Конкурсные проекты Дома Культуры и Науки. Участие архитектора А.Д.Крячкова.

Проект Дома науки и культуры для Новосибирска 20-30-х. гг. (современный Академический театр оперы и балета).

Энтузиазм и желание новосибирцев видеть свой город центром индустрии, науки и культуры нашли яркое воплощение в строительстве «большого театра Сибири», идея сооружения которого возникла ещё в 1925 г.

Ввиду ограниченности средств первоначальные предложения архитекторов по театру сводились к пожеланию пристроить к зданию Сибгосоперы (бывшему Коммерческому клубу) зрительный зал со стороны сада. Но общественность Новосибирска смотрела гораздо шире на проблемы развития театральной жизни города. Говорили уже об отдельном театре оперы, драматическом театре и будущей сибирской консерватории. Новому театру отводили место в центре города, на бывшей Ярмарочной площади.

Зародившаяся идея постройки театра через некоторое время приобрела «сибирский» размах. Уже в 1929 г, было решено, что театр будет входить в комплекс Дома Науки и Культуры (ДНК), состоящий из нескольких зданий, «объединённых единством архитектурного замысла». В комплекс ДНК, помимо театра, должны были войти научно-исследовательский институт с лабораториями и конференц-залами, краевой музей производительных сил Сибири с научными кабинетами и картинная галерея. Зал театра вместимостью в 2100 человек должен был одновременно служить местом работы краевых конференций и съездов. Общий объём зданий ДНК должен был составить 150 тыс. м3.

Начались поиски проекта театра, который «должен был быть свободным от влияния старых форм зодчества», но не должен был быть «каменным ящиком». В. Вегман видел театр «в два яруса», другие члены комиссии требовали амфитеатра «как более демократического приёма». Возникло предложение поручить составление проекта известным московским архитекторам братьям Весниным или объявить всесоюзный конкурс на проект театра. В конце 1929 г. московский архитектор А.3. Гринберг предложил эскизный проект ДНК с театральным залом на 2800 человек, концертным залом на 1135 человек, библиотекой на 400 тыс. томов, радиостудией, радиоцентром, картинной галереей, музеем и рядом научно-исследовательских институтов. В проекте А.3. Гринберга, полностью отвечавшем программе инициативного комитета, был разработан целый ансамбль из нескольких зданий для размещения всех учреждений.

В 1930 г. были получены 5 проектов из Ростова-на-Дону из числа премированных на конкурсе проектов театра для Ростова. Особенный интерес вызвали проекты В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и Г.Б. и М.Г. Бархиных. Тем не менее скоро (в августе 1930 г.) было окончательно решено строить «совершенно новый» театр по системе «тео-масс», предложенный художником-конструктором Большого театра СССР профессором М.И. Курилко и архитектором Т.Я. Бардтом. (Новаторство предлагаемой системы театра подтверждено авторским свидетельством ЦБРИЗа № 26426 на театральное здание, выданным М.И. Курилко по заявке от 15 мая 1930 г.)

Театр представлялся весьма сложным сооружением как в архитектурно-строительном отношении, так и с точки зрения задуманной его механизации. Аппаратуры, которой должен был быть оснащён театр, ещё не существовало, и её нужно было конструировать. Однако никакие сложности строительства не могли поколебать решимость сибиряков иметь такой театр. В группу проектировщиков вошел А.3. Гринберг, который и осуществил архитектурно-строительную часть проекта по эскизам М. Курилко и Т. Бардта. По этому проекту зал театра имел около трёх тысяч мест и на сцене размещалась тысяча мест. Освещение зрительного зала предполагалось сделать отражающимся от купола, без плафонов, люстр, бра и т.п. Помещение под амфитеатром использовалось под устройство двух рядов движущихся круговых платформ (фурок). Поэтому перед зрителем могли появляться «с улицы» автомобили или экипажи, проходящие со «своей» скоростью или, при помощи самих фурок, с той же скоростью идущих назад. Сцена театра представляла собой поворотный круг радиусом в 12 м и также заряжалась при помощи фурок. Здание было огромным: объём его составлял 220 тыс. м3, высота в высшей точке достигала 40 м.

Сложные монолитные железобетонные конструкции здания, его купол диаметром в 55 м поручили разрабатывать московскому институту Гипрооргстрой, где группу инженеров-конструкторов возглавил профессор П.Л. Пастернак.

