Реконструкция ул. Горького.

ДНК в Новосибирске (оперный театр) Гринберг, Т. Барт, М. Курилко. В духе ультрановаторских идей в области сценографии (трансформируемый зал, превращаемый в круглый амфитеатр, устр-во подвижного транспортера - галереи вокруг сцены и под амфитеатром зрительного зала...)

Планетарий в Москве, 1927-1929 гг. и ДНК в Новосибирске.

Харьков. Дом Госпромышленности 1926-1928 гг.

Значительным событием в развитии советской архитектуры было сооружение Дома государственной промышленности, а затем и других объектов нового центра в Харькове. К этому периоду относится разработка генерального плана города. Харьков, бывший губернский город, с 1918 г. стал столицей Украинской Советской Социалистической Республики и превратился в экономический и культурный центр Украины. По генеральному плану города центральная площадь им. Дзержинского была скомпонована из круглой и примыкающей к ней прямоугольной частей (В. Троценко). По дуге, выявляя пространство круглой части площади, был размещен комплекс Дома госпромышленности, состоящий из девяти радиально ориентированных корпусов, сгруппированных в три массива с двумя проездами между ними. Висячие переходы над проездами связывают комплекс в одно целое. Многоплановая уступчатая композиция объемов производит сильное художественное впечатление. Высота отдельных объемов достигает 14 этажей. Материал — монолитный железобетон. Первоначально был построен Дом госпромышленности (С. Серафимов, М. Фельгер, С. Кравец, 1925—1928 гг.), по сторонам от него были сооружены затем Дом проектных организаций (С. Серафимов, М. Занберг-Серафимова, 1930-1934 гг.) и Дом промышленной кооперации (А. Дмитриев и О. Мунц, 1929—1934 гг.). Несмотря на то что каждый комплекс решался разными авторскими коллективами, общее архитектурное единство ансамбля площади было достигнуто.

Харьков. Дом Госпромышленности, 1926—1928 гг. С. Серафимов, М. Фельгер, С. Кравец. Общий вид до 1941 г.
Харьков. Дом Госпромышленности, 1926—1928 гг. С. Серафимов, М. Фельгер, С. Кравец. План
Харьков. Центральная площадь им. Дзержинского. План

Смелые работы советских архитекторов в области общественных зданий с их большими залами, повышенными нагрузками на конструкции, архитектурными объемами, требующими иногда больших консольных выносов, стали возможны благодаря развитию ко второй половине 20-х годов строительной науки и техники строительного производства. Хорошим примером в этом смысле может служить здание Планетария, построенное в Москве по проекту М. Барща и М. Синявского (1927-1929 гг.). Планетарий примыкает к территории зоопарка на Садово-Кудринской улице. Авторы создали композицию, состоящую из двух объемов - вытянутого прямоугольного параллелепипеда и цилиндра, перекрытого куполом. В цилиндрическом объеме расположен зал планетария «Звездное небо» общей вместимостью 1440 чел. Он занимает второй этаж и перекрыт железобетонным параболическим куполом с подвешенным к нему полусферическим экраном. Диаметр купола 28 м, общая высота от земли 26 м. Внутренняя оболочка купола представляет собой легкий металлический каркас, к которому изнутри и прикреплен матерчатый экран. Купольная часть сооружения покоится на цилиндре с большими поверхностями остекления в нижней части, выступающими объемами кабин, открытыми лестницами. По тем временам это было сооружение высокого инженерно-технического класса.

Москва. Планетарий, 1927-1929 г. М. Барщ и М. Синявский
Москва. Планетарий, 1927-1929 г. М. Барщ и М. Синявский. Разрез, план

 

 

В 1934 г. в ходе стр-ва переделан Б.Бикенбергом и А. Щусевым. Вместительность зала с 2500 до 1900. Появился 12-колонный портик на главном фасаде. Огромные объемы зала и сцены ухудшали акустику. Все было подчинено холодноватому модернизированному классицизму (широко вошедшему тогда в практику). Купол был наиболее выдающейся конструкцией, даже для европы, диаметром около 60 м, толщина была 8 см.

инженер П.Пастернак.

С функциональной точки зрения здание не совсем удачное. Дело в том, что в начале строительства оно задумывалось многофункциональным, как дворец культуры. Так и называлось — Дом науки и культуры. Внутреннюю сферу купола предполагалось использовать под гигантский планетарий. ДНК проектировали для проведения различных массовых мероприятий, предполагался даже пропуск городских демонстраций сквозь здание.

 

22. Дом Совета Труда и Обороны СССР и гостиница «Москва» на Манежной площади, реконструкция ул. Горького в Москве в 1936-37 гг.

