Ассоциац.худ-ов революц. России.

АХРР-АХР( ассоциация художников революционной России), ее программа и тврческие цели. Лидирующие художники и произведения.

Организация, открыто, программно стоявшая на революционных позициях, пользовавшаяся официальной поддержкой государства. АХРР с 1928, АХР с 1922г. На основе товарищества передвижных худ. выставок, ассоциации по изучению современного революционного быта. В декларации АХРР обьявлялось гражданским долгом « художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Члены ассоциации стремились «художественно- документально» запечатлеть жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев, о чем говорят названия их выставок: «жизнь и быт рабочих», «жизнь и быт красной армии», «жизнь и быт рабочих СССР» Они выдвинули лозунг «героического реализма» как фундамент будущего мирового искусства. «Ахровцы» работали во всех основных жанрах советской живописи. Основное место в их творчестве занимала революционная тема, отражающая гос. политику в исскустве. Через этот жанр происходила и определенная мифологизация истории. Ведущую роль в развитии советской живописи 1920 г, в историко-революционоам жанре, сыграл Исаак Бродский, работавший прямо по политическому заказу и создавший свою живописную «лениниану». Его произведения «вождь и народ», «Ленин и манифестация», «Выступление Ленина на митинге рабочих путиловского завода в 1917г», «Ленин в Смольном» ( изображение вождя в кабинете).

«Художественно- документально» события первых лет революции запечатлел в своих бытовых картинах Чепцов. «Заседание сельской ячейки» -скромное маленькое произведение отразило целую эпоху в жизни страны, Чепцов необдуманно безоглядно приветствовал разрушение традиционного уклада русского крестьянства. В романтическом ключе решает батальные темы Греков. «Тачанка»- безудержный гимн первой конной армии Буденного. «Трубачи первой конной армии». Греков искренне воспринял идеи революции, невольно способствуя созданию некой легенды, мифа- о первой конной армии буденного. В 1929 создал первую в советском искусстве диораму «Взятие Ростова».Он оказал большое влияние на формирование советской батальной живописи. В портретном жанре работали Малютин и Ряжский. Малютин пишет портреты, где находит свое разрешние старая русская проблема «Интеллигенция и революция», показаны люди, сумевшие вписаться в новую жизнь. В 1920 гг. закономерно обращение к портрету, в котором делается попытка сочетать сугубо индивидуальные черты с типическими, характерными для определенной эпохи, отражающими социально- общественное лицо модели. Ряжский оставил след в живописи своим обобщенным образом советской женщины, принявшей свмое деятельное участие в строительстве нового мира. «Делегатка», «Председательница»- это не индивидуальный портрет, а портрет- картина, представляющая тип людей , рожденных новой жизнью, которую они сами и строят, волевых почти фанатичных. В пейзажном жанре, основное внимание уделяется образу строящейся страны, налаживающей свою жизнь и восстанавливающей хозяйство. (Яковлев). «Транспорт налаживается». Лирический пейзаж в эти годы получил развитие в творчестве Юона «Купола и ласточки», Осмеркина «Мойка. Белые ночи», Бакшеев «Голубая весна».

 

Вопрос 67. Общество станковистов (ОСТ)- объединение художников, основанное в 1925 г. в Москве группой выпускников Вхутемаса мастерской Д. П. Штеренберга (1881 - 1948). Члены ОСТа ставили целью отражение типических явлений советской действительности.

Ядро будущего общества станковистов сложилось после «Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства», состоявшейся в 1924 г.. Его составили участники выставки студенты ВХУТЕМАСа, входившие в состав следующих группировок:

• «проекционисты» (С.Лучишкин, С.Никритин, К.Редько, Н.Тряскин, А. Тышлер).

• «конкретивисты» (П.Вильяме, К.Вялов, В.Люшин, Ю.Меркулов).

• «группа трех» (А. Дейнека вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым).

Учредителями общества художников-станковистов выступили: Анненков Ю. П..Дейнека А. А., Вильяме П. В., Денисовский Н. Ф., Костин С. Н., Лабас А. А., Пименов Ю. И., Штеренберг Д. П.. Председателем ОСТа, как наиболее почтенный и «старшина», был выбран Штеренберг.

Название группировки было связано с бурными дискуссиями о судьбах и назначении искусства. Группа современных остовцам живописцев принципиально отвергла станковые формы творчества ради художественно-производственных задач. Представители будущего ОСТа были против такого подхода, что и отразилось в названии объединения.

В 1929 г. был принят Устав организации, В качестве основного положения идеологической направленности деятельности объединения провозглашалось: «...в жоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой социалистической культуры».