28 августа 1930 г. был отведён участок для строительства театра на центральной площади города с условием обратить главный фасад театра на Красный проспект. Возведение театра было начато 22 мая 1931 г. на основании постановления Высшего технического совета Наркомпроса РСФСР, утвердившего эскизный проект с заявленной стоимостью строительства в 5-6 млн. рублей. За 3 года были возведены каркас и стены всего сооружения, основные перекрытия и купол над зрительным залом, частично выполнены работы по устройству крыш. Но в ходе проектирования и строительства возникла необходимость в разрешении сложнейших проблем акустики и оптики в театре и одновременно выявилась большая стоимость здания и его оборудования, превышающая 20 млн. рублей. С 1935 г. стали изыскивать пути снижения стоимости строительства и пришли к решению строить театр обычного типа, с выделением левого крыла сцены для радиостудии, а верхних этажей над вестибюлем под музей или картинную галерею.

Проект Дома Науки и Культуры, разработанный архитектором А.З. Гринбергом по технологии и архитектурным эскизам художника М.И. Курилко и архитектора Т.Я. Бардта
План дома Науки и Культуры по проекту М.И. Курилко, Т.Я. Бардта и А.З. Гринберга
Строительство Дома Науки и Культуры 1933 год
Эскизный конкурсный проект реконструкции ДНК под театр академика архитектуры Б. Гольца. Июль 1933 год
Эскизный конкурсный проект реконструкции ДНК под театр художника-архитектора В. Тейтеля. Июль 1933 год
Эскизный конкурсный проект реконструкции ДНК под театр инженера И. Бурлакова. Июль 1933 год
Конкурсный эскизный проект оформления Дома Науки и Культуры профессора А.Д. Крячкова
Утверждённый конкурсный проект реконструкции ДНК под театр А. Гордеева. 1934 год
Окончательный проект Новосибирского театра оперы и балета, по которому завершено его строительство

В 1933 году перед комитетом содействия строительству Дома Культуры и Науки в Новосибирске встала проблема стилевого изменения его архитектуры из-за изменения концепций советского зодчества, вернее, «возобладавшей классицистической системы мышления в архитектуре» (К этому времени ДКиН был уже возведен во всех своих строительных объемах.) 13 января 1933 года было созвано совещание при заместителе председателя Крайисполкома по вопросу нового архитектурного «оформления» здания ДКиН.

5 июня 1933 года был объявлен конкурс на «архитектурное оформление фасада ДКиН»по программе, составленной «на основании идейной установки», данной Т. Я. Бардтом и М. И. Курилко, первоначальных авторов театра, наряду с А. 3. Гринбергом.

В преамбуле условий конкурса провозглашалось, что «идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи». Требовалось учесть, что это «театр преимущественно историко-героического репертуара... и эта героика, насыщенность пафосом прошлых боев и будущих окончательных побед и завершения стройки социализма должны быть отражены мощностью и мажорностью... Здание из аскетического я бедного по своей обработке (в вариантах арх. Гринберга) должно превратиться в центр архитектурного внимания в Новосибирске».

Конкурс был объявлен «двухстепенным» для углублённой разработки проблемы его новой архитектуры. В конкурсе участвовали архитекторы Новосибирска и Томска, из Москвы поступил проект архитекторов Г. П. Гольца, М. П. Парусникова и И. Н. Соболева. Участвовал в конкурсе и автор первоначального проекта здания ДКиН (театра) А. 3. Гринберг. А. Д. Крячков под девизом «Зеленый круг» представил эскизный проект на первый тур конкурса. Проект А. Д. Крячкова в целом представлял одно из интересных архитектурных решений по внешней реконструкции театра.

Жюри присудило проекту А. Д. Крячкова третью премию (первую получил проект Г. П. Гольца, М. П. Парусникова и И. Н. Соболева). В дальнейшем проектировании здания ДКиН, которое уже трансформировалось в здание театра традиционной сценической технологии, были приняты некоторые предложения из проекта А. Д. Крячкова. Например, превращение коридоров фурок и главное фойе; применение ордера во внешней архитектурной композиции здания, который охватил вестибюльную часть и объем зрительного зала, придав зданию иную монументальность и некоторую целостность внешнего вида. Проект реконструкции здания театра оперы и балета в Новосибирске затем разрабатывался в Москве архитектором Б. А. Гордеевым и В. С. Биркенбергом, по которому и было завершено строительство.