Здание Госплана СССР (В 1936 г. здание предназначалось для Совета Труда и Обороны [СТО].) на проспекте Маркса в Москве, построенное по проекту А. Лангмана в 1936г. Здание Госплана СССР в Москве, решенное по сути в том же ключе, что и Дом правительства БССР, имеет симметричный, четкий и строго рациональный план. В центре и по бокам здания расположены вестибюли, из которых средний — главный и самый большой с парадной лестницей и двумя развитыми вертикальными узлами коммуникаций — обслуживает не только рабочие помещения по этажам, но и библиотеку, и залы заседаний, расположенные по оси главного входа (два зала по 250 мест и один, расположенный над ними, на 500 чел.). Основой конструктивного решения явились впервые здесь примененные железобетонные столбы с жесткой арматурой, облицованные кирпичом. Симметрия композиции и пластическая разработка темы своеобразного ордера в виде мощных вертикальных пилонов, несущих архитрав с аттиковым этажом в центре, монументальность и строгость форм создали выразительный образ правительственного здания. Приемы композиции, подобные рассмотренным, в различных вариациях нашли распространение при проектировании многих правительственных и административных зданий рассматриваемого периода.

Москва. Здание Госплана СССР. Дом Совета Труда и Обороны СССР, 1932-1936 гг. А. Лангман

Гости́ница «Москва́» — одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 19331935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева. Разобрана в 2004 году. В настоящее время завершается строительство нового здания гостиницы, в точности (по заявлениям проектировщиков) воспроизводящего внешние формы прежнего. 15 февраля 2012 года запланировано открытие торговых площадей на 4 первых этажах гостиницы

Гостиница занимала целый квартал, расположенный между площадями Революции, Театральной, Манежной и Охотным рядом. Проект здания, выполненный в духе конструктивизма архитекторами Л.И. Савельевым и О.А. Стапраном, был закончен к 1932 г., когда в советской архитектуре совершался поворот к освоению классического наследия прошлого. Для корректировки проекта, в качестве руководителя проекта был приглашен А.В. Щусев. С этой задачей зодчий справился, присвоив себе окончательно авторство всего проекта, что привело к конфликту с Савельевым и Стапраном, фамилии которых известны сейчас только профессионалам. Это противостояние привело к ассиметрии главного фасада, т.к. правое крыло возводилось несколькими годами позже, по проекту А.В. Щусева в тот период, когда Л.И. Савельев и О.А. Стапран были отстранены от работы. Кроме того, в эту часть здания также пришлось частично включить объем бывшей Большой Московской гостиницы.
Из-за начавшейся Великой Отечественной Войны строительство второй очереди здания вдоль площади Революции и Театральной было не реализовано и началось лишь в 1976 г. по проекту архитекторов А.Б. Борецкого, А.А. Дзержковича, И.Е. Рожина, Д.С. Солопова и В.А. Щелкановцевой.
Оформление фасада со стороны площади Революции было решено в стилистике старого здания, но отнюдь не повторяло фасад со стороны Охотного ряда, спроектированного А.В. Щусевым. Авторы проекта сохранили в целом характер членения фасадов и их пропорциональный строй, но сделали суше по рисунку, свели деталировку до минимума. Фасад, выходящий на Театральную площадь, имел более строгое решение. Первоначально, фасад второй очереди гостиницы, спроектированный Щусевым в 1935-1938 гг. должен был выходить на площадь в виде монументальной трехчастной арки. Такое решение подавило бы не только весь сложившийся к началу XX в. ансамбль площади, но и здания Большого театра. При проектировании второй очереди гостиницы в 1970-х гг. это было учтено и появилось довольно оригинальное решение - шестиэтажный пониженный корпус, который смотрелся со стороны площади Свердлова, как стоящее отдельно от гостиницы «Москва» здание. Масштаб этого корпуса был соизмерим с масштабом остальных построек выходящих на площадь и не подавлял ансамбль. При этом фасады здания, выполненные в стилистике гостиницы «Москва», ярко выдавали советскую архитектуру 1970-х гг.

В течение второй и третьей пятилеток, т. е. с 1931 по 1941 г. вплоть до Великой Отечественной войны, работы по практическому осуществлению Генерального плана Москвы протекали непрерывно, нарастал объем всех видов строительства. Наиболее значительными градостроительными мероприятиями по реализации Генерального плана Москвы были: строительство первой и второй очереди метрополитена, реконструкция основных магистралей города-улицы Горького, Можайского шоссе (ныне Кутузовский проспект), 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира), Калужской улицы (ныне Ленинский проспект), реконструкция центра города, создание девяти новых речных мостов через Москву-реку и Яузу и реконструкция их набережных.

Реконструкция основных радиальных магистралей была признана первоочередным мероприятием. Развитию городского транспорта препятствовали узкие и зачастую кривые московские улицы. Так, напряженная в транспортном отношении и важнейшая в плане города радиальная магистраль — улица Горького — только в отдельных местах достигала 18м ширины, имела булыжную мостовую. Можайское шоссе было обстроено разнокалиберными домиками с покосившимися заборами и грунтовыми тротуарами. Узкая проезжая часть Калужской улицы тоже была замощена булыжником, тогда как по плану она должна была превратиться в магистраль, связывающую центр города с обширными территориями новой застройки.