Дворец культуры, новый тип общественного здания.
Жилой комплекс на Шаболовке
В 1927 году Моссовет поручил архитекторам АСНОВА разработать проект жилого комплекса. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно — эстетическая выразительность.
Для строительства был отведён небольшой (близкий к квадрату) квартал в районе Шаболовки (как раз недалеко от Шуховской башни. Лучшим был признан проект группы Н.Травина.
Всего были запроектированы 24 пяти — шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная. Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света.
Отсюда образование небольших, полуизолированных дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем «южные» фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. «Северные» фасады лишены балконов и почти ничем не примечательны. Сюда выходят кухни, ванны.
Большое внимание было уделено организации внутреннего пространства (в том числе и с точки зрения организации зрительно -законченных перспектив. Пребывая в этом районе, ловишь себя на мысли, что дворы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение светлого и очень открытого пространства (и это несмотря на то, что застройка очень плотная, и в процессе проектирования архитекторы пытались удачно обыграть каждый участок земли).
В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой — В.Балихиным, а также создание Ладовским ассоциации архитекторов — урбанистов АРУ.
Дом культуры (Дворец культуры) — клубное учреждение, центр культурно-массовой и просветительской работы.
В СССР имела место следующая классификация домов культуры[1][2]:
· территориальные, находившиеся в ведении Министерства культуры;
· дома культуры профсоюзовпредприятий, учреждений, учебных заведений и т. п. организаций;
· дома культуры интеллигенции: дом актёра, дом учителя и подобные;
· дома культуры колхозов и совхозов;
· дома офицеровСоветской армии;
· дворцы и дома пионеров и школьников;
· дома народного творчества[3].
Массовое развитие подобных клубных учреждений началось в СССР с ноября 1920 года[4], когда декретом Совнаркома в системе Наркомпроса РСФСР был образован Главполитпросвет[5]. Российские народные дома, появившиеся со второй половины 1880-х годов, были преобразованы тогда в рабочие клубы и дома культуры[6]. Первым «дворцом культуры ВЦСПС»[7] (впервые в стране возведённым на средства профсоюзов, к юбилейной дате 8 ноября1927 года)[8] стал Дворец культуры имени А. М. Горького в Ленинграде. Первые дворцы и дома пионеров и школьников в СССР были открыты в 1923—1924 годах в Москве[9].
В 20-х гг. советские архитекторы разработали новый тип общественного здания для проведения культурно-просветительных мероприятий - рабочий клуб. Виднейшее сооружение этого типа, вошедшее в историю советской архитектуры,- Дворец культуры Московского автомобильного завода им. И. Лихачева (рис. 239). Он был построен во второй половине 30-х гг., но для этого здания во многом характерны особенности архитектуры периода первой пятилетки. Комплекс состоит из клубного корпуса и театра на 1200 мест. В его объемно-планировочной композиции сочетаются приемы, свойственные функционализму (например, корпус расчленен на объемы по функциональному признаку), и некоторые реминисценции классицизма. В соответствии с принципами новой архитектуры здание не имеет главного фасада, так как рассчитано на восприятие со всех сторон; сквозь корпус сделан сквозной проход для связи пространств. В то же время композиционный прием расположения зимнего сада так, что это помещение парадно фланкировано двумя симметричными лестницами, свидетельствует о влиянии традиционных тенденций.
В многочисленных конкурсах послереволюционных лет разрабатывались темы Дворца труда, Дворца культуры и т. п. Идея свободы и широчайшей демократии, представление о каждом общественном здании как о своеобразном народном форуме, месте общения многотысячных масс трудящихся рождала грандиозные композиции. О реальном строительстве таких зданий в тот период не могло быть и речи. Вместе с тем проектная работа стимулировала отработку выразительного языка архитектурных форм. Это время вошло в историю советской архитектуры как время революционной романтики.
В годы первой пятилетки в клубах при производственных предприятиях предусматривались группы аудиторий, лаборатории, экспериментальные мастерские, помещения для производственных выставок, техническая библиотека с группой соответствующих помещений и др. Клуб превращался в своеобразный цех культуры. Одним из первых таких комплексов был Дворец культуры им. Лихачева в Москве (братья Веснины, 1931—1937 гг.). Его композиция была запроектирована из трех самостоятельных объемов: Т-образной клубной части, непосредственно примыкающего к ней малого зала на 1200 мест, и отдельно стоящего здания большого театра на 4000 мест, которое так и не было осуществлено. Асимметричные формы Дворца культуры свободно компонуются на участке. Интересное для тех лет новшество-обсерватория в клубном корпусе с оригинальной конструкцией вращающегося металлического купола — обогатило силуэт и архитектурный облик Дворца культуры. Вся композиция построена на выявлении внутреннего функционального содержания комплекса, что вполне естественно для работы лидеров ОСА. Веснины последовательно проводили принцип демократизации зрительного зала. Места в малом зале расположены пологим амфитеатром и на балконе. Сцена оборудована всем необходимым для осуществления театрализованных постановок. Пространство вестибюля и двусветного фойе соединено системой открытых лестниц. Удобно решена клубная часть, имеющая отдельный вход, но соединенный по второму этажу с фойе театра.