов и ростовщиков) и разбогатевшего крестьянства, которые покупали земельные владения светских и духовных феодалов. Интересы джентри были близки интересам буржуазии.

Особенность экономического развития Англии этого периода - форми­рование капиталистических элементов в деревне ранее, чем в городе. Быстрое развитие сукноделия, ставшего основной отраслью английс­кой промышленности, повлекло увеличение спроса на шерсть и вызва­ло стремление расширить пастбища для овец. В Англии начался аграр­ный переворот.

Не довольствуясь захватом общинных земель, крупные землевладельцы насильственно сгоняли с земли крестьян, разрушали их дома и целые деревни.

Имущественное расслоение сельского населения привело к выделению:

- фермеров-фригольдеров как зажиточной верхушки крестьянства, эксп­луатировавшей наемный труд и часто переходившей в ряды крупных арендаторов;

- копигольдеров как малоземельных арендаторов и безземельных батра­ков.

2. Эпохойанглийского абсолютизма было правление династии Тюдоров и первых Стюартов (Иакова I и Карла I).

Своеобразием английский абсолютной Монархии являлись:

- сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской влас­ти;

- отсутствие сильного и развитого бюрократического государственного аппарата;

- сохранение органов местного самоуправления;

- отсутствие постоянной армии. Военную мощь страны составлял силь­ный флот, который обеспечивал не только защиту с моря, но и воз­можность ведения активной торговой и колониальной политики.

Центральными органами власти и управления в этот период в Англии

становятся:

- король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть;

- Тайный совет короля, который составляли представители феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетен­цией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю тор­говлю при его участи? издавались ордонансы, он рассматривал неко­торые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке;

- парламент, состоявший, как и в XIV в., из двух палат - палаты лордов и палаты общин.

С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наслед­ственных пэров, палата общин - из представителей дворянства и го­родской верхушки. Духовенство не было выделено как сословие в анг­лийском парламенте - прелаты вошли в палату лордов. Остальное духовенство не получило представительства в парламенте.

Реформация, ликвидировавшая в конце XVI в. власть Римского Папы над английской церковью и сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуля­ризацией), содействовала укреплению абсолютизма. Церковь, возглав­ляемая королем, превратилась в часть государственного аппарата.

3. В период абсолютизма возросла зависимостьсистемы местных органов управления от центральных органов власти.

В графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейтенант назначался непосредственно королем; в его функции входило руководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и полиции. Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода, деятельность которого была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных органов.

4. При абсолютизмеважнейшими судебными инстанциями были Суд коро­левской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера. Оформились структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтей­ства. Были созданы также чрезвычайные суды, самый известный из ко­торых - Звездная палата (по сути политический трибунал). Расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. В состав суда включались присяжные заседатели.

 

Вопрос 43. Право средневековой Англии

 

1. Английскому средневековомувещному праву известно деление имуще­ства на движимое и недвижимое, но более распространенным и тради­ционным было деление вещей т реальную собственность и персональную собственность:

- реальная собственность защищалась реальными исками (в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной собствен­ности относились родовая недвижимость, а также такие права на зем­лю, которые носили характер свободного держания, феодального владе­ния от короля или от другого лорда;

- персональная собственность защищалась персональными исками. К ней относились все прочие вещи.

Земля занимала особое место в английском средневековом праве. Зе­мельные права определялись двумя главными понятиями:

- владение, держание (tenancy);

- объем владельческих прав, правовых интересов (estate).

Владение могло быть:

- свободным (фригольд) - владение землей, полученной на условиях не­сения рыцарской службы или по праву личной службы, а также земле­владение свободного крестьянина (сокаж);

- несвободным (копигольд) - владение землей на условиях исполнения личных и поземельных повинностей крестьянина в пользу лорда;современем превратилось в наследственное право феодальной аренды.

Понятие объема владельческих прав на недвижимость (estate) включает права лиц, которые участвуют в отношениях владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью, а также дает представ­ление о наборе технических средств для передачи собственности. Исто­рически развиваясь, оно имело следующие формы:

- получение лордами права продажи земли при условии, что нанового ее держателя переходят все служебные повинности прежнего;

- владение, близкое к частной собственности, с тем лишь отличием, что при отсутствии наследников земля не становилась выморочной;

- заповедные права на землю (права «заповедных земель»);

- пожизненное владение;

- владение на определенный срок.

