Абстракционизм» В.Кандинского.

Беспредметное искусство. Характерно спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических абстрактных формах, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции из линии, точек, пятен, эксперименты с цветом. Основоположники Кандинский и Малевич использовали понятие «беспредметное искусство», указывая при этом, что отсутствие предмета в картине не есть отсутствие в ней смысла. Многие движения внутри абстракционизма отчасти сохраняли предметность, чтобы выявить в изображаемых объектах некие первичные, абсолютные сущности пластического или идеального характера. Художники стремились работать с чистыми формами. На 1911-1912 годы приходится утверждение Кандинского как последовательного абстракциониста. Именно в это время он стал называть свои работы композициями впечатлениями, или импровизациями- плод интуиции, впечатление- суть реакции художника на окружающий мир, а композиция представляет собой тщательную постройку на основе подготовительных этюдов. Импровизация 21А- переходная фаза от конкретного к абстрактному изображению. Если в нее всмотреться, можно обнаружить далекое эхо реальных предметов. «В сером» ознаменовала собой конец «драматического периода»- то есть его штудий по изучению взаимодействия форм. Абстрактные иероглифы, накладывающиеся друг на друга, на серо- коричневом фоне. Даже в период «Баухауза», когда в творчестве Кандинского преобладали строгие геометрические фигуры, он добивался того, чтобы источник его абстрактного изображения оставался понятным зрителю. Картина «Вверх» -геометрические фигуры и плоскости складываются в четкие очертания человеческого торса. В своей абстрактной живописи он использует в качестве отправной точки образы реального мира, но передает их с помощью простых геометрических фигур. «деталь для композиции 4»- (казаки), сюжет навеян казаками, скакавшими по улицам Москвы во время революции 1905. Он начинал с общих рассуждений о духовности искусства и с попыток в непривычных формах выявить эту духовность, на смену этому пришла конкретика. В «Точке и линии на плоскости» он разработал почти математическую теорию пластического искусства, базирующуюся на системе рассуждений о воздействии геометрических фигур на человеческую психику и о необходимом соотношении формы и цвета в живописи. Помимо картин написанных маслом под «импрессионизм», создал несколько работ по мотивам русского фольклора. «Волжская песня». Создал ряд гравюр на дереве. Со временем работы стали более организованными, сдержанными по цвету. В их основе теперь лежал один элемент- круг, трапеция или др. геометр. форма. Когда преподавал в баухаузе, предложил систематически модернизировать свои конструктивистские композиции. На его полотнах появились пучки линий, сетки, параллельные отрезки. В основе его творческой философии лежало представление о музыкальных и эмоциональных эквивалентах цвета и о строгом взаимодействии форм. Изучая геометр. формы, художник нашел, что с их помощью можно усиливать или ослаблять свойства цвета, а также обозначать точки напряжения на плоскости картины. С 1933 г. Отдавал предпочтение формам, названным им «биоморфными абстракциями». Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу человека.

Супрематизм Казимира Малевича –. Пионер авангарда Малевич, известный в первую очередь «Черным квадратом», начинал свой творческий путь как импрессионист, но уже в 1910-х годах стал активным участником футуристических выставок, а позднее создал свою теорию супрематизма. Это направление считается ответвлением абстракционизма и выражается в лишенных изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Картину Малевича "Черный квадрат" считают изобразительным манифестом супрематизма. В своём раннем творчестве, К.Малевич увлекался импрессионизмом, элементами модерна, сезанизма, кубизма, фовизма, символизма, - все это попытки внешнего заимствования чужих стилистических систем, которые можно рассматривать в качестве школьных упражнений начинающего художника.
("Корова и скрипка" 1913,"Авиатор" 1914 , "Англичанин в Москве" 1914) Переход Малевича к супрематизму можно обозначить 1912 годом. В том же крестьянском цикле постепенно начинают преобладать тенденции, окрасившие в дальнейшем все собственно оригинальное творчество Малевича. "Жница"(1912), "Плотник" (на обороте -картина "Крестьянки в церкви", 1911) (1912), "Уборка урожая" (1912) - эти работы уже совершенно избавляются от человеческого переживания и духовной наполненности. На первое место выходит формальный прием. Людей и природу заменяют персонажи, склеенные из "раскрашенных жестяных листов". Изображения все больше приобретают характерные черты условного знака, эмблемы, формулы условного обозначения, в конце концов - иероглифа. В своих теоретических работах Малевич многократно подчеркивает свое стремление приблизиться к условному знаку, к "китайскому иероглифу", а это неизбежно означает выход из области искусства в область информатики. Цель Казимира Малевича состоит в создании максимально простого изображения, которое может нести в себе очень важную информацию, и такая информация прочитывается мгновенно. Величайшая заслуга Малевича состоит в том, что он разработал изобразительный прием, позволяющий регулировать человеческие взаимоотношения в условиях скоростных процессов современной технологической цивилизации. Результат творческих поисков Малевича не имеет никакого отношения к изобразительному искусству, занятому изучениями осмыслением человеческой духовности. Новаторство и достижения Малевича целиком принадлежат области технологического иероглифа. Вспомните картину Малевича "Крестьянин-косарь". Вот вам готовый дорожный знак "Осторожно, впереди сенокос". Промышленная графика, торговые знаки, производственные плакаты, эмблемы, значки - вот тот мир, куда органично вписывается и квадрат Малевича, и автодорожные знаки ГАИ. В супрематизме, оперирующем сочетаниями геометрических фигур на нейтральной плоскости фона, Малевич совершил шаг, на который до него никто в мировой живописи не мог решиться, - на полный отказ от изобразительности, даже от тех ее раздробленных и перетасованных элементов, которые сохранялись в крайних течениях того времени - кубизме и футуризме. Супрематизм оказал огромное воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладное искусство. Настоящей школой архитектора Эль Лисицкого стал супрематизм Казимира Малевича. Продолжением супрематических работ Малевича стали так называемые "проуны" ("проекты утверждения нового") Лисицкого, и без этого этапа архитектура Лисицкого никогда бы не состоялась. Влияние работ Малевича на архитектурные планы, ещё в 20х годах оказало большую роль для развития дизайна и архитектуры. Плоскости, геометрические фигуры, которые использовались в супрематизме, стали широко использовать в своих работах дизайнеры. Черный квадрат" - это не картина, это реакция автора на происходящее в мире. Это была целая акция - показать символ предстоящего разрушения и пустоты. У Малевича таким символом стал Черный квадрат. Логика квадрата в том, что в период отрицания авангардом всего предшествующего опыта искусства, всех его наработок, попыток выбросить его «на свалку истории», Малевич представил то, что останется на нуле искусства, отказе его от развернутой формы. «Изображение «Чёрного квадрата» является как реалистичным, так и абстрактным одновременно. Квадрат повторяет конфигурацию, идет вслед за рамой и растворяется в этой форме. Форма квадрата конечно не случайна. В этом смысле квадрат есть универсальный знак и не случайно из древности у разных народов солярные (т.е. связанные с культом солнца как источника жизни) наиболее влиятельные знаки имеют форму квадрата или свастики, вписанной в квадрат.