Арх-ра Др Рима: гражданские сооружения – виллы и инсулы, пространственная композиция, росписи.

Общая характеристика. Римскую культуру отличает более глубокая, чем в эллинистических городах, кровная привязанность к дому как фундаменту общественного и личного благополучия. В римском «искусстве жизни» роскошное украшение домашних покоев должно было служить обрамлением жизни, приносить обитателям радость, и возвышать их дух гордым сознанием красоты, какой они себя окружили. Жилая архитектура - виллы и инсулы - наглядно демонстрировала социальные полюсы римского общества.

Виллы. В императорский период выделяется два вида вилл: вилла урбана - роскошная загородная резиденция богатых людей и вилла рустика, которая была центром фермерского хозяйства.

Наружные стены были глухими, внутри ранний римский жилой дом распадался на два комплекса помещений. Центральной частью одного из этих комплексов являлся эллинистический перистиль (открытый дворик), другого - этрусский атрий. Атрий - главное помещение дома. Здесь расположен очаг (атрий -черный, закопченный), бассейн (имплювиум), куда из отверстия в крыше стекала священная небесная вода, алтарная полка. Атрий со всех сторон был окружен комнатами, выходившими на него дверями. Таблинум -главное парадное помещение, соединявшее помещения вокруг перистиля с помещениями вокруг атрия.

Монументально-декоративная живопись. В помпейских домах хорошо сохранилась внутренняя декоративная живопись, которую традиционно делят на четыре стиля. Роспись первого стиля -«инкрустационного» (республиканский период) была всего лишь имитацией мраморной облицовки. Роспись второго - «перспективного», иллюзорно воспроизводит ниши, карнизы, монументальные пилястры, как бы раздвигающие стену, создавая впечатление величественной архитектуры и простора, давая каждому римлянину ощутить себя императором в пределах собственной виллы. В третьем стиле -«канделябрном» («орнаментальном») небольшие картины, медальоны, а то и отдельные фигурки красивыми пятнами ложатся на стену среди лёгких трельяжей в цветах и гирляндах, придавая покоям нарядную уютность. Стена восстановлена, внутреннее пространство изолировано от внешней среды, что дает хозяевам ощущение некоей психологической разгрузки. В росписи четвёртого стиля - «иллюзорного» преобладают фантастические архитектурные композиции с галереями, балконами, театральными декорациями и дворцовыми фасадами, поражающими воображение своей феерической роскошью. Как писал архитектор Витрувий, вся эта живопись была «отделкой стен», то есть живописью декоративной, всего лишь приятным для глаз убранством покоев, рассчитанным на эти покои и создающим в них определённое настроение, изобразительному началу здесь отводилась подчинённая роль.

Инсулы. К концу I в. до Р. X. население Рима насчитывало почти миллион человек, и большую часть населения составляли торговцы, чиновники, ремесленники, которые жили в инсулах. Инсула (остров) -многоэтажный (от 4 до 7) жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаем. Они составляли массовую застройку древнеримских городов - в I в. до Р. X. число инсул в Риме достигало почти 50 тысяч. Чтобы избежать катастроф, император Август определил предельную высоту здания как 21 м, а Траян - 18 м. Инсулы строились из кирпича, крыши делались черепичные. Первые этажи были отведены под лавки (таберны). Остальные этажи занимали квартиры. Каждая из них включала три комнаты, примыкающие к коридору, перпендикулярному наружной уличной стене. Но лишь одна из них, несколько большая по площади, и коридор имели окна на улицу. Две другие комнаты, расположенные одна за другой в глубине квартиры, были темными и, по-видимому, служили спальнями. Нижние этажи инсул снимали состоятельные граждане: в таких квартирах были высокие потолки (до 3,5 м) и широкие окна, защищенные плотными ставнями. Начиная с третьего этажа, квартиры предназначались для бедняков, высота потолков была такая, что люди даже ходили согнувшись.

 

14.Христианское мировоззрение и его отражение в стилистике византийский мозаик Излюбленной техникой в украшении византийских храмов была мозаика, истоки которой можно про­следить в Античности. В Византии мо­заики размещали в подкупольном про­странстве, на стенах, арках, в алтарной части храма. Здесь необходимы были яркие, звучные цвета, сильные контра­сты, контуры, видимые с далекого рас­стояния. Для усиления яркости своих композиций византийские мастера ста­ли использовать не натуральные кам­ни, а смальту (сплав стекла с мине­ральными красителями).

Византийская мозаика - это в первую очередь мозаика храмовая, трактовка образов по сравнению с римской мозаикой утратив трепетную реалистичность, становится более условной. Это связано с тем, что объектом изображения становятся не конкретные люди и предметы, а христианские святые, чей образ не был столь известен и конкретен, как их дела. Византийские мастера не копировали мир, как мастера античности, а моделировали его по подобию реального.Византийские мозаики - это монументальные полотна. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки. Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния. В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер.

Именно в Византии мозаика становится техникой империи. И это искусство еще до иконы становится на службу христианства. Дальнейшее развитие мозаики начиная с Византии теперь будет прочно связано с христианством. Идея божественности образов и мира изображенного на стенах храом в определила и материал, используемый для набора мозаик - смальты. Если римские мозаики зачастую делались из различных пород мрамора (иногда с добавлением цветного стекла), то византийские мозаики как правило смальтовые. Византийские мастера точно рассчитывали угол падения света на кубики смальты, чтобы добиться удивительного эффекта — мерцания и переливов цветов. В изображениях не было ни одной жесткой линии, все они выглядели ускользающими. Силуэты насыщенных цветов выразительно вы­делялись на золотом фоне. Византий­цы любили золото как символ празд­ничности, великолепия и как символ сияющего неба, создающего ощуще­ние отрешенности от реальной жиз­ни, невозможности разумом постичь божественную сущность

Мавзолей_______Галлы_______Плацидии_______в_______Равенне,_______V_______век

Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов. Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов. Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию «опрокидывающегося» на зрителя пространства.

Баптистерий_________Православных_________в_________Равенне,_________V_________век

Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах варьируются только два цвета — белый, олицетворяющий свет, и золото свет небесный.

Базилика______Сант-Аполлинаре______Нуово______в______Равенне,______VI______век

В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля. Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше подчеркивают ирреальность изображенного.

Церковь________Успения________Богоматери,________Дафни,________XII________век

Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека на страсти и пафос страдания и жертвы.