Центральный парк культуры и отдыха им. Горького в Москве, история проектирования и строительства, 1920-1930 гг.

Иван Владиславович Жолтовский (1867—1959) — русский и советский архитектор, художник, просветитель, крупнейший представитель ретроспективизма в архитектуре Москвы. Состоялся как мастер нео-ренессанса и неоклассицизма. Начав работу в период зарождения стиля модерн в 1890-х годах, Жолтовский дожил до начала эпохи крупнопанельного домостроения 1950-х (и сам также принимал участие в проектировании первых крупнопанельных домов).

Творчество архитектора Жолтовского И.

Таким образом, еще не закончив Академии, он прошел все ступени практической работы архитектора, достигнув большой самостоятельности, о чем наглядно свидетельствует спроектированное им и построенное здание Офицерского собрания армии и флота в Ленинграде на углу Литейного проспекта и Кирочной улицы.

От природы наделенный умом пытливым, склонным к анализу, не признающий работы на основе одних вкусовых категорий и интуиции, И. В. Жолтовский совершенно сознательно ставит перед собой вопрос: чем объяснить неувядаемую красоту некоторых произведений народного искусства и классики? Почему некоторые творения мастеров прошлого, и притом различные по времени возникновения, по пластическим архитектурным формам доставляют наслаждение современному человеку, причем наслаждение одинаково содержательное? Он предпринимает обширные путешествия по стране, изучает народное зодчество, древнюю русскую архитектуру, творчество блестящих мастеров ампира и классицизма. И вот на протяжении всей своей творческой жизни И. В. Жолтовский неустанно работает над разгадкой проблемы классического в искусстве.

Его теория складывалась постепенно и разрабатывалась им в процессе накопления собственного практического опыта. Он много проектирует и строит. До революции он возводит ряд богатых особняков, загородных вилл для московских богачей, промышленных зданий, домов для рабочих, решая творческие задачи по своему усмотрению, всегда экспериментируя и проверяя свои догадки. Так он сооружает в Москве для промышленника Тарасова особняк на Спиридоновке, в котором сознательно берет тему палаццо Тьене в Виченце (XVI в.) работы Палладио и трансформирует ее в другом пропорциональном ключе, желая проверить эффект изменения художественного образа в зависимости от изменения его гармонизации. В интерьерах особняка на Спиридоновке, в содружестве с художниками И. Нивинским и Е. Лансере, он проявляет виртуозное мастерство в интерпретации ренессансных форм, глубоко проникнув в композиционный метод их построения.

Неоднократные поездки в Италию, в Англию, снова изучение русской архитектуры, тщательный анализ произведений народной архитектуры и знаменитых ансамблей, позволило И. В. Жолтовскому постепенно выработать свою концепцию классики. Он устанавливает, что в основе развития архитектуры лежат две принципиально различные линии: одна — античная линия, достигшая вершины в век Перикла и характерная для рабовладельческой демократии греческих городов-государств (V—IV вв. до н. э.), и другая, которую он назвал барочной, — характерная для императорского Рима (I—II вв. н. э.) и в особенности для периода контрреформации (XVI—XVII вв.), зачинателем которой в архитектуре был Микеланджело. Жолтовский при этом сформулировал и основы творческого метода той и другой линии развития архитектуры.

Ко времени Великой Октябрьской социалистической революции И. В. Жолтовский уже был известен в широких кругах архитекторов не только как принципиальный и талантливый мастер, но и как знаток классики и глубокий ее истолкователь. Его педагогический авторитет также высоко ценился.

С первых шагов Советской власти И. В. Жолтовский принимает живейшее участие в осуществлении крупных проектных и строительных работ. Он совместно с А. В. Щусевым возглавляет работу по составлению первого плана планировки г. Москвы. В процессе этой работы на его долю выпало счастье беседовать с В. И. Лениным.

В 1922—1923 годах он проводит большую работу по проектированию и строительству первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Он осуществляет работы по перестройке здания Госбанка, участвует в конкурсе па проект Дворца Советов (1931 —1933), строит жилые дома, дома культуры, административные и промышленные здания.

Все эти годы напряженной творческой работы И. В. Жолтовский продолжал совершенствование своего учения о классике и ее методе.


Особняк Тарасова, 1908—1912

Здание Московского ипподрома,1950—1955

Центральная тепловая электростанция МОГЭС на Раушской набережной, 1927

И. В. Жолтовский. Жилой дом не Ленинском проспекте в Москве. 1949.

Дом на Моховой, 1931—1935

 

Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького — крупный парк в центре Москвы.

Основан в 1928 году, территория — 100 га. Главным архитектором ЦПКиО, осуществившим в конце 20-х годов XX века планировку партера парка — от входа до Нескучного сада, являлся архитектор-авангардистК. С. Мельников. Сегодня Нескучный сад является частью ЦПКиО им. М. Горького.

Как главный архитектор парка, К. С. Мельников осуществил планировку его партера, в основном сохранившуюся до наших дней. Планировка Мельникова сменила собой ту, которую спроектировал во время подготовки первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки архитектор И. В. Жолтовский. В центре партера Мельников задумал фонтан, в котором «архитектура формировалась струями самой воды»[1]. Фонтан по проекту Мельникова осуществлён не был, но в середине 1930-х годов на том же месте был сооружён иной по характеру фонтан архитектора А. В. Власова. Оформление отдельных частей парка осуществил в 1944—1945 годах архитектор И. А. Француз. Центральный вход в парк сооружён по проекту архитектора В. А. Щуко.

В 1974 году в парке установлено два произведения декоративно-монументальной скульптуры садово-паркового жанра — гранитные фигуры авторства Г. А. Шульца: «Пловец» (1948) и «Зима» (1966); вторая, в духе «пластической полифонии» — из цикла «Времена года», остальные работы которого также предполагались к размещению в ЦПКиО им. Горького.[2]

Большие работы были проведены по озеленению города. Идея генерального плана состояла в том, чтобы превратить набережные Москвы-реки и Яузы в зеленые артерии, развить зеленые клинья вдоль радиальных магистралей — вплоть до центра города, крупной зеленой полосой пройти от Манежной площади до Лужников на соединение с зеленью Ленинских гор. Осуществление этих планов началось путем создания Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького на месте первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1922—1923 гг. Проектирование парка было поручено коллективу архитекторов под руководством А. Власова — мастера садово-парковой архитектуры.

Москва. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького. Проект планировки, 1934—1936 гг. А. Власов

Работа над проектом детальной планировки этого парка проводилась в 1934-1936 гг. Одновременно проводилась разбивка парка. Его размеры не ограничились территорией бывшей выставки, они увеличились до 560 га, включая Нескучный сад. В композиции парка авторы предусмотрели открытые пространства для проведения массовых мероприятий, в зоне отдыха была предусмотрена живописная планировка.

Большие работы были начаты по созданию нового зеленого массива на северо-западе столицы для открытой в 1939 г. новой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В результате образовался крупнейший массив зелени, вобравший в себя Парк культуры и отдыха им. Дзержинского, а впоследствии — парк «Останкино» и Главный Ботанический сад.