Чисто английским институтом вещного права был институт доверитель­ной собственности (трэст): когда одно лицо передает другому в собствен­ность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став фор­мально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию. По мере развития рыночных отношений в английском праве стало скла­дываться и развиватьсяобязательственное право: обязательства из де­ликтов и договоров.

Средневековому английскому обязательственномуправу известны вчисле прочих следующие формы исков:

- иск о долге;

- иск об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги);

- иск о соглашении (требование к должникуисполнить обязательство, установленное соглашением сторон);

- иск о защите словесных соглашений.

2. Семейное право средневековой Англии определялось интересами охра­ны и защиты феодального землевладения. Как и в других странах Евро­пы этого периода, оно регулировалось нормами канонического права - например, церковная форма брака, запрещение развода и двоеженства и пр.

Английская средневековая семья носила патриархальный характер. Дви­жимое имущество женщины при вступлении в брак переходило к мужу, в отношении недвижимого имущества устанавливалось его управление. Замужняя женщина не имела права на самостоятельное заключение договоров, на выступление в суде в свою защиту. Замужние женщины в крестьянских, ремесленных и купеческих семьях пользовались боль­шей дееспособностью - они могли управлять своим имуществом, зак­лючать сделки, заниматься торговлей.

Обычным англосаксонским правом развод признавался, хотя канони­ческое право его не допускало, разрешая лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов. В случае развода или в случае смерти мужа женщина, уходя из семьи мужа, получала свою долю семейного имущества.

3. Английское средневековое право знало наследование и по закону,и позавещанию.

Принаследовании по закону утвердился принцип майората - во избежа­ние дробления феода передача по наследству земельной собственности старшему сыну, а при его отсутствии - старшему в роде. Наследование по завещанию в некоторых местностях ограничивалось - запрещалось устранять от наследования законных наследников.

4. Английское средневековоеуголовное право традиционно подразделяло все преступления на три группы:

- фелония- понятие, сложившееся еще в XIII в. и означавшее тяжкие пре­ступления (тяжкое убийство, простое убийство, похищение имущества, насильственное проникновение в чужое жилище ночью с целью их со­вершения и др.). Фелония каралась смертной казнью и конфискацией имущества;

- измена, выделившаяся из числа других преступлений в XIV в. и ставшая самым тяжким преступлением. В понятие измены входило нарушение долга верности королю со стороны его подданных (великая измена), а также совершение преступлений против государственной безопасности (призыв к мятежу, незаконное сборище в целях учинения беспоряд­ков, сговор, соглашение двух или более лиц с противозаконными на­мерениями);

- мисдиминор - понятие, которое постепенно развилось из правонарушений, ранее наказывавшихся лишь взысканием причиненного ущерба в гражданском порядке. Со временем в эту группу преступлений были включены мошенничество, изготовление фальшивых документов, подлог. Мисдиминор карался тюремным заключением или штрафом.

5. Судебный процесс в XII - XIII вв. носил обвинительный характер. В даль­нейшем английское судопроизводство стало обвинительно-состязатель­ным как по гражданским, так и по уголовным делам. Предварительного следствия не существовало. Церковные суды прибегали к услугам расследователей, которые изучали доказательства и устанавливали факты. Их заключения являлись осно­вой решения.

В судах общего права доказательства собирались самими сторонами. В конце XV в. стали созываться специальные жюри обвинительных при­сяжных с целью проверки материалов обвинения. Если они признавали достаточными доводы в пользу обвинения, то составляли документ об обвинении. Такую проверку мог проводить и мировой судья. После того как стороны предоставляли свои доказательства, судья дол­жен был суммировать обстоятельства дела и дать совет присяжным, указывая на правовые вопросы по делу. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого.

 

Вопрос 44. Средневековый Китай

 

1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господству­ющимифеодальные отношения. Укрепила свое положение крупная фео­дальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло круп­ное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях.

Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу иУ,закончился в III в. на короткое время объединением страны под влас­тью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316г. была уничто­жена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Ки­тая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сяньбийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, на­зывавшаяся в то время «системой равных полей»; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой ди­настии стремились к установлению единодержавия. Усиление централь­ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и уве­личение взимавшихся с народа повинностей. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско­го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко­торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен­ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро­кратический аппарат управления.

