Экономическая и политическая жизнь страны в периодВосточного Чжоу

(770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

- развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купе­чества в общественной жизни;

- упадком наследственного землевладения родовойаристократии. Ее зем­ли постепенно переходят к служилой знати.

Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках воена­чальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собствен­ность рабовладельцев на землю.

4. В период"воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного нало­га, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уп­лачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был на­несен один из первых ударов.

 

Вопрос 17. Древний Китай. Государство Цинь.

 

1. Третий период истории Древнего Китая- царство Цинь, с 221 г. до н. э. до

207 г. до н.э.

С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые госу­дарства поглощались более сильными.

Царство Цинь возникло примерно в Х в. до н. э. Первоначально оно на­ходилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго, вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э. оно подчинило себе остальные китайские государства.

2. В 359 - 348 гг. до н. э. государственный деятель, главный советник импера­тораШан Ян провел серию реформ, которые способствовали усиле­нию центральной власти.

Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием по­рядка в стране. В этот период императором были утверждены обязатель­ные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

- узаконивалось право частной собственности на землю и была официаль­но разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар об­щинному землевладению;

- проводилось принудительное дроблениебольших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

- в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было прове­дено по территориальному принципу;

- налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

- войско было перевооружено и реорганизовано.

3. В централизованной Циньской империиглавой государства являлся им­ператор - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сноше­ний. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские цар­ства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В импе­рии были произведены следующие преобразования:

- административное. Территорию разделили на 36 областей,которые, всвою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости-натин, представлявший собой низшую административную единицу;

- аграрное.Поощрялось земледелие;

- финансовое;

- военное.

Каждую область возглавляли два управителя - представителивоенной игражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступ­ки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристок­ратические титулы были уничтожены, критерием знатности стали бо­гатство и заслуги перед государством.

4. В Циньской империи наличествовало специальноесудебное ведомство,

что свидетельствует о выделении судебных функцийиз общеадминист­ративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, кото­рый мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, осо­бенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

5. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось часты­ми войнами и крестьянскими восстаниями.

Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на со­держании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали муж­чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготов­ку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, пре­ступники, бродячие торговцы, а такжете, кто потерял свободу за долги.

 

Вопрос 18. Древний Китай. Государство Хань

 

1. Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

Императорская династия Хань правила с 206г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

- Западная, или Ранняя (Старшая), Хань (206г. до н. э. - 8 г. н. э.);

- правление Ван Мана (9 - 23 гг. н. э.) и правление Лю Сюаня, или Гэн-ши (23 - 25 гг. н. э.);

- Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг.н. э.).

2. Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым момен­том в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего раз­вития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию стра­ны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его по­мощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной ад­министрации контролировалась инспекторами из центра.

3. В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватилВан Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую по­пытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на сме­ну легистам.

В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

- путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собствен­ность на нее;

- все земли объявлялись царскими;

- восстанавливалась система общинного землевладения. В области рабовладения:

- отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;

- государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.

Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссуд­ный процент.

Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разру­шению экономики страны.

В 18 г. н. э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".

В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основа­ла новую династию- Позднюю (Младшую, или Восточную)Хань. Вос­стание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н. э.

Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьян­ству, отчасти облегчено налоговое бремя. Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший совещательный орган при импе­раторе; функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результа­те мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные воо­руженные политические группировки, стали независимыми от цент­рального правительства. Это привело к политическому кризису и к раз­рушению хозяйственной системы страны. В 220 г.единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных цар­ства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

 

Вопрос 19. Право Древнего Китая

 

1. Главными объектамиправа собственности в Древнем Китае были земли рабы.

Земля:

- в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;

- во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;

- период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговый

- сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Рабы:

- в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;

- во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

- период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

2. Древнекитайское право регламентировало различныевиды договоров, втом числе:

- договор мены;

- договор купли-продажи;

- договор дарения;

- договор займа;

- договор аренды земли;

- договор личного найма.

Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.

Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.

Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

3. В Древнем - Китаебрак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

4. Средивидов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выде­лить:

- государственные - мятеж, заговор;

- религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

- против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;

- против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;

- воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений.

Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основнойцелью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение. Квидам наказаний относились:

- смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

- членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

- штрафы, позволявшие откупитьсяот наказания;

- тюремное заключение.

Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение жен­щин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непос­редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол­няли представители местной администрации.

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель­но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях соверше­ния преступлений рабами.

 

Вопрос 20. Древняя Греция

 

1. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древ­ней Греции наступил так называемыйполисный этап - время формиро­вания и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнооб­щинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода:

- гомеровский период- XI - IX вв. до н. э.;

- архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

- классический период - V - IV вв. до н. э.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта.

2. Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой племенную соб­ственность, общинники имеют лишь право пользования ею. Однако уже есть и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существует, владычествует перво­бытная военная демократия. Во главе общества стоит родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции вер­ховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; перво­начально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действует совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играют народные собрания. К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому строю приходит рабовладельческий.

3. Архаический период (VIII - VI вв. до н. э.) ознаменован созданием Афин­ского государства.

Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в ре­зультате проведения царем Тесеем синойкизма - объединения обособ­ленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины, по тому же преданию, было разделено Тесеем на следующие социальные группы:

- эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных уча­стков;

- геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

- демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежу­точный слой - метэки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав.

Сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управ­лялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра­тов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари­стократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

4. К классическому периоду (V - IV вв. до н. э.) относится расцвет древне­греческого рабовладельческого общества, полисного строя.

В vb. до н. э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персид­ских войнах (500 - 449 гг. до н. э.). Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский союз. Была уч­реждена единая казна, созданы единые сухопутные силы и флот. Управ­ление делами Союза возлагалось на совет из представителей всех горо­дов - членов Союза. Скоро в этом Союзе обозначилось главенство Афин, поэтому он стал называться Первым Афинским морским союзом и фак­тически превратился в афинскую морскую державу - архе.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внут­риполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра­бовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистра­там, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), вы­бираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обя­занностей по избранию устанавливалось вознаграждение из государ­ственной казны. Возросшие расходы покрывались за счет налога - фороса, который должны были регулярно выплачивать входившие в архе союзные города. Таким образом, благополучие афинских граждан бази­ровалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации насе­ления союзных городов.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекра­тивший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз вы­полнил стоявшую перед ним военную задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала арис­тократия.

Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны.

 

Вопрос 21. Общественный строй Афин

 

1. Полноправнымиафинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей.

К наиболее важным правам гражданина относились:

- право на свободу и личную независимость от другого человека;

- право на земельный участок на полисной территории;

- право на экономическую помощь от государства в случае материал затруднений;

- право на ношение оружия и службу в ополчении;

- право на участие в делах государства;

- право на почитание и защиту отеческих богов;

- право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступленияон мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

- беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

- приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

- защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

- повиноваться законам и избранным властям;

- принимать активное участие в общественной жизни;

- почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

2. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой- метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

- права гражданства;

- права приобретать недвижимость;

- права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах.

У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

3. Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи.

Рабы в Афинах разделялисьна рабов, принадлежавшихчастным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.

 

Вопрос 22. Государственное устройство Афин

 

1. По своей сущности Афинское государство являлось политической ор­ганизацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собойдемок­ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

- Народное собрание;

- Совет пятисот;

- гелиэя;

- коллегия стратегов;

- коллегия архонтов.