Общество вело активную выставочную деятельность. Большие выставки его членов прошли в апреле-мае 1926 г., в апреле 1927 и 1928 г. Наряду с членами ОСТа в них участвовали А. Д. Гончаров, И. В. Клюн, Н. И. Купреянов, С. А. Лучишкин, А. Г. Тышлер и др.. Параллельно, входящие в ОСТ, художники экспонировали свои работы на объединенных всесоюзных выставках: "10 лет Октября", 1927; "10 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (1928), "Жизнь и быт детей Советского Союза" (1929); выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1929) и др.

В связи с определенными разногласиями в 1928 г. внутри общества четко определились две группы художников, отличавшихся своими творческими позициями:

• первая группа - в нее входили Вильяме, Дейнека, Лучишкин. Пименов и др. - тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.

• вторая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров. Лабас. Тышлер, Шифрин и др.). работала в более свободной манере, предпочитая лиричность и живописность рациональной организации произведений.

Первоначально профессиональные дебаты и полемика между членами обеих групп вскоре приобрели политическую окраску. В 1931 г. Общество станковистов раскололось на два объединения — ОСТ ( группа Штеренберга ) и «Изобригада».

В 1932 г. общество художников-станковистов было распущено в связи с созданием Московского отделения Союза советских художников.

 

68. «Суровый стиль» - новое направление в советском искусстве. Его живописно-пластическое и жанровое своеобразие. Лидирующие художники и произведения.

 

В советской живописи конца 1950-х- начала 1960-х годов утвердился «суровый стиль». Название относилось к произведениям художников, изображавших в сюжетно- тематических картинах жизнь простых людей в возвышенно поэтическом духе. Художники воспевали энергию и волю современников, «героику трудовых будней»

(Н.И. Андронов, Коржев, Иванов, Никонов, Оссовский,Салахов).Сходные установки проявлялись в графике( Голицин, Захаров) и в скульптуре ( Шаховской, Александров). Для сурового стиля характерны монументальные композиции, обобщенные лаконичные формы, энергичные ритмы, четкие силуэты, сдержанная цветовая гамма.

Гелий Михайлович Коржев –самых ранних работ обращался к большим гражданственным темам. Первым крупным произведением художника является триптих «Коммунисты», состоящий из картин «Интернационал», «Гомер(рабочая студия)» и «Поднимающий знамя». Историко- революционная тема трактуется художником с высокой степенью философского и социального обобщения. Коржев создал целостные образы «солдат революции». Главные персонажи изображены крупно, все предельно лаконично, только некоторые детали даны как приметы времени. Стиль Коржева остается сдержанно – суровым, даже когда он обращается к лирической тематике «Влюбленные». Живописи Коржева присущ драматизм. Так в картине «Художник» звучит тема невостребованности таланта. В 1960 гг. Коржев создал серию картин « опаленные огнем войны». Полотна этой серии («Проводы», «Заслон») обладают огромной силой эмоциональной выразительности. Одна из последних работ художника «Дон Кихот» показывает борца за справедливость, несломленного героя , что вселяет надежду на светлое будущее.

Виктор Иванович Иванов-прославился как создатель больших тематических полотен( «На покосе. В шалаше», «Семья», «Рязанские луга», «Родился человек», «Под мирным небом»). Всем им свойственны ясная компощиция, четкая очерченность контуров, сдержанность цветового решения. На картине «В кафе «Греко» изображены художники Коржев, Оссовский, Зверьков, Жилинский и сам автор во время совместной поездки в Рим. Темы для больших картин Иванов искал в патриархальной жизни русской деревни. Выразительные средства, свойственные скорее монументальной, чем станковой живописи, отличают даже его камерные полотна: «Автопортрет с дочерью», «Внучка», «В саду», «Маша»

Таир Теймур оглы Салахов-был признанным лидером сурового стиля, прекрасным живописцем и графиком. Одной из задач этого направления было развитие невостребованных официальным соцреализмом традиций ранней советской живописи. Образцом для подражания Салахов считал творчество Дейнеки. Салахов искал новый пластический язык( «Резервуарный парк», «Монтажник», «Женщины Апшерона»). Особое место мастера среди художников сурового стиля объяснялось тем, что он изображал не гигантские сибирские стройки, а обратился к труду нефтяников Каспия(«Ремонтники»). Суровая романтика и драматическая героика отличают и портреты Салахова. В «Портрете композитора Кара Караева» изображен творец, размышляющий над актуальными духовными проблемами времени. Необычна ассиметричная композиция- композитор показан в профиль, его лицо погружено в тень, а освещена напряженная спина, обтянутая белым свитером. Которая выделяется ярким пятном на фоне черного рояля. С конца 60-ых, начала 70-ых Салахов от тематической картины сурового стиля перешел к пейзажам родного края, портретам родных и близких («Айдан»- портрет дочери), красоте обнаженного женского тела, экзотике заморских стран. Работы этого периода по- прежнему отличают монументальная выразительность форм, классическая строгость композиции и оригинальная пластика.