2. В социальной структуре Китая выделялисьтри сословно-классовые группы:

- благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобож­дались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые-и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о «Вось­ми условиях для благоприятного рассмотрения дел» - «Ба и», наделив­ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю­рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные земле­владельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почет­ных званий и ученых степеней;

- добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

- дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным" свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батра­ками, стражниками, слугами и т. д.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, опреде­ленный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле­жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

3. Главой государства был император – «Сын неба». Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верхов­ным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограни­ченные права.

При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са­новники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государствен­ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:

- ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновни­ков;

- ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

- ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. В ведении второго канцлера находились:

- военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в импе­рии;

- ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

- ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудо­вой повинности податных.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата ру­ководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торже­ственные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, ко­торые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен­тра.

В провинции действовали три управленческие службы,во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

- административная, в обязанности которой входили учет людей и зе­мель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и рас­пределением воды;

- военная;

- надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борь­бу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

4. В средневековом Китае,как и в других феодальных государствах,судеб­ные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни. Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В слу­чае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими пре­ступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где реше­ния выносились от имени императора.

 

Вопрос 45. Право средневекового Китая

1. Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла цер­ковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским мона­стырям).

Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древ­ности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища.

Договоры заклада собственности имели следующие особенности:

- при закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложен­ную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семейной соб­ственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа отоваривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя;

- при залоге движимого имущества также исключалось самовольное рас­поряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кро­ме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи. Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в пользование конкретно-определеннойвещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность. Договор купли-продажи занимал особое место в китайском Обязатель­ственном праве. Главным условием его действительности являлось со­глашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказыва­лось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельст­во, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

2. Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было по­явление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обяза­тельно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершен­нолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для муж­чин и 14 - 15 лет для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужс­кой линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фами­лию.

Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены призна­вался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайс­кий брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к во­ровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к амо­ральному поведению.

3. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопро­вождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наслед­ству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственни­кам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сы­ном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

4. В области средневековогоуголовного права Китая идеология конфуци­анства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наслед­ственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм.

Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформули­рованного в законе этого правового понятия препятствовали разгра­ничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний ис­пользовались такие категории, как неведение, неумышленность, не­брежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но осво­бождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости отих общественной опас­ности основывалась на концепции «десяти зол»:

- первой, второй и третьей формами зла считались преступныепосягательства против императора - заговор о мятеже против государя, непо­корство и измена;

- четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

- пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесе­ны убийства в одной семье трех человек, совершение преступления с особой злостностью, все виды колдовских магических действий, приго­товление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

- шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых зап­ретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

- седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защи­той нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве ос­новы социального порядка.

5. Судебный процесс носил инквизиционный характер.

Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпев­шего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специаль­ные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавалина поруки в дом мужа.

Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи ис­ходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, оч­ные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть приме­нены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть при­знано сомнительным.

Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судахбыли стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

 

Вопрос 46. Арабский Халифат

 

1. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становле­нием новой религии- ислама, - связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в За­падной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное офор­мление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значитель­ную часть других районов Аравии.

В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марок­ко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных ра­бовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государ­ства принято подразделять на следующие периоды:

- период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;

- период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.

Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское обще­ство кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной' общины, подрывом соот­ветствующих ей политеистических религиозных представлений. Все ара­бы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся од­новременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсаль­ность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последовате­лей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежнос­ти, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии.

В первую оче­редь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожаетихинтересам.

Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политичес­ких норм и права, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлет­ворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово «ислам» по-арабски означает «преданность», «покорность») и признания права на конт­роль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитарный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, куль­турных групп в единый политико-идеологический организм.

2. Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами:

- доминирующее положение государственной собственности на землю;

- широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;

- государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;

- религиозно-государственная регламентациявсех сфер общественнойжизни;

- отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у го­родов, каких-либо свобод и привилегий. Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (не­мусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраня­ли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со време­нем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоот­ношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачи­вать поземельную и подушную подать (харадж).

3. Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племен­